Персп.планирование "Знакомство с литературой и фольклором" Ст., подг., гр
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.f_star.pod_.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с литературой и фольклором.

Старшая группа.  Подготовительная группа.

Месяц.

Тема занятия

Содержание. Цели

литература

Сентябрь

2

«Вершки да корешки»

«Хлеб всему голова».

Русские обычаи. Гостеприимство

Знакомство с со сказкой «Мужик и медведь. Загадывание детьми загадок. Д/и  «Вершки и корешки»

Беседа о старинных способах уборки хлеба

«Лиса и журавль», р.н.с - продолжать знакомство с русской народной сказкой; формировать образность речи, понимание образных выражений; учить осмысливать характер персонажей, давать мотивированную оценку

Интернет-ресурсы

2

«Что летом родиться,- зимой пригодиться»

«Восенушка- осень  - сноп последний косим».

Воспоминания о лете

Беседа о лете .Народные приметы, пословицы, поговорки, песни о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песен о лете

«Дудочка и кувшинчик», В.Катаев – учить видеть жанровые особенности сказки; учить определять эмоции героев сказки по литературному описанию; развивать умение находить связь содержания сказки с различными пословицами.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование»

3

 «Гуляй, да присматиривайся».

«К худой голове своего ума не приставишь».

«Дело мастера боится»

Профессии

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Д/и «С какого дерева детки?». Разучивание песенки -попевки «Восенушка-осень».

Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Сл/и «Филя и Уля»

«Семь Симеонов – семь работников» р.н.с - продолжать знакомить детей с русскими сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ

Интернет-ресурсы

Октябрь

1

«Октябрь пахнет капустой».

«Октябрь-грязик –ни колеса , ни полоза не любит».

Овощи. Огород

Беседа о характерных для октября явлениях природы. Народных обычаях, праздниках. (Покров, Сергиев день).

Стихотворения.

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

«Вершки и корешки», р.н.с - учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы

Интернет-ресурсы

2

«Зайчишка – трусишка».

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Фрукты. Сад

Разучивание потешки «Зайчишка - трусишка». Знакомство со сказкой «Заяц –Хваста».

Экскурсия в городской музей

«Чудесное яблочко» обр. Елисеевой - учить понимать образное содержание сказки, характеры героев; учить оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; развивать связную речь

Интернет-ресурсы

3

«Друг за дружку держаться- ни чего не бояться».

«Град на Енисее»

Золотая осень. Деревья

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке  поддержке.

Знакомства с легендами Красноярскоо края.

«Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин - продолжать знакомить детей с творчеством великого русского поэта;

вызывать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А.С. Пушкина; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение; продолжать развивать поэтический слух детей.

Интернет-ресурсы

4

«У страха глаза велики»

«Хочешь грибок –лезь под кусток».

Лес. Ягоды. Грибы.

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

Загадывание загадок, пословиц, поговорок о грибах, ягодах, природе.

«Осенью» М.Волошин - помочь почувствовать красоту описанной в стихотворении природы; закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров; воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

Интернет-ресурсы

Ноябрь

1

Синичкин день.

«Знаешь ли ты сказки?»

Домашние животные и птицы.

Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день и Кузьминки.

Викторина по сказкам.

Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» - учить осмысливать содержание сказки, формировать оценочное отношение к героям сказки.

Интернет-ресурсы

2

«Чудо –чудное, диво –дивное…»

«Хохлома, разукрасила дома».

Дикие животные Красноярского края

Знакомство со сказкой «Лиса и волк». Разучивание потешки о лисе. Беседа о диких животных Красноярского края с использование загадок о них.

Знакомство детей с хохломской росписью.

«Палочка - выручалочка», В.Сутеев – учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль, учить домысливать; учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование»

Стр. 57

3

«В ноябре зима с осенью борется»

«Светит да не греет».

Земли и жарких стран

Беседа о характерных приметах ноября, пословицы ,поговорки. Рассказ о народных праздниках Павел- ледостав, Михайлов день. Стихотворения.

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра «Лиса и заяц»

«Слоненок», Р.Киплинг – учить осмысливать содержание сказки; формировать оценочное отношение к героям  сказки; развивать умение детей с помощью мимики и жестов, пантомимики, интонации создавать выразительные образы.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование»

Стр. 62

Декабрь

1

«Зима -не лето, - в шубу одета»

«В зимний холод всякий молод».

Зимующие птицы.

Беседа о характерных особенностях декабря, с использованием соответствующих пословиц, поговорок, загадок. Разучивание заклички «Ты Мороз…».

Беседа о особенностях зимних месяцев, приметы. Стихи о зиме. Заучивание р.н.п «Как на тоненький ледок».

«Голубая птица» - учить понимать образное содержание сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; обратить внимание детей на нравственные качества героев сказки

Интернет-ресурсы

2

«Зимой льдом не дорожат»

Одежда и обувь.

«Пришёл мороз –береги ухо и нос»

Загадывание загадок о морозе, пословицы, поговорки, народные приметы декабря.  Повторение закличек о зиме. Стихотворения.

Старинная зимняя одежда, обувь людей Красноярского края.

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».- учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; учить оценивать поступки героев произведения

Интернет-ресурсы

3

«Зима да лету союза нету».

«Лиса обманщица»

Об огне и пожаре.

Знакомство со сказкой К.Д.Ущинского «Проказы старухи зимы»

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

С.Маршак «Пожар. Рассказ о неизвестном герое» - учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; учить оценивать поступки героев произведения; учить осторожному обращению с огнем.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование»

Стр. 17

4

« С Новым  год со всем родом!»

Знакомство со р.н.с «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Рим.-Корс.«Снегурочка»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Стихотворения к новогоднему празднику - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; пробуждать интерес к праздникам, художественной литературе.

Интернет-ресурсы

Январь

1

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

«Хороший город Городец».

Народные праздники на Руси.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Заучивание песенок. «Пришла коляда отворяй ворота» и.т.п.

Знакомство детей с Городецкой росписью. Пословицы поговорки,частушки.

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…», обрядовые песни - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен;  раскрыть богатства русского языка, учить говорить образно, выразительно

Интернет-ресурсы

2

«Январь – зимы государь»

Игрушки.

Беседа о январе с использованием пословиц, поговорок. Загадки, народные приметы месяца. Стихотворения.

Знакомство детей с дымковской игрушкой.

В.Ю.Драгунский «Друг детства» - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею

Интернет-ресурсы

3

«Гуляй да присматривайся».

«Гжель речная»

Посуда.

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

Знакомство детей с гжельским художественным промыслом.

«Лиса и кувшин», р.н.с. - развивать у детей способность к восприятию сказки; учить осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения; формировать чуткость к образному строю языка сказки; развивать интерес к устному народному творчеству

Интернет-ресурсы

Февраль

I

Мебель.

Стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел?» Разучивание фрагмента.

Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз;

Формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

Развивать память и внимание.

Интернет-ресурсы

II

Мой родной край. Донская роспись.

П. Воронько «Лучше нет родного края» - учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.

Вальчук Е.В. «Развитие связной речи детей 6-7 лет», з.34, стр. 122

III

Наша армия.

«Первый ночной таран», С.Алексеев - продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы, воспитывать любовь к родине, патриотические чувства.

Интернет-ресурсы

IV

Москва – столица России.

«Есть на свете город», И.Черницкий - закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров;у чить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование»

Стр. 7

Март

I

О любимых мамах.

Чтение стихов о маме. Цель: воспитывать в детях чувство ответственности за близких ему людей, заботу, любовь к матери; помочь вспомнить известные детям стихи о маме; развивать умение выразительного чтения стихов наизусть;  развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.  

Интернет-ресурсы

II

Ранняя весна.

«Счастливый жучок», Г.Скребицкий - познакомить с творчеством Г.Скребицкого; продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях рассказа и сказки; учить понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование»

Стр. 40

III

Перелетные птицы.

«Жаворонок», В.Жуковский - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; познакомить с новым стихотворением; учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении; пополнять литературный багаж детей.

Интернет-ресурсы

IV-I

Вода и водные обитатели.

«Пингвиний пляж», Г.Снегирев - способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Интернет-ресурсы

Апрель

II

Водный транспорт.

«Кораблик», пер с англ. С. Маршака - продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок); учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Интернет-ресурсы

III

Воздушный транспорт. Космос.

«День космонавтики», А.Митяев - расширить представления детей о космических достижениях; учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

Интернет-ресурсы

IV

Цветущая весна.

«Цветик-семицветик», А. Катаев - развивать интерес к художественной литературе; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки; учить мотивированно оценивать характер и поступки главной героини произведения; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие.

Интернет-ресурсы

V

Насекомые.

«Стрекоза и муравей», И.А. Крылов - ознакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» з. 17, стр. 181.

Май

I

День Победы.

«Шинель», Е.Благинина - подвести к пониманию идеи произведения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; развивать чуткость к поэтическому слову; воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

Интернет-ресурсы

II

Наземный транспорт. ПДД

«Как папа бросил мяч под автомобиль», А.Раскин - учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения; развивать умение мотивированно оценивать поступки героев рассказа; воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать полным ответом на вопросы по тексту.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с семейными ценностями "Необыкновенное путешествие" подг.группа

Хочу поделиться разработанными конспектами занятий, математического досуга, рекомендациями для родителей, может кому-нибудь пригодится....

Комплексное занятие по экологии "Что такое лес?" (подг. группа)

Авторская разработка Вислогузовой Е. П....

календарно-тематическое планирование по ОО "Чтение художесвенной литературы" подг группа, для детей с ОНР

календарно-тематическое планирование разработанно на 3 учебных года. вам представлен материал на старший дошколный возрас - подготовительная группа. комплексное планирование ОО: ознакомление с творчес...

художественная литература по программе подг.гр

Подборка художественной литературы по подготовительной группе...

Список художественной литературы для детей подг. гр

Материал для родителей.Предлагается программная художественная литература для чтения детей дома в свободное время....

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна...