методическая разработка по развитию речи старших дошкольников на тему:Профессии
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Валентиновна Савченко

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов,родителям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_professii.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1542

Методическая разработка  открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе на тему: «Професии»

       

        Составила: воспитатель высшей категории

            Савченко Т.В.

Цель:

1. Формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города, закреплять знания, полученные ранее.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”;

-закреплять умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

-продолжать учить делить слова на слоги;

-активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления, внимания, смекалки;

- развивать связную, грамматически правильную речь;

-расширять словарный запас детей;

-развивать творческое воображение, умение обобщать.

Воспитывающие:

-воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;

-воспитывать уважение к людям труда;

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

-воспитывать выдержку, терпение, соучастие, чувство уверенности в себе.

Материалы и оборудование: конверты с заданиями, картинки с изображением профессии, карточки с буквами, мультимедийная презентация

Ход занятия

Дети, проходите в зал. Вы видите, к нам сегодня пришли гости, давайте, им улыбнемся и поздороваемся, и будем садиться на свои места. Ребята, вы помните пословицу «Гость приходит ненадолго, а замечает многое», так какими, мы с вами, должны быть хозяевами?(Доброжелательными, внимательными, сообразительными, ответственными, любознательными, послушными).

Воспитатель. Кто-то стучит в дверь. Вы проходите, садитесь, а я посмотрю, кто пришел. Это почтальон принес письмо, а письмо-то у нас не простое – смотрите, какой большой конверт. Может быть ошиблись адресом? Кто мне напомнит адрес нашего детсада? Правильно, адрес наш. Кому же письмо адресовано? Самым внимательным, дружным, сообразительным, любознательным, послушным. Как думаете, это нам письмо? Тогда открываем!

-Если вы выполните все задания, то я покажу вам Волшебный мир!

Первое задание. Загадки.

Он одет в комбинезон, 

Ловко красит рамы он, 

Побелил он потолок, 

Сделать он ремонт помог. (Маляр) 

Его работа – в глубине, на самом дне.

Его работа – в темноте и тишине.

Но кто же он, ответь-ка на вопрос:

Не космонавт, а ходит среди звезд. (Водолаз)

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью,  нас спасут -

Такой у них опасный труд! (Спасатель)

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой,

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой? (Дворник) 

Нужен он и в ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает

Цифры быстро сосчитает.(Бухгалтер)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все отгадки? 
- Молодцы, именно о профессиях мы будем сегодня говорить. Мы с вами уже познакомились со многими профессиями.

- Что такое профессия?  Ответы детей.

- Профессия – это трудовая деятельность, которая требует специальных

знаний и практических навыков. Профессия – это дело, работа, основной вид занятий, которому человек себя посвящает.

- Как вы думаете, почему на свете так много разных профессий? (Ответы детей). Профессий много и все они важны.

- Для чего профессии нужны людям? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились хорошо.

Второе задание. «Узнай по описанию».

Воспитатель: На мольберте расположены картинки (обратной стороной) с изображением людей разных профессий. Вам нужно выбрать любую, и рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом. Вы рассказываете о профессии, не называя её, а мы должны отгадать, о какой профессии идет речь. А чтобы рассказ получился точным и полным вы можете использовать план-схему. (Рассказы детей о стюардессе, космонавте, парикмахере, портном, медсестре, учителе…) 

Образец рассказа: Этот человек подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, лак для волос. Он должен быть внимательным, вежливым, аккуратным.

Самостоятельные рассказы детей.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы. Со вторым заданием мы справились. А сейчас, давайте с вами поиграем в дидактическую игру «Четвертый лишний».

Воспитатель: Я буду называть предметы, которые используют люди определенной профессии. Один из предметов к этой профессии не относится. Определите его. 

 Ножницы, линейка, зеркало, расческа. 

Букварь, указка, нож, глобус. 

Пила, таблетки, градусник, шприц. 

 Грабли, метла, лопата, клещи.

Швейная машинка, сантиметр, свисток, иголка. 

 Сковорода, кастрюля, половник, кисти

Молоток, краски, мольберт карандаш.

 Рубанок, топор, отвертка, гитара.

 Огнетушитель, багор, шланг, акваланг.

 Весы,бинокль, штурвал, якорь.

 Клавиатура, компьютер, скафандр, мышка.

Третье задание.

Воспитатель: У меня в руках карточки. Я буду показывать вам буквы, а вы, должны вспомнить профессию, в названии которой она есть. Чем отличаются звуки и буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим).

- Будьте внимательны!

- Какую букву вы видите? (Букву У), звук “у” какой? (Гласный) Почему? (Его можно пропеть)

- Назовите профессии, в названии которых мы слышим этот звук. (Учитель, бухгалтер, кулинар).

- Какую букву вы видите? (Буква Б),

- Звук «б» какой (согласный, звонкий).

- Назовите профессии, которые начинаются на этот звук. (Балерина, библиотекарь, банкир, билетер).  Сколько слогов в словеба-ле-ри-на, би-ле-тер?

- Какую букву вы видите? (Буква А), какой это звук? (Гласный).

- Назовите профессии, в названии которых есть этот звук, на каком месте? (Археолог, повар, автомеханик, адвокат, артистка).Сколько слогов в слове

по-вар, ад-во-кат?

- Какую букву вы видите? (Буква ЭР), а звук?

- Какой это звук? (Согласный, звонкий).

- Назовите профессии, в которых есть звук «р», на каком месте? (Рабочий, шофер, доярка, маляр). Сколько слогов в слове ра-бо-чий, ма-ляр, шо-фер.

- Какую букву вы видите? (Буква Т), какой это звук? Что ты можешь сказать про этот звук? (Согласный, глухой).

- Назовите профессии, в которых есть этот звук. (Таксист, космонавт, тренер, официант, учитель). На каком месте стоит звук?

На доске выкладываются буквы Б – У – Р – А - Т

Воспитатель: Воспитатель: А сейчас минутка отдыха. А проведет ее Оля, она будет читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки, чтобы получилась рифма и показывайте те движения, которые соответствуют профессии, которую вы называете.Встаньте около стульчиков.

Трактор водит…  (тракторист)

Электричку…        (машинист)

Стены выкрасил….(маляр)

Доску выстрогал….(столяр)

В доме свет провел..(монтер)

В шахте трудится…(шахтер)

В жаркой кузнице… (кузнец)

Кто все знает …     (молодец)

Воспитатель: Вот и с этим заданием мы все справились. Можно открыть следующий конверт. Ребята, в нем пригласительный билет для всех нас в театр. Мы всегда были зрителями и смотрели на сцене интересные спектакли и представления. А сегодня пройдем с вами за кулисы, чтобы узнать кто же работает в театре.

Но сначала, мы с вами попробуем догадаться, кто-же прислал нам приглашение в театр, какой сказочный герой прошел через многие испытания, подвергался опасностям, кого хотели сжечь в камине, утопить в пруду, у кого хитростью выманили золотые монеты, но он все-таки нашел заветную дверцу, которая была спрятана за холстом в каморке, и попал прекрасный театр. Кто же он?

Дети: Буратино! А из какой он сказки?

Воспитатель: Посмотрите вокруг повнимательнее, может быть он где-то в зале сидит и наблюдает, смогли мы выполнить его задания или нет.

Буратино, мы тебя увидели! Выходи к нам.

Буратино: Сегодня я предлагаю совершить вам увлекательное путешествие в волшебный мир театра, потому что каждый, кто попадет в этот мир, становится немного другим, стоит только подключить фантазию и немного воображения. Мы отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля. Согласны? Но для этого мы должны узнать, кто же в театре делает так, чтобы зрители увидели прекрасное представление.

Буратино: А кто из вас был в театре? Какие театры вы знаете? (Драматический театр, Кукольный, музыкальный, театр зверей, театр оперы и балета).

- Ну, так пойдемте со мной в театр, вставайте со своих мест, из столов мальчики помогут сделать сцену, а девочки расставят стульчики рядами, как в зрительном зале.

Воспитатель: давайте сделаем гимнастику для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Презентация - просмотр

Итог занятия.

Воспитатель: О чем нам рассказал сегодня Буратино? (О профессиях в театре).

Для чего ходят в театр? (Посмотреть пьесу, получить удовольствие).

-Кто выступает перед зрителями? (Актеры и актрисы)

-Кто ставит спектакля? (Режиссер)

-Кто освещает сцену? (Осветитель)

- Кто придумывает, шьет костюмы? (Костюмер)

-Кто рисует декорации? (Художник-декоратор)

-Кто накладывает грим? (Гримеры)

Необходимы еще и рабочие по сцене, которые следят чтобы работали все механизмы сцены, следят за оформлением, за чистотой на сцене, вовремя меняют декорации.

Воспитатель: Понравилось вам наше занятие? А мне понравились вы -  за точные ответы, за активность, за внимательность, за усидчивость, за непосредственность, и вообще, вы все большие молодцы!

Дорисуйте вот такой смайлик, и я увижу, ваши впечатления и настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Методическая разработка по развитию речи(старшая группа).

Образовательная программа дополнительного образования детей:" Речевичок".Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме:

Методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему" Комнатные растения"...

Методическая разработка "Логическое развитие у старших дошкольников"

Данный материал поможет соориентировать педагогов и родителей на основные принципы логического мышления старших дошкольников....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать  и объяснять смысл пословиц....