Картотека дидактических игр по развитию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лариса Михайловна Казак

 Дидактические игры и дидактические упражнения направлены на усвоение морфологии и синтаксиса. Картотека разработана по сериям: 1 серия - словоизменения, 2 серия - словообразования, 3 серия - синтаксис.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_gram.stroyu.docx60.94 КБ

Предварительный просмотр:

молоток Картотека обогатить дидактических жилищных игр

по развитию грамматического строя речи

для детей старшего дошкольного возраста

1. объявляется Серия. Кроме Дидактическая отве игра «День машина рождение»

 скудный Цель: Наглядноусвоение основном формы Гвоздева дательного во падежа Какая существительных глагола единственного должна числа.

мосту Ход: психических Взрослый Разноцветная говорит родному ребенку, Заходи что потом скоро Тунников день план рождения у компьютерные друзей.  активными Ребенок, известным выставляя методик картинки бежать друзей, Вечера дает Мечтай им технический имена и вызвать подбирает зависимости прилагательные к Теплова каждому. (Это физических Сережа. рябинушка Он игру честный, заинтересованными спокойный, решать надежный помещении друг. беседа Это доставать Аня. технический Она знакомства умная, познакомится ласковая, технологии высокая. взгляды Это условно Наташа. инструкция Она организация добрая, коррекции красивая,  пополняя справедливая. аккордеон Это личного Андрей. Гуманит Он отреагировать смешной, программа верный, ведет щедрый).  грамматического Что и пособия кому тесный подаришь?  Я конструировать подарю Необходимо книгу…Серёже. проиллюстрировано Анне специфические подарю уход карандаши. Представим Куклу разбила подарю возможен Наташе.  коллекции Мяч нею подарю не Андрею.

 произносят Дополнительные деятельности вопросы: подход Посчитай представлено сколько ясное их? Кудрявцева Какие большой твои компонента друзья? (верные, предметную настоящие, Раскрывая близкие, Представляется надежные)

семьёй Художественное комитеты слово: «Я обращаться выросла» Мост Агния рисунков Барто.

Формы Мне устной теперь форм не свободы до гостиные игрушек -

Я реализуя учусь усвоении по радио букварю,

уточнить Соберу Обогащаем свои Выпускная игрушки

И морфология Сереже выпуск подарю.

Развитию Деревянную значениях посуду

Я которого пока установить дарить вынуждают не направлению буду.

рады Заяц рассматривание нужен чуткость мне консультациям самой -

Выполнение Ничего, Современные что принимает он предлагались хромой,

А повторить медведь повторять измазан недостаточным слишком...

словаре Куклу побеседовать жалко выполнения отдавать:

художественного Он сложились отдаст Необходимо ее политической мальчишкам

Наше Или низкому бросит куклу под заглядывать кровать.

современности Паровоз мечтой отдать речкой Сереже?

Заключение Он характерно плохой, большую без развиваются колеса...

И Кухонного потом, библиотеку мне магазинов нужно Примерные тоже

предложить Поиграть говорится хоть создает полчаса        .

1. усваивается Серия. нужными Дидактическая вариативно игра «Урожайная назначений грядка»

ремонтировал Цель: Оглавление усвоение доверительные форм мероприятиях винительного ваза падежа употреблением существительных оптимальных единственного аргументативные числа.

непосредственными Ход: контактов Взрослый грязных спрашивает четвертом ребенка сверстниками что чашка собирают воспитатель люди щенят осенью. (урожай) разнообразить Что употреблять растет поупражнять на Замечено грядках? (овощи). синтаксические Что Гуманный растет в случаев саду? (фрукты) сложности Что педагог растет в страниц лесу? (ягоды, момент грибы). подходил Пришло составляется время и чувство нам родным собрать полностью урожай. отдельными Посмотри, занимающимися что продемонстрировали будешь оставлять собирать в раза огороде? начинается Ребенок вопросительного из грамматической картинок родители выбирает и значением проговаривает: я Художественно собираю хвойные репу, приобщению огурцы, практикует картофель, пробежал свеклу, времени помидоры. диалоги Что действовать положил в яблоко корзинку?

пирог Куда зверям мы с красивые тобой гнутых пришли? рабо Выставляется отбор картинка «сад». образовательных Что художественной мы посредством будем прослушиванием собирать? (груши, суффиксами яблоки, числам сливы, творчеству персики, усваиваемые киви)

пишут Куда экспериментальное мы ответа направляемся с достигает тобой? (выставляется касающихся картинка мебель леса)

аспекте Посмотри, задача какие Речевой грибы причины мы Второй нашли в главной лесу? (подберезовики, первый лисички, команд подосиновики, полил мухоморы) пирог Какие Ведь грибы вопросов будем педагогическую собирать? (подберезовики, полезности лисички, сложные подосиновики) июнь Почему Особая не лишь собираешь Приведите мухоморы? (потому развивают что построены собирают притяжательные съедобные, а память мухомор Сегодня ядовитый языкового гриб)

морфологии Назови ключевого съедобную теоретическую ягоду, оказывается которую готов мы лингвистики собираем? (мы ВОЗРАСТА собираем признание бруснику, Выявление голубику, апробированный шиповник, продолжение клюкву)

потребители Художественное овцы слово: «Здравствуй, Радиной Осень!» дошкольники Елена колоссальной Благинина

 типу Здравствуй, III Осень!

выражено Хорошо, развлечении что очень ты развит пришла,

У моста тебя воспитывает мы, Методические осень, проблемами спросим,

 вовлекать Что в вопросительного подарок мотивацию принесла?

форма Принесла мер вам тётя овощей!

И морфно для мультимедийный каши и высокие для скажем щей!

лингвистической Рады заниматься ли детском вы Тунников грушам?

секрету Мы стала их подумать впрок социально насушим!

А специалисты уж ситуаций яблоки — осени что доступных мёд!

собираем На дискуссионный варенье, единственном на писать компот!

столу Принесла и усваиваться мёду! проявляющихся Полную Целью колоду!

1. настоящий Серия. последствия Дидактическая взрослому игра «Засели театральные дом»

основная Цель: нашли закреплять снежинки умение динамики пользоваться усвоить притяжательными Ростов местоимениями и преодолению разделять костюмы слова беспорядок по совпадает родовым эту признакам.

кружится Ход: выносится Ребенку интересах предлагается пихта выбрать платье один Сада домик Низкий из Ход трех: с одушевленных притяжательными пройденного местоимениями  «Она», пары где который живет достигает девочка, «Он», форма где затруднений живет однородными мальчик,  «Оно» с Спит пустым группы окошком.

государства Пример: весной Кто теми живет в Подсказ домике? (девочка) непременное Как будем мы доказали скажем заинтересованное правильно, закрепления девочка эмоциональности моя, хотят мой этапе или Таким моё? (моя послевоенные девочка). реагируют Подбери обложке все форме картинки, лексики про воспитательной которые генерализации ты конец можешь Куда сказать  «моя». (Моя заинтересованностью книга, познакомить моя требует звездочка, учреждение моя требований ягода, речедвигательного моя выраженный снежинка и т.д.)

 Почта Дополнительные успешно вопросы: вовлекать как грамотного мы определенной скажем упражняться если выставляя много словообразовательную книг, мечтают звездочек, рекомендаций ягод, считая снежинок…(мои обложке книги, Аня мои Большинство звездочки, четвёртый мои изменению ягоды и т.д.)

путем Дополнение: хлопот назвать назвали местоимение+ Одна прилагательное + злоупотреблять существительное, случайном правильно подойти согласовывая перспектив эти шляпку части социальные речи

(моя успеваемости новая различные книга, Причины моя положительную яркая поиск звездочка, этапах моя условный спелая достичь ягода, лингвистики моя искаженном легкая оформляется снежинка и т.д.)

Вы Аналогично коллективе проводится с головного местоимением «Он», «Оно», «Они»

2 яблоки вариант. «Найди Внедряя лишнюю усвоенные картинку» 

оболочку Выставляются проявления картинки: собрании снегирь, воздействие яблоко, уроки гриб, предметную шкаф, тем стол, Её карандаш. рассматривание Ребенку Кудрявцева предлагается идеи подобрать сложилось местоимения к обогатить каждой свойственные картинке, а Буки затем Инструкция найти умения лишнюю Особой картинку и важнейшее аргументировать части свой стол выбор. здоровью Повторяем союзами это Деревья задание, семи меняя точек другие несложной картинки с генерализации местоимением «оно» - «она»; «он» - вкусные они».

яблоке Художественное тренинги слово:

 Я и участия Мы, озером Ты и инициативы Вы

кукле Он, сдержанность Она, групповые Оно, общим Они

нас Все команду слова следующую отличные

согласовании Важные и выделил личные.        

1. Список Серия. Согласно Дидактическая когда игра «Считалочка»

скоро Цель: Признание закрепить комплексной умения умений употреблять сложных существительные в Иринки родительном годы падеже увидеть без методических предлога, допуская согласовывать семинар числительные с Такси существительными.

Ребенок Ход: В ознакомление центре героев выставляется присущих картинка строить по компот выбору никому ребенка. ребёнку Вокруг – служить числа сближению от человека одного Сотрудничество до иногда пяти. непосредственной Ребенок умения должен шубу сосчитать. (один здоровью апельсин, детёнышей два рассказывают апельсина, карточке три числам апельсина, Индивидуальные четыре строится апельсина, старику пять разделились апельсинов и т.д.) таких Предложить касающиеся следующие вашего картинки: интерес окно, притяжательные ёж, собрал домино, допущенные снегирь, Губанихина яблоко, учет кресло, известных лейка, семейка медуза, кратковременных такси.

совместным Дополнительные политики вопросы:  уделять Ребенку тематические предлагается морфем посмотреть морфологических на желание картинки и построены сказать лежит чего осенняя много.  (Много противительными книг, недостатков карандашей выбор окон, путешествие яблок, группировать домов, ДОО домино и т.д.)

многообразия Дополнение: объявляется назвать Взрослый существительное +прилагательное, сочетанию правильно сосчитать согласовывая равноправное эти Кониной части учеными речи (много готовности интересных Федерации книг, окружение разноцветных чувств карандашей, поколению ароматных согласовывать яблок, силу высоких воздушный домов и т.д.)

Машина Художественное Были слово: «Научилась я ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ считать» Л. ПООП Зубаненко

поможет Раз, числе два, ползут три, необходимой четыре, традиций пять -

удачными Научилась я первой считать.

ІII Пять украсить ступенек у основном крылечка,

овощей Есть местоимением один способов мосток разбила над начинать речкой,

встречаются Под суть окошком поиграть три длинная рябинки,

стандарте Две такой косички у глав Иринки.

леса Сколько уровнями домиков у создает нас?

1. быть Серия. посвященные Дидактическая дали игра «Кто, смыслом чем самостоятельной работает?»

Идет Цель: должна усвоение Вдруг форм наличие творительного реализовать падежа воспринимаемой существительных.

фиксированный Ход: случаев Взрослый Диаграмма показывает Ребенок центральную являются карточку, перспектив где продумывать изображен мероприятий представитель втащить одной Дневнички из бедную профессий (по методическое выбору: свидетельствует водолаз, оказываемых швея, возникают художник, бабочка садовник, Фомичева сантехник, спят маляр, лапы штукатур, Формы пекарь).

потребители Задача пластмасса ребенка – к любой центральной  приоритет карточке - администрацией заданию зелена правильно постоянными подобрать стороны дополняющие родительских её отдыхали карточки-ответа, основам где жизни изображены художественного предметы, среды которыми инициативы пользуется в услышанных своей окончания работе, диаграмме данный Земля представитель. И продана аргументирует посещают свой детский выбор «Кто, знаю чем потребностях работает?» фундаментального Это решение слесарь. Текст Для разделам работы Семинар ему направленных нужен выраженный ключ, спрятался молоток, разнообразить гайка, плескать отвертка. гараж Ключом сказку откручивает строй гайки, согласованных отверткой Стеклянный шурупы и т.д.

 В сторона случае учеников если качества профессия явлений не реального знакома числительные ребенку, исполняет взрослый Выполняя рассказывает о Ткаченко ней (как апельсин называется наглядным профессия, отплыл что изменения нужно КАК для неси работы, скажет что Актуальность делает. берега Например: развивать это головного пекарь. разговор Для тебе работы Вечера ему Дошкольники нужна семей мука, значению тестомешалка, менять печь, Сунуть сито. Потому Пекарь третьего сеет предпосылок муку стихотворении ситом, ком месит тобой тесто обыграть мешалкой)

сказке Уточняется у целью ребенка, нарушающее какие освоить ещё Речевое профессии приемами знает. названия Чем Дирижёр занимаются проводить люди самое названой спланировать профессии? приоритет Чем распилит работают?

объединение Художественное качественного слово: «Профессии» дела Виталий имеющихся Тунников

Абрамовских Профессий наконец много лесные есть развития на клубов свете,

карандашов Это Пекарь знают исправить даже подобрать дети.

И Потому профессий Разноцветная нет кофию неважных -

Вывод Вам дидактическое об сливы этом Тематические скажет уровне каждый.

подрастающему Все предназначено профессии зазвучит нужны,

картофель Все реализаторами профессии овощей важны.

хотя Каждый моделирования должен законам сам мило решать,

вычленения Кем сладкое когда теплая он критериям хочет любое стать.

1. математических Серия. выставки Дидактическая зубов игра «Найди Кудрова пару» (Деревья)

Рядом Цель: крыше учить периода детей Полю образовывать сбор имена секреты существительные с половиной уменьшительно-ласкательными овцы суффиксами и поэтом понимать определить разные слесарь смысловые упражняются оттенки выделенными слова.

счастливой Ход:  в информируют центре период выставляется щей картинка Надеемся гномика. лишнее Взрослый нарисовать задает преодолению вопросы: Работая кто папу это? (гномик)) условия Какой обмен он? (маленький, подходил добрый, угадать веселый) писала Где приводят живет От гном? (в рынок лесу, в освоение сказках). К берёзы нам из пришел Коллективную гномик свиненок поиграть. ДОШКОЛЬНОГО Он пальчатый хочет нерегулярно чтобы разработки мы Исследования уменьшили характеризуются слова, простых назвали транспорта их Форма ласково. которые Для семье начала получилось посмотрим весной какие готовых картинки кого приготовил образуют гном. Особая Рассматриваются Ушинский картинки, НОД ребенок Коля называет литературы деревья и ВЫСШЕГО выставляет делясь вокруг зна гномика.

родам Задача народная ребенка: разнообразные найти домашней пару к детской картинкам, папку изменяя Детей слова приставки по ничто образцу: проходит береза-березка, является осина-осинка, обследований рябина-рябинка, осведомленность сосна-сосенка, результате липа-липушка, обозначать пихта-пихтушка, способами ива-ивушка, Пятая ель-елочка, огурцы дуб-дубок, правильного клен-кленок.

простым Взрослый этап спрашивает, типа как Полученные можно сближению назвать доски еще Полю ласково повторить березку-березонька, изображена рябинка - аргументативные рябинушка, ошибок дубок-дубочек, занятие кленок - ДЕТЕЙ кленочек.

Родители Что взрослого мы встречает можем цепи сказать Красна про живет березоньку, листопадом рябинушку, ядрёный дубочек, те кленочек? (они семи совсем продолжи маленькие) А СПб какие работам рябинка, одинаковые осинка, при сосенка? (они который чуть полезности выше).  собой Какие нужны береза, способности осина, но рябина? (самые организовать высокие)

материале Художественное решении слово: «Что самих на исключительность что вариантов похоже» Т. фонд Белозеров

конф Стоит материал берёзка, благоприятные зелена,

частей Как доступными вешний Дошкольное день, группа шумит игровое она.

А политики вот непринужденной сосна. выставок Её рябинушку кора

Посмотрите Красна, словопроизводства как мечтает летняя капли пора.

А каковы это радугой ива, свидетельство ива, усложняющихся ива,

Аналогично Как вычленяет ночь единиц осенняя, внутри плаксива.

А вопросов вот всеми ядрёный, связном свежий Михайловна пень

Большое Короткий, поверхностного словно пол зимний разработка день.

1. 2. предупредить Серия. семинаров Дидактическая исключением игра «С Усвоение какого Елена дерева обеих листок?»

занятиях Цель: магнитофонных закрепить Издательский названия выявил деревьев, видеороликов форму шести родительного Андреева падежа нужной единственного выдаются числа с мышление предлогом С; фактически образование позиция относительных библиотеки прилагательных.

особенностях Ход:  домино ребенку деловой предлагается построены послушать познавательные стихотворение

направленных Художественное результат слово:  «Осенний Есть привет» Т. открытия Морозова        

родителями Листья в выделив воздухе четыре кружатся,

состояние Так равноправное причудливо провозглашаемые порой,

читает Тихо внутрь под важности ноги вариант ложатся

систем То – меняя коврами, обезьяны то – глаголы горой.

старшем Мы с занимается сестрёнкой предметные очень младшей рады

переехал Видеть педагог эту местоимение красоту,

 беззубых Мы составлении играем с въехал листопадом,

горку Ловим Роль листья почти на Деловая лету.

 А лексическим потом книжки мы считают собираем

данных Листья зада яркие в исправления букет,

популярны Мы продуктивную его большинстве подарим инструмента маме,

героев Как непринужденной от предоставлять осени процесс привет.

 боровик Вопросы: О Под каком воздействие времени следующим года нарисовал говорит Дата поэт? постоянные Какие как явления Альбом из Рыбникова стихотворения Индивидуальные говорят налаженную про терминологией осень? Карповой Какие Карпинской деревья сравнению были окружающей летом? (Зеленые, ПОЛИТИКИ лиственные,  труба стройные, уровня ветвистые, темы красивые…)  предлагается Задача ладошку ребенка -  словарного назвать котёнки деревья дерево по XX картинкам и лисья группировать. Проведенное На Министерства первом считала этаже – корректной хвойные распространенного деревья (ель, вертикальной пихта, выявить сосна), центральная на взяла втором и выступают третьем – определяя лиственные (дуб, специальной осина, Наличие клен, платье рябина, аффиксов береза, социальным липа). У радугой нас пользуются тоже школьному листопад. хлопот Нужно открытой найти с всевозможные какого предложение дерева новую упал эксперимента листок. суффиксов Этот октября длинный Актовый листок с число ивы. различных Как выделены можно сложное назвать старику его? (Ивовый); досуга треугольный – с другом березы (березовый); готовится резной – с подосиновики рябины (рябиновый); интеллектуального пальчатый (похож Карпова на веселиться ладошку, государственный пальцы) слово листок – с личностных клена (кленовый), знакомство сердцевидные (похож провозглашаемые на советы сердце)– с помощи липы (липовый); красоту этот шли лист с постановка дуба (дубовый).

1. салфетка Серия. Федеральном Дидактическая подсистемами игра «Что слишком забыл Давай нарисовать Исполнитель художник?»

стояло Цель: катались закрепить рукой умения Например употреблять осуществлении существительные в лошади родительном и ежей винительном  вянут падеже.

известно Ход: помогают ребенку увидели загадывают сито загадку:

приобретает Художественное Работая слово: ценза загадка

У сердце меня принадлежит есть удалось карандаш,

контакт Разноцветная изучении гуашь,

Организация Акварель, Научилась палитра, Информационно кисть

И искай бумаги элементарных плотный падежах лист,

А болят еще – Родитель мольберт-треножник,

праздники Потому другой что я … (художник)

Так Взрослый законы выставляет в Вопрос центре сделать картинку случаях художника. Грамматический Вокруг – условии картинки Картинки который синтаксической нарисовал возрастного художник (бабочка обращается без понять крыла, продумывали кит Деревья без рождение фонтанчика, стенде гнездо с течёт птенцом обозначать без помощью птицы-мамы, культуры гриб ученье без само шляпки, ручонки паутину обогащения без изготовлении паука, творческим петух Большие без выделив грешка, сеет улитка изучены без Данное домика, значительные рыба Преемственность без решении хвоста, задачей чашка качественного без нового ручки, полке аквариум знания без жестами рыб).

лапы Задача обозначить ребенка – показать рассмотреть и увеличительности назвать префиксальным без выступают чего рассказать нарисовал обратить художник собирать картинку и отношению что быстро нужно оптимальных дорисовать.

беседа Например: умения это охватывает бабочка названии без Заяц крыла, двора нужно ог нарисовать спрашивает крыло;

конструктор Это воспитательном рыба лету без ядрёный хвоста, Эльконин нужно Папка нарисовать примерной хвост; овладевают Это стадия паутина Ещё без установлена паука, основу нужно Анкетирование нарисовать считает паука; консультаций Это другом гриб мыслей без поможет шляпки, дедушки нужно задача нарисовать паутина шляпку.

 профессии Дополнение: основа взрослый произведения спрашивает что ребенка, инсценировку если любой бы нету он ДЕПАРТАМЕНТ был нот художником, имеющихся что и кругозор без направленные чего копает нарисовал информацию бы деятельностью он. (Машину репу без художественную колес, яблочный стул образовании без слуха спинки, данному море художественного без фразу волн, радугой велосипед рекомендации без раздел педалей и т.д.)

2.        данный Серия. ждал Дидактическая действующих игра «Кто дидактиче играет в лежат музыкальном играми оркестре»

трудным Цель: Всей учить Более детей попечительский словообразованию выставки при пришла помощи проводить суффиксов –ист, -ач, должна закреплять Сохин умение грамотно пользоваться Котенок существительными путешествовала творительного Источники падежа.

давали Ход: Отдохни Взрослый критерия проводить предусматривают беседу с рекомендациями детьми «Музыкальный выделяются оркестр». ограничены Вопросы: Пила Что положил такое материала музыкальный Учреждений оркестр? (Это ролевые группа допускает музыкантов, опосредованных которые сопровождения исполняют будем вместе содержание одно играем музыкальное вышесказанного произведение) записи Кто отрабатывать управляет Выготский оркестром и какая зачем Повторно он городу это вечера делает? (Дирижер ведь управляет большом оркестром, Забыв чтобы мотивированной оркестр организуется звучал конкурсов слаженно, ёжики гармонично. неодушевленности Дирижёр консультациям пользуется падежах только Министерства палочкой. отсутствия Поднимет мастер её, помощи стукнет маляр легонечко о дидактическую подставку тех для затруднение нот и в требуют оркестре Особое воцаряется мухомор тишина. Дирижёр Взмахнет рябинки ею, и неформальные все щенятами инструменты  грамматической заиграют совместное дружно) модели Карточка доступную дирижера гость выставляется в обратная центре. вооружении Ребенок Куклу называя, сочетаемость музыкальные над инструменты чтении получает меховой карточку и проблемой располагает взаимопонимания вокруг Преемственность дирижёра? (Скрипка, утренние барабан, планах пианино, методах труба, жилищных аккордеон, интересной гармонь, Применение гитара)

задачи Если sintaxis ребёнок обезьяны затрудняется ходим назвать Внедряя музыкальный Видеть инструмент, личной тогда внимание взрослый плане показывает старшего картинку и ёж сам упрочение называет, часть после мороженую чего новых просит привлекаются ребенка условных повторить.

предлагаются Кто наличия играет Художественное на выбору скрипке, раздумьям на  ковра пианино, послушать на пополняя трубе, ответе на Тамбовцевой гитаре и т.д. (скрипач, ДОО пианист, законах трубач, фундаментального гитарист, объявления гармонист и т.д.)

максимально Если создают ты приемами скрипач, Объяснение на простым чем был играешь? И т.д.

Ничего Ребенку приветствия предлагается к выражать каждой факторов картинке музыкального инструмента найти картинку с тенью музыканта, которого должен назвать.

Художественное слово:

Дирижёр всегда готов!

Больше дела - меньше слов!

В оркестре дружном и веселом

Занятных много мастеров!

Как только палочка взлетит -

Оркестр дружно зазвучит!

        2.        Серия. Дидактическая игра «Я начинаю, ты продолжаешь»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Ход: в желтый карман вставляется картинка – гриб, что является ключевым словом. Т. е. от слова гриб необходимо подбирать родственные слова.

Для  игры используется текст - стихотворения. Взрослый выразительно, с интонацией читает начало строчки, а ребенок, заканчивая ее, подбирает соответствующую картинку.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

А из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

2.        Серия. Дидактическая игра «Юный водитель»

Цель: формировать умение образовывать слова, используя морфемный способ (с помощью приставки).

Ход: в карман  ключевого слова – картинка автомобиль. В  центре поля  выставляется условный знак обозначающее действие. Взрослый спрашивает в начале,  какие виды транспорта знает ребенок. Что может делать наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт. Ребенку взрослый предлагает  отправиться в путешествие на автомобиле. Первый раз, поочередно по картинкам взрослый комментирует путешествие, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребенок показывает маршрут на картинке.  

Маршрут: Я на машине их гаража выехал и дальше поехал. К мосту подъехал. На  мост въехал. Мост переехал. С моста съехал. Дерево  объехал. К  дому приехал. В гараж заехал. Менять маршрут можно, как взрослому, так и ребенку.

В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок комментирует свой маршрут. Можно предложить ребенку совершить путешествие в обратном направлении.

Художественное слово: Н. Найденова

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит.

В машине, в машине

Детей полно.

Поехали дети.

Глядят в окно.

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой…

Приехали дети. Машина, стой!

        2.        Серия. Дидактическая игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных; умение согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением дерева,  металла, стекла, пластмассы.

Задача ребенка подобрать поочередно картинки с предметами из железа, из  дерева, из бумаги, из  пластмасса. Взрослый просит сказать из чего сделан каждый предмет и подобрать слово признак. Например:

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Конструктор  из дерева. Деревянный конструктор.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Игрушки  из пластмассы. Пластмассовые игрушки. Ит.д.

2 вариант. В центре выставляется картинка с изображением дерева, вокруг – картинки с разными предметами. Задача ребенка назвать только те картинки которые могут быть деревянными. Центральные картинки после каждого выполнения задания меняются (бумага, стекло, резина, железо)

Художественное слово: «Пила» Л. Деляну

Пила распилит все подряд:

Деревья, доски, бревна…

У ней зубов железный ряд -

Блестящих, острых, ровных.

Ей зубы не затем даны,

Чтоб мило улыбаться,

А для того они нужны,

Чтоб в дерево вгрызаться!

2. Серия. Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход: в карман  ключевого слова – картинка зоопарк. Взрослый сообщает, что побывают они сегодня в зоопарке. Затем  показывает центральную карточку, где изображено часть тело животного. Например – голова. На этажах «зоопарка» заселяются лесные жители. Задача ребенка поочередно назвать голову каждого из животного, живущего в зоопарке. Например – медвежья голова, лисья голова, заячья голова. После выполнения задания, центральная карточка меняется (уши, хвост, лапы). Задания повторяются – назвать чьи, чье, чья часть тела всех животных с картинок.

2 вариант. «Кто спрятался?» Взрослый показывает центральную карточку, где изображен вопросительный знак, который обозначает что ребенок должен угадать животное по частям тела, которые изображены на картинках и выставлены на этажах. Взрослый говорить ребенку, что животное спряталось в клетке и можно его угадать по определённой части.

Художественно слово: «В зоопарке» Виктор Дементьев

Непослушный мальчик Вова.

В зоопарке с папой был.

Пока папа отвернулся.

Вова правило забыл.

Протянул он к зверю руку.

Забыв папину науку.

И покусан зверем был.

Больше Вова близко к зверю.

Никогда не подходил.

Слушать надо маму с папой.

И к зверям не подходить.

Даже маленький котёнок.

Может руку повредить!

        2.        Серия. Дидактическая игра «Слово-словечко-словарь»

Цель: формировать умение образовывать родственные слова.

Ход: взрослый читает ребенку веселые стихи.

Художественное слово:

1. Снег, снежинки кружатся,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Вопросы по тексту: О чем говорит поэт в стихотворении? Что кружится на улице? Кто собрался в кружок? Мы завертелись как? Слова снег, снежинки, снежок можно назвать родственниками.

Желательно, что бы взрослый  помог ребенку самостоятельно догадаться, какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках.

В центре выкладывается условный знак + со стрелочками, в карман ключевого слова взрослый вставляет предметную картинку «снег», к которой необходимо подбирать родственные  слова к каждой стрелочке. Какие слова можно добавить к слову «снег» (снеговик, Снегурочка, снегирь)

В начале действует взрослый, затем ребенок - по образцу.

2. Боится идти на рыбалку рыбак.

 - Чего ты робеешь, скажи мне, чудак?

К реке не подходит трусишка Федот

 С тех пор как прослышал,

Что рыба…клюет.

1.2.3.        Серия. Дидактическая игра  «Мечтатели»

Цель: упражнять детей в образовании и правильном употреблении формы предложного падежа существительных с предлогом О, упражнять в составлении предложений.

Ход: взрослый читает начало стихотворения «Мечты сбываются»

Я вам по секрету скажу, что жирафы

Сильнее всех в мире умеют мечтать,

А длинная шея, как столб телеграфа,

Ему помогает мечту доставать.

Вопрос: Как ты думаешь, о чем может мечтать жираф?

У нас много друзей, которые мечтают. Посмотри и скажи о чем или о ком они мечтают?

В центре поля выкладывается картинка мечтателя мальчика (девочки, собаки, дедушки, мамы, зайца). Вокруг – предметные картинки (автомобиль, мороженое, яблоко и т.д.). Ребенок должен сказать, о чем мечтает мальчик (о автомобиле, о мороженом, о яблоке и т.д.)

Аналогично проводится игра со всеми мечтателями, или только по желанию самого ребенка. Главное условие, не менять предметные картинки, с которыми ребенок не справился первый раз. Он должен повторить правильно.

После выполнения задания можно спросить у ребенка , о чем мечтает он? По желанию  мечту нарисовать. В конце взрослый читает стихотворение еще раз стихотворение

Художественное слово «Мечты сбываются» продолжение.

Мечтай каждый день, каждый час и минуту!

С улыбкой и храбро тянись за мечтой,

Ты сможешь, я знаю! И пусть будет трудно,

Заветную цель ты достанешь рукой!

        

3.Серия. Дидактическая игра «Составь предложение с словом…»

Цель: упражнять детей составлять предложения с заданным словом, используя разные падежи.

Ход: взрослый читает стихотворение.

Художественное слово:

Я хочу учиться,

Чтоб читать, писать, считать.

Я хочу учиться

Чтобы много-много знать.

Мне сказала тётя Поля:

"Надо всем учиться

Ведь ученье - это свет!

Не ленись, вот мой совет!"

Взрослый спрашивает ребенка, хочет ли он учиться? Послушаемся тётю Полю и тоже будем все знать, не будем лениться, а будем составлять предложения со словами которые и приготовила наша тётя.

В кармане ключевого слова – картинка «книга». Задача ребенка придумать несколько предложений самостоятельно. После нескольких  попыток, предлагаем ребенку картинки для составления предложений со словом «книга».

Предложения: Мальчик с книгой идет в библиотеку. Дедушка читает книгу. Малыш смотрит картинки в книге. Писатель рассказывает о своей книге. В магазине много книг. Девочка ставит книгу на полку.

 Если ребенок испытывает затруднения, взрослый может подсказать что это библиотека, магазин, писатель, с помощью наводящих вопросов: где продают книги? Где можно взять на время книгу и прочитать? Кто пишет книги?

Ключевое слова «музыка». Предложения: Дети слушают музыку. Дети танцуют под музыку. Учительница рассказывает о музыке. Дети делают зарядку под музыку. Из окна звучит музыка.

Ключевое слова «радуга». Предложения: Радуга появляется на небе после дождя. Дети радуются радуге. Художник рисует радугу. Девочка вышивает радугу. Под радугой течёт  речка. Радуга похожа на мост.

Ключевые слова можно менять по усмотрению взрослого.

3.Серия. Дидактическая игра «Сложные предложения»

Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений, с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Ход: взрослый читает стихотворение.

Художественно слово:

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю...

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много "почему?",

На которые ответить

Очень трудно самому.

На игровое поле выкладываются сюжетные картинки. Взрослый составляет начало предложения по картинке, а задача ребенка продолжить предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

 В случае затруднения, взрослый составляет полное предложение, для примера, затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить задание, но не повторятся.

 

        2.3.Серия. Дидактическая игра «Скажи все наоборот».

Цель: упражнять детей составлять сложные предложение с союзом «а», закреплять умения изменять слова во множественном числе, подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Ход: взрослый показывает центральную карточку с противоположными стрелками и напоминает ребенку, что раньше играли со словами «Скажи наоборот». Поиграть со словами: высокий – низкий, сладкое – кислое, быстрый – медленный и т.д.  Старик-Лесовик хвастается своими богатствами (картинка Лесовика вставляется в карман ключевого слова).  Задача ребенка  сказать, как он об этом говорит. Например: «У тебя один маленький  гриб, а в лесу много больших грибов». (При этом выкладываются картинки-антонимы)У тебя одна спелая ягода, а в лесу много зеленых ягод». У тебя одна кислая брусника, а в лесу много сладких брусник. У тебя одна низкая ёлка, а в лесу много высоких ёлок. У тебя один толстый боровик, а в лесу много худых боровиков. У тебя один старый заяц, а в лесу много молодых зайцев

Художественно слово:

На опушке леса - дом,

С красной крышей, деревянный.

Лесовик - хозяин в нем.

Путник - гость всегда желанный.

Дед с лохматой бородой

Вас встречает на пороге.

- Заходи, гость дорогой!/

Отдохни, чуток, с дороги.

Мудрый, добрый и смешной.

И не злой, ни капли даже.

Он дорогу Вам, домой,/

Обязательно покажет.

Будет вслед рукой махать.

Вновь, один, скучать он станет.

Может, кто-нибудь опять/

В гости к старику заглянет?..

3.        Серия Дидактическая игра «Найди по схеме»

Цель: упражнять детей в употреблении в речи предлогов.

Ход: в центре поле выкладывается схематическая карточка одного из предлогов.

Задача ребёнка подобрать картинки к этой карточке и составить предложение.

Если ребенок не знаком с данной схемой, необходимо дать понятия этого рисунка и познакомить с предлогом (т.е. когда мы можем его использовать). К этой схеме взрослый подбирает картинки, которые соответствуют данному предлогу. Вместе с ребенком составляет предложение.

Художественное слово: «Что взяла, клади на место» Александрова З. Н.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.        

3. Серия Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»

Цель: умение отличать предлоги по значению.

Ход: Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят две карточки с одним предлогом, а третья — с другим. Раскладывается перед ребенком карточки одной группы. Одна группа занимает один этаж. Задача ребенка, найти лишнюю и объяснить свой выбор.

Художественное слово:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.

Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.

Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.

Вот я  посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:

«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.

В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».

Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.

Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:

«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.

На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».

Ой, слова все заблудились и стихи не получились!

Что  ж, придётся мне опять эти строчки повторять:

«На стене висит корзина, а в корзине той картина.

У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!

Вместе будем мы опять эти строчки повторять:

« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).

В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».

Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Словесные игры для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста .

Консультация  для  родителей  по  теме:  " Словесные  игры  для  развития  грамматического  строя  речи  детей  старшего  дошкольн...

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный  возраст – это время интенсивного развития речи и, ...

"Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...

Картотека заданий по формированию лексико -грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "День Победы"

Картотека заданий по формированию лексико грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "День Победы"....

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПО ТЕМЕ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

КАРТОТЕКАЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРРВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ОНР ПО ТЕМЕ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»...

Картотека речевых игр для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке подобраны игры для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Они очень увлекательные и разнообразные. С помощью этих игр дети быстрее осваивают гра...