Методическая разработка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шишкова Елена Геннадьевна

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Именно поэтому, целевые ориентиры ФГОС направлены на развитие и воспитание   выпускника  детского сада,   который хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Шишкова Елена Геннадьевна                               

МБДОУ ДС 102 г. Красноярск

2022 год

Введение.

Одной из ведущих задач, которую решает дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Именно поэтому, целевые ориентиры ФГОС направлены на развитие и воспитание   выпускника детского сада,  который хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.

         Как же можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений, пересказе коротких текстов?

          В работе с дошкольниками важное значение имеет творческая организация образовательной деятельности.  Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами обучения, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Метод моделирования предполагает использование: схем, силуэтных изображений, пиктограмм, мнемодорожек, мнемотаблиц, мнемоквадратов.

Для планомерного и целенаправленного использования моделирования для развития связной речи  детей была разработана программа «Раз, два, три – говори!», на основе основной образовательной программы МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный», составленной в соответствии с ФГОС ДО и следующих учебных пособий: Т.А.Егорова «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет» Волгоград «Учитель», Л.В. Кибирева «Учимся читать чудо-сказки», Москва «Просвещение», Жуйкова Т.П. «Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста». -М.: Издательство «Молодой ученый», Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников. - М.: Педагогика.

В программе «Раз, два, три – говори!», разработана система   занятий по развитию связной речи детей дошкольного возраста с использованием  метода наглядного моделирования; разработан перспективно-тематический план развития связной речи детей  с включением  метода наглядного моделирования , создана картотека схем и  моделей с подробным описанием целей и содержания  работы.

Глава I

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

        По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста можно отметить следующие недостатки:

  • Связные высказывания короткие;
  • Отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
  • Состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • Уровень информативности высказывания очень низкий.

      Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но неохотно берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребёнка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

        В связи с этим   возникла необходимость вести целенаправленную систематическую работу по развитию связной речи и речевого общения, используя на занятиях более эффективные, целесообразные, интересные и занимательные для детей методы, приемы и средства, которые способствуют появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В качестве таких занимательных средств можно выделить наглядное моделирование.

        Метод моделирования, разработан Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

        В основу   положена идея: использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи, устранении недостатков звуковой   и смысловой сторон речи, облегчении детям   овладением связной речью.   С помощью приемов наглядного моделирования, использования символов, пиктограмм, заместителей, схем, игровых заданий облегчить детям процесс запоминания и увеличить объем памяти, развивать речемыслительную деятельность детей. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

        В основе данной методической разработки  лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях.

        Занятия построены по тематическому принципу. Тематика занятий разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания. В программе предложены перспективные планы и конспекты занятий средней и старшей групп. Занятия рассчитаны на детей в возрасте от 4 до 6 лет, срок реализации 2 года. Работа ведется на занятиях по развитию речи и при проведении индивидуальной работы с детьми с недостатками в речевом развитии.

Новизна опыта: метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.

Ведущая педагогическая идея: использование наглядного моделирования в образовательном процессе для формирования речевых навыков детей дошкольного возраста.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической, формирование словаря, овладение нормами речи, конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими посредством наглядного моделирования. 

Задачи:

1. Развивать монологическую и совершенствовать диалогическую формы речи детей.

2.Формировать у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы с опорой на модели - схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы.

3.Развивать умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу.

4.Формировать умения составлять простые и сложные предложения, рассказы творческого характера, о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам, составлять и отгадывать загадки с опорой на наглядные модели (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы).

5.Развивать умение употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, давать развернутые ответы, последовательно и аргументировано излагать свои собственные мысли, строить высказывания в различных ситуациях общения.

6.Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками, используя наглядное моделирование.

7.Обогащать активный словарный запас. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным и противоположным значением.

8. Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец), различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.

9. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

10. Развивать у детей мышление, внимание, воображение, память, эмоциональную отзывчивость.

 

Принципы организации работы по развитию речи:1) Систематичность;

 2) Доступность; 3) Наглядность; 4) Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей; 5) Коммуникативно-деятельности подход к развитию речи; 6) Взаимосвязь работы над различными сторонами речи;

7) Динамичность; 8) Творческое обучение и воспитание.

Педагогические технологии:1) Мнемотехника. 2) Моделирование. 3) Здоровье сберегающие. 4) Игровые. 5) Информационно – коммуникативные.

        Программа адресована дошкольникам 4-6 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.

Условия реализации        

Срок реализации программы – 2года. Временная продолжительность – 9 месяцев. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю; таким образом, программа рассчитана на 36 занятий в год. Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Планируемые результаты освоения рабочей программы.

        Результаты освоения данной программы отслеживаются в качестве педагогического мониторинга, основной формой которого является наблюдение.

        Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшается качество речи, расширяется словарный запас, появляется уверенность в себе.

Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.

Элементы модели

В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • Геометрические фигуры;
  • Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • Планы и условные обозначения, используемые в них;
  • Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие. (Приложение № 1)

Формы работы

  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Мониторинг развития речи детей с использованием игровых заданий и методов моделирования проводится 2 раза в год.

Основная задача мониторинга заключается в определении уровня усвоения программного материала образовательной области «Речевое развитие» и влияние игровых заданий и моделирования на повышения уровня знаний и умений детей.

Глава II

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно

  • На развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • На перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

Этапы работы:

  1. Рассматриваем таблицу и разбираем что на ней изображено.
  2. Осуществляем перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляем пересказ сказки (заучивание стихотворений, описание предметов, отгадывание загадок и т. д.) с опорой на символы ( на ранних этапах совместно с воспитателем).
  4. Индивидуально или с подгруппой делаем зарисовки мнемотаблицы ( это материал для работы детей с родителями: ребёнок может воспроизвести сказку дома, отвечая на вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «Про кого сказка?» и т.д.).

Методы освоения содержания данной программы:

  1. Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.
  2. Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
  3. Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.

         Методы и приёмы :

  • картинки-символы;
  • знаковая символика;
  • мнемоквадраты;
  • мнемодорожки;
  • мнемотаблицы;
  • модели – схемы;
  • пиктограммы;
  • иллюстрации;
  • дидактические;
  • словесные игры;
  • вопросы;
  • чтение художественной литературы;
  • отгадывание и составление загадок;
  • беседы;
  • рассказывание;
  • наблюдения.

Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшается качество речи, расширяется словарный запас, появляется уверенность в себе.

Учебно-тематический план работы кружка «Раз, два, три – говори!»

Сташая-подготовительная группа

п/п

Тема

Цель

Средства реализации

К-во

занятий

Месяц

1.

«Здравствуй осень»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»

Работа по мнемодорожке «Осень»

1

сентябрь

2.

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных,  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения.

Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.

Мнемотаблица «Особенности жизни зайца»

1

сентябрь

3.

Пересказ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

. Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Игрушки: петушок, курочка, коровушка.

Мнемотаблица «Петушок и бобовое зёрнышко»

1*

сентябрь

4.

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек».

1

сентябрь

5.

Пересказ сказки.

Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка.

1*

октябрь

6.

Формирование навыков диалогической речи.

Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла.

1*

октябрь

7.

«Дары осени»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.

Мнемотаблица «Что нам осень принесла?»

1

октябрь

8.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)

Иллюстрации домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка»

1

октябрь

9.

«Моя малая Родина»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём посёлке, опираясь на вопросы педагога и личные знания.

Виртуальное путешествие по п.Звёздный»

Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра:

«Замри»

1

ноябрь

10.

Рассказывание по картине

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже.

Картина «Собака со щенятами». Карточки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока».

1

ноябрь

11.

«Вежливые слова»

Продолжать развивать диалогическую речь.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди», атрибуты и декорации к сказке, игрушка -  медвежонок.

Мнемотаблица «Гуси-лебеди»

1

ноябрь

12.

Разучивание стихотворения

Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение.

Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»

Мнемодорожка по содержанию стихотворения

1

ноябрь

13.

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Зимовье зверей», картинный план.

1

декабрь

14.

Описание предметов по их признакам

Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).

Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.

1*

декабрь

15.

Встреча с домовёнком Кузей

Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»

Ознакомление со сказкой , работа по мнемотаблице. Д\и «Определи лишнее слово». Обучать умению располагать изображение на листе бумаги.

1*

декабрь

16.

Пересказ сказки

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.

Мнемотаблица

1

декабрь

17.

«Моя любимая игрушка»

Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.

Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.

1

январь

18.

Пересказ отрывка из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

Игрушки: волк, лиса, рыба.

Схема последовательности сказки.

Иллюстрации к сказке.

д\и «Добрый-злой»

Д\и «Спрячем сказку внутри геометрических фигур»

1*

январь

19.

«Звуковая культура речи. Звук «с»

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звука «с» в слогах, словах, предложениях.

Дидактические игры:  «Где спрятался звук «с»,

«Помоги Солнышку». Подвижная игра «Солнечные зайчики». Картинки с предметами на букву «с».

1

январь

20.

«Как зайчонок нашёл маму»

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».

1

январь

21.

Описание предметов по картинкам

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.

Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная.

1*

февраль

22.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда

1

февраль

23.

О преданном друге человека.

Развивать связную речь, память, внимание; упражнять в образовании существительных по аналогии. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями.

Мнемотаблица к сказке «Как собака друга искала». Игра «Назови ласково», инсценировка сказки.

1*

февраль

24.

«День защитников Отечества»

 Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки».

1

февраль

25.

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.

1

март

26.

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план.

Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок.

1

март

27.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.

Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».

1

март

28.

«Уроки Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка.

1

март

29.

Описание предметов и игрушек

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль)

Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.

1*

апрель

30.

Об оловянном солдатике и не только…

Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Игрушки из различных материалов, сосуд с водой, иллюстрация с изображением воды. Мнемотаблица по сказке.

1

апрель

31.

Закрепление обобщающих понятий

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь)

Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки.

1*

апрель

32.

«В мире транспорта»

Совершенствовать навыки описательного рассказа.

Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»

1

апрель

33.

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».  

1

май

34.

«Семья»

Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.

ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры:

«Здравствуйте, ребята! »,  «Собери из частей целое»; клубок ниток.

1

май

35.

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха».

1

май

36.

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Беседа о том, какие произведения знают дети.

1

май

К программе кружка «Раз, два, три – говори!» прилагается система мониторинга развития речи детей средней группы (4-5 лет)

Эталон развития речи

  1. Понимает и употребляет слова-антонимы, умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница сухарница)
  2. Умеет выделять первый звук в слове.
  3. Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
  4. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Словарный запас

  1. Игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки.

Содержание диагностического задания: воспитатель показывает по одной картинке, например, шар, шапку, ведро, цветы и просит ответить на вопросы: «Что это?» (шар), «Какой он?» (красный, большой, воздушный), «Что с ним можно делать?»( играть, катать по полу, подбрасывать).

      2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Содержание диагностического задания: воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Закончи предложение»,

-Я буду начинать предложение, а ты подумай, как его можно закончить.

- Сахар сладкий, а перец…(горький).

- Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

- Пластилин мягкий, а камень … (твёрдый).

- Мачеха злая, а Золушка … (добрая).

       3. Задание «Расскажи о мальчиках».

Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один чистый, аккуратный, весёлый, а второй неряшливый, грустный.

Содержание диагностического задания: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовывает беседу по вопросам:

- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

- Один мальчик весёлый, а другой какой?

- Быть неряшливым хорошо?

- А что нужно для того, чтобы быть чистым и опрятным?

- А какой мальчик тебе нравится и почему? И т. П.

Критерии оценки

1 балл – словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов.

2 балла – понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик.

3 балла – ребёнок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный); этические качества

 (хитрый, добрый); эстетические характеристики (нарядный, красивый); разнообразные свойства и качества предметов. Понимает и употребляет слова-антонимы.

Уровень сформированности грамматической стороны речи.

1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервис для кукол, предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервис).

- Назови известные предметы посуды.

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, конфеты и т.д.).

- В какую посуду положить сахар? (В сахарницу).

- Расставь красиво посуду.

- Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца и т.д.).

Упражнение «Закончи предложение».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребёнку придумать окончание предложения:

«Наступила ночь и …»

«Мы пошли с мамой в магазин и купили …»

«Мне нравится зима, потому что …»

«Мы делаем зарядку, потому что …»

3. Дидактическая игра «Прятки».

Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребёнка назвать группы животных.

- Это лисята.

- Это ежата. И т.д.

Затем воспитатель просит запомнить все группы и предлагает ребёнку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того, как ребёнок открывает глаза, воспитатель просит назвать кого, не стало.

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не справляется с заданиями.

2 балла – затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар – сахарница), осмысливает причинно-следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчинённые предложения обозначающих животных.

3 балла – ребёнок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно –следственные отношения и составляет сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

Уровень развития связной речи.

  1. Дидактическая игра «К нам пришёл почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Содержание диагностического задания:

В игре могут участвовать четыре ребёнка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принёс всем открытки. Получив открытку, дети не должны показывать её друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно в какое время года происходит действие.

  1. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек: машинка, кукла, мяч и т.д.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них.

Повторяет его ещё раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.

  1. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель достаёт из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зёрнышко.

- Как вы думаете, из какой сказки данные герои?

- Что произошло с петушком?

- Как ты думаешь, почему петушок подавился?

- Для чего нужно было маслице?

(Проводится краткая беседа по сказке, для того, чтобы вспомнить её содержание). Затем воспитатель предлагает ребёнку обыграть сказку с использованием настольного театра.

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не может даже при помощи взрослого рассказать о сюжетной картинке. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.

2 балла – ребёнок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи в нарушении последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.

3 балла – ребёнок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.

Звуковая культура речи.

Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребёнка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.

ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.

При повторе слов просит назвать первый звук.

Критерии оценки

1 балл – большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука.

2 балла – не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук.

3 балла – осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.

Высокий уровень – 10-12 баллов.

Средний уровень – 6-9 баллов.

Низкий уровень – 4-5 баллов.

Заключение

Практическая ценность.

Представленный практический материал может использоваться в системе планирования как непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. А различные дидактические игры, игровые упражнения могут быть рекомендованы для развития речевых навыков, логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей детей дошкольного возраста.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

        Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях, так и вне занятий – в повседневной жизни.

        В результате работы кружка «Раз, два, три – говори!» , можно прийти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:

- умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

- умение пересказывать небольшие произведения;

- совершенствование диалогической речи;

- умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- умение описывать предмет, картину;

- умение драматизировать небольшие сказки;

- воспитывать желание говорить как взрослый.

Значительное место в решении этих задач отводится – специальным занятиям, играм и речевым упражнениям, тематика которых разнообразна. Они активизируют словарь детей, развивают внимание к слову и его значению.

        Развитие речи и речевое общение дошкольников в саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Список используемой литературы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение. - 1997. с 356

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 37-45с.

3.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 с 328

4. Жуйкова Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. -М.: Издательство Молодой ученый, 2012. --41-44с

5.Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников.- М.: Педагогика,1978.- 233с

6.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006 С. 346

7.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Егорова Т.А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. Волгоград: Учитель. – 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

Консультация для педагогов Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования

Консультация о том, как развивать речь детей с ппомощью моделей , предметов заместителей...

Методическая разработка "Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством использования многофункционального пособия "Дидактическая юбка"

В Федеральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования, " познавательноеи развитие предполагает развитие интересов  детей, любознательности и познавательной мо...

Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....