Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_master_klass.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Воспитатель: Корниенко Анастасия Игоревна
Филиал МОУ Юхтинская СОШ Дмитриевский детский сад
Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.
Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.
Речь является основной коммуникативной функцией. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов. От того, насколько развита речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60 % от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи.
В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, родители стараются завлечь детей уже с младшего возраста различными компьютерными играми, просмотрами мультфильмов. Такое время препровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.
В связи с этим к развитию речи необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.
Одним из нетрадиционных методов развития речи, являются игры с песком.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Непосредственно игра с песком как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд и назвала свой игровой метод "мировой методикой".В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна [1].
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи игры с песком являются незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Игры с песком способствуют:
1. Развитию речевого дыхания.
2. Развитию мелкой моторики рук.
3. Обогащению словарного запаса.
4. Развитию связной речи.
5. Подготовка к обучению грамоте.
Все песочные игры делятся на три направления:
- Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух.
- Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
- Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг и развитие ребенка [3].
Игра с песком может выступать в трёх качествах:
- В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений);
- В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение);
- В качестве профилактического, развивающего средства [2].
Противопоказания для игр с песком:
1. если уровень тревожности у ребёнка очень высок;
2. есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
3. есть кожные заболевания и порезы на руках.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам погрузиться в мир детства. И поиграть с волшебным песочком. В песочнице живет король песчаных бурханов мудрый верблюд.
Мудрый верблюд: Здравствуйте, ребята. Я рад видеть вас в своей Песочной стране. Но моя страна особенная, и в ней есть свои правила.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!
Мудрый верблюд: Вот мы и вспомнили правила поведения в волшебной стране. Я буду наблюдать, чтобы они не нарушались. Теперь я хочу вам рассказать сказку, а вы мне поможете .
В.: Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка
Увидела теремок, но теремок далеко.
И мышка решила добраться до теремка,
Она бежала и оставляла на песке следы
Давайте и мы превратимся в мышек и оставим с помощью пальцев следы на песке.
(Дети оставляют с помощью пальцев следы на песке).
В.: Скажите пожалуйста, какого размера мышка?
Д.: Маленькая.
В.: Какие следы оставила мышка на песке?
Д.: Мышка оставила на песке маленькие следы.
В.: Добежала мышка до теремка, остановилась и спрашивает:
Д.: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В.: Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
В.: Недалеко от теремка, раскинулось болото, в котором жила лягушка-квакушка. Вынырнула лягушка из болота и увидела теремок. Решила лягушка-квакушка добраться до теремка, но путь до него труден, много воды кругом, давайте выложим дорожку из камушков и поможем лягушке добраться до терема.
Дети выкладывают дорожку из камней до теремка.
В.: Добралась к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Д.: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Д.: Я, мышка-норушка! А ты кто?
Д.: А я лягушка-квакушка.
Иди ко мне жить!
В.: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
В.: В лесу недалеко от теремка, жил зайчик-побегайчик. Смотрит зайчик, стоит в поле терем-теремок. Как же добраться до теремка? Давайте, нарисуем дорожку для зайчика.
(Дети рисуют на песке дорожку).
В.: Добрался до теремка зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Д.: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Д.: Я, мышка-норушка!
Д.: Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
Д.: А я зайчик-побегайчик.
Иди к нам жить!
В.: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
В.: Идёт лисичка-сестричка. Смотрит стоит в поле терем-теремок, а из тубы теремочка дымок идет. Значит кто-то живет в теремочке. Но все в лесу знали, что лисица хитрая. Лисичка подумала, плохо идти в теремок с пустыми руками и решила собрать гостинцев. Давайте поможем лисичке набрать яблок для жителей теремка.
(Дети с помощью формочки делают из песка яблоки).
В.: Набрала лисичка полное лукошко яблок и постучала в дверь теремочка.
Д.: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Д.: Я, мышка-норушка.
Д.: Я, лягушка-квакушка.
Д.: Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
Д.: А я лисичка-сестричка.
Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
В.: Бежал мимо терема волчок - серый бочок. Видит в поле теремок, а по дороге к терему намело песочных бурханов. Волчок подул на песочные бурханы, сдул их и добрался до теремка.
(Дети при помощи трубочки дуют на песок).
В.: Прибежал волчок — серый бочок, постучал в дверь и спрашивает:
Д.: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Д.: Я, мышка-норушка.
Д.: Я, лягушка-квакушка.
Д.: Я, зайчик-побегайчик.
Д.: Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
Д.: А я волчок — серый бочок.
Иди к нам жить!
В.: Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Идет и оставляет на песке следы.
(Дети с помощью тыльной стороны кулака оставляют на песке следы).
В.: Какой медведь?
Д.: Большой.
В.: Какие следы оставил медведь на песке?
Д.: Большие.
Увидел медведь теремок, остановился и заревел во всю мочь:
Д.: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Д.:Я, мышка-норушка.
Д.: Я, лягушка-квакушка.
Д.: Я, зайчик-побегайчик.
Д.: Я, лисичка-сестричка.
Д.: Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
Д.: А я медведь косолапый.
Иди к нам жить!
В.: Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
Д.: Я лучше у вас на крыше буду жить.
Д.: Да ты нас раздавишь!
Д.: Нет, не раздавлю.
Д.: Ну так полезай! Влез медведь на крышу.
В.: Только уселся — бабах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок — серый бочок, все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
В.: Ребята, давайте нарисуем какой теремок, получился у зверей.
Мудрый верблюд: Я очень рад, что вы помогли мне рассказать сказку и построить домик для зверей. Давайте поблагодарим песочек. Какое волшебное слово нужно сказать?
Д.: Спасибо!
Список литературы
1. Сапожникова О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / Гарнова Е.В. - М.: ТЦ Сфера, 2021. - 61 с. (Библиотека логопеда).
2. Сапожникова О.Б. Педагогическая песочница для развития речи детей 3-5 лет / Петрик Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2021. - 64 с. (Библиотека логопеда).
3. Сапожникова О.Б. Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ / Рыбакова А.Н. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 64 с. (Библиотека логопеда).
4. Теремок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....
Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...
Презентация. " «Использование кинетического песка как средства коррекции речи детей дошкольного возраста»
Целью внедрения "песочной терапии" в практику логопункта является:коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии - кине...
Игры с песком как средство развития речи детей раннего возраста
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно о...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....