Квест - игра "Письмо тётушки Совы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Малиёва Татьяна Михайловна

Логопедическое мероприятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: "Зимующие птицы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая квест – игра «Письмо тётушки Совы».  

 по развитию речи с детьми старшей группы на тему: "Зимующие птицы".

Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление представлений о зимующих птицах;
- расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме;
- совершенствование грамматического строя речи (образование форм   творительного падежа, употребление существительных с числительными, образование притяжательных прилагательных, образование глаголов).

 -совершенствовать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие навыков речевого общения, связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, мышления и творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование навыков самостоятельности, инициативности,    взаимодействия;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация по данной теме, предметные картинки.

Ход занятия

Организационный момент.  

Логопед. Сегодня мне принесли интересное письмо. Это письмо из леса, от мудрой тётушки Совы. Сова прислала нам задания, ответив на все вопросы мы узнаем что мы должны делать зимой.
1.Кинезиологическая гимнастика
• Сначала позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
• Теперь натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
 • Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)


2. Загадки.

По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

3.Логопед: Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)
Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими?
Дети: Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
Логопед: Назовите известных вам зимующих птиц.
Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения. (ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).
А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
4. Дидактическая игра «Собери птицу».

(Дети собирают и называют части тела птицы.) 
Дети: У птиц 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух.
Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, опереньем.

Логопед: Ребята послушайте стихотворение о снегирях.

Ребёнок. Снегири

Н.В.Заболоцкий

Что за чудо: в зимний день
Оживилась вся сирень.
Красногрудые комочки
Зашумели как листочки.
Будто красных роз букеты
На сирень забросил ветер.
Стайки дружных снегирей
Крошки кушают на ней.
Вова с маленькой Танюшкой
Птичкам сделали кормушки.

Логопед: Дети а хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать? Нам сейчас расскажет Паша.

Ребёнок.

Трудно птицам зимовать

А. Чепуров

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

Дети: Кормушку.

5. Упражнение «Кормушка»

Презентация.

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке?

6.Дидактическая игра «Сосчитай-ка».
(Употребление существительных с числительными)
Логопед: Дети, на кормушке много птиц, давайте их посчитаем.
Дети: Один серый воробей, два серых воробья … пять серых воробьев.
Одна длиннохвостая синица, две длиннохвостых синицы … пять длиннохвостых синиц.
Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря … пять красногрудых снегирей.
Одна чернокрылая ворона, две чернокрылых вороны … пять чернокрылых ворон.
7.Логопед: Ну а теперь предлагаю превратиться в птиц.
Физ.минутка "Птичка" 

(дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Скачет шустрая синица,   (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,   (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,   (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.   (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,   (Присели.)
Почесала клювом грудку,   (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень,   (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,                           (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!                  (Прыжки на месте на двух ногах.)

8. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед: Дети тётушка Сова прислала нам картинки, с помощью которых мы узнаем чем питаются птицы зимой.

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки: (Образование форм творительного падежа)
Логопед: Дети, на кормушку прилетело много птиц. Какую птицу, чем будем угощать?
Дети отвечают (соединяют изображение птицы и корм):

Синицу накормим салом. Воробья накормим зерном. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.

Логопед. Ребята нам Серёжа расскажет что говорят нам птицы.

Ребёнок.

Воробей
Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
– Эй, ребятки, просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,
Я вам песенку спою!

9. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

Логопед. А Матвей расскажет о том как они с папой помогают птицам.

Ребёнок.

У нас такой обычай

Чуть выпадет снежок

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь, в саду за домом,

Среди седых ветвей,

Готов обед весёлый

Для птичек у детей!

Итог занятия.

Логопед. Ребята мы выполнили все задания мудрой тётушки Совы. О ком шла речь (о зимующих птицах). Так что же мы люди должны делать зимой для птиц. И что будет, если мы этого не сделаем. (Ответы детей). Ребята не забывайте о наших пернатых друзьях.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике "В гости к тётушке Сове"

Увлекательное путешествие на поезде....

Презентация "Уроки Тётушки Совы"

презентация на автоматизацию звука "С"...

конспект занятия по художественному творчеству для детей II младшей группы "Цветы для тётушки Совы"

"Цветы для тётушки Совы"  - дети рисуют цветы с помощью нетрадиционной техники рисования ( оттиск пробкой) для тётушки Совы , которая никогда не видела цветущий луг, т.к. она ночная птица. Направ...

"В лес к тётушке Сове"

Сценарий организованной образовательной деятельности во 2 мл. группе. Интеграция образовательных областей: здоровье, безопасность, познание, физическая культура, коммуникация, социализация, чтени...

Сценарий экологической квест-игры «Поиск подарка от тётушки Совы»

Сценарий экологической квест-игры «Поиск подарка от тётушки Совы»Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности....

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ПДД «ПОДАРОК ТЁТУШКИ СОВЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сценарий создан для обобщения знаний  детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города....

Квест- игра по финансовой грамотности Тема: «Клад тётушки Совы».

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, ...