Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие педагогов детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Ужовская Валерия Викторовна

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников.

Как сформировать у родителй желание помогать своему ребёнку, общаться с ним правильно реагировать на проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Взаимодействие педагогов детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей».

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. В качестве основного "проводника" в мир речевой культуры — речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Сегодня в обществе с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по развитию речи дошкольников.

Цель взаимодействия  – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка.

С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.

Совместная работа с родителями основывается на следующих принципах:

1. сотрудничества – педагоги видят в родителях полноправных партнёров в речевом развитии ребёнка,

2. индивидуализации – ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка,

3. непрерывности образовательного процесса – осуществление взаимного и ненавязчивого контроля за осуществлением коррекционного процесса.

В нашей группе эта работа ведется по четырем разделам:

звукопроизношение;  словарь;  грамматический строй речи;  связная речь.

       Я объясняю родителям, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей  использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

-групповые собрания;

-индивидуальные беседы;

-консультации;

-анкетирование;

-наглядная информация (папки-передвижки, памятки, буклеты, методическая литература);

-открытые занятия с детьми;

-День открытых дверей;

-приглашение родителей на праздники;

-совместные мероприятия;

-викторины, конкурсы;

-проектная деятельность;

-презентации;

Все необходимые рекомендации по речевому развитию детей я размещаю в "уголках для родителей", а именно :

- советы по словарной работе с детьми;

-заучиванию стихотворений ;

- игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

- пальчиковые игры и упражнения;

- игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

- буклеты с рекомендациями "Как правильно читать книгу детям", "Как проводить беседу по художественному произведению", "Дидактические игры по литературным произведениям", среди которых "Закончи сказку", "Подбери картинку", "Узнай героя";

- информацию о способах игрового речевого общения с ребенком;

- списки необходимой литературы.

Практикуются "домашние задания" (совместно для детей и родителей).

Была организована игротека . В нее входит описание игр, способствующих развитию речи ребенка. Причем материал этой рубрики составляю таким образом, чтобы родители могли играть с ребенком в любое удобное для них время. Так появились «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада». Родители познакомятся с различными речевыми играми: подбор образных средств языка (например, "Какой? Какая?" (подбор определений, синонимов), "Сравнения"). В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме (например, называние только овощей). Игра "Почему так назвали?" позволит научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять семантику некоторых слов.

Игры на описание самых разных предметов ("Кто больше назовет?", "Что из чего сделано?", "Какого цвета?") можно использовать в качестве подготовки для понимания смысла, заложенного в загадках. В таких играх, как "Кто где живет?", "Кто как голос подает?", родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов.

Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки» все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т.д. с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор.

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры:

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

      Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения ("Попади в ворота", "Лыжники"; "Чей листок улетит дальше") в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье.

Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие "чистоговорки", загадки, пословицы, короткие считалки.

Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией играем аналогично, но с использованием карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки.

Я также даю советы родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов открыток для упражнений детей в пересказе произведений, составлении рассказов по картинкам.   Пересказ знакомых произведений — ступенька к составлению собственных рассказов. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки. Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива

принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай.

Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

        Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

     В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и др. члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.

       Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить роди­телей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. С...

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель  работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье ...

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.Одним из условий нормального развития ребёнка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирован...

Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...