Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"
материал по развитию речи (старшая группа)

Голубева Анна Ивановна

Технология речевого развития

«мнемотехника способ развития связной речи у дошкольников»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К . Д. Ушинский

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Рассмотрим спектр проблем подробно.
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• бедность речи. недостаточный словарный запас.
• употребление нелитературных слов и выражений.
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
 • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• плохая дикция.
• грамматически неправильная речь.
Для решения данной проблемы решила в своей работе использовать нетрадиционную форму работы- мнемотехннику

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
         - Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
         - В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным.

Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками в том, что:
         Во первых, использование приемов мнемотехники вызывает  интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;
         Во вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
         В третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
         В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности,  словаря, грамматического строя речи, к переходу от диалогической речи к связному высказыванию

Мнемотехника
         «Исскуство запоминания»  ( греч)-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
         Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих успешное успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.

         Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи дошкольников

Задачи обучения мнемотехнике

Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;

• Развивать литературную речь;

• Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать и составлять литературные тексты;

• Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;

• Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;

• Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;

• Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;

• Развивать умение перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы.

Алгоритм работы с моделью: в работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1 этап. это введение элементов схем, символов. например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потому что символ универсален.
3 этап. введение отрицаний. например, не большой, не съедобный
4 этап. сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
 6 этап. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
 7 этап. осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. в младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно. работа с мнемотаблицами: пересказ

Мнемотехника строится от простого к сложному: 
мнемоквадратмнемодорожкамнемотаблица.

image
         Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. его применяют в младшем возрасте. и зарисовывается обязательно цветным изображение. в этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.
         Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5 квадратов расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. ею овладевают в среднем возрасте. к концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
         Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). её используют в старшем дошкольном возрасте. вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
         Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- заучивания стихов, потешек;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при пересказе текстов;
- при составлении описательных рассказов.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:

1.совершенствованию зрительного и слухового восприятия.

 2. развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память.

3. совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.

4. развитию творческого познания. как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

«МНЕМОТЕХНИКА –СПОСОБ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К . Д. Ушинский

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Рассмотрим спектр проблем подробно.
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• бедность речи. недостаточный словарный запас.
• употребление нелитературных слов и выражений.
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• плохая дикция.
• грамматически неправильная речь.
Для решения данной проблемы решила в своей работе использовать нетрадиционную форму работы- мнемотехннику

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
        - Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
        - В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных
элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным.

Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками в том, что:
        Во первых, использование приемов мнемотехники вызывает  интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;
        Во вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
        В третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
        В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности,  словаря, грамматического строя речи, к переходу от диалогической речи к связному высказыванию

Мнемотехника
         «Исскуство запоминания»  ( греч)-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
        Мнемотехника-
это система методов и приемов, обеспечивающих успешное успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.

        Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи дошкольников

Алгоритм работы с моделью: в работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1 этап. это введение элементов схем, символов. например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потому что символ универсален.
3 этап. введение отрицаний. например, не большой, не съедобный
4 этап. сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. в младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно. работа с мнемотаблицами: пересказ

Мнемотехника строится от простого к сложному: 
мнемоквадратмнемодорожкамнемотаблица.
        
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. его применяют в младшем возрасте. и зарисовывается обязательно цветным изображение. в этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.
        
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5 квадратов расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. ею овладевают в среднем возрасте. к концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
        
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). её используют в старшем дошкольном возрасте. вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
        
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- заучивания стихов, потешек;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при пересказе текстов;
- при составлении описательных рассказов.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:

1.совершенствованию зрительного и слухового восприятия.

 2. развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память.

3. совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.

4. развитию творческого познания. как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание



        Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"

Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников

Консультация для воспитателейМетодические технологии развития связной речи у дошкольников...

Технология развития связной речи у дошкольников (семинар-практикум)

В материале представлены основные задачи речевого развития; по средствам каких виов речевой деятельности идёт развтие связной речи....

«Технология фитбол-сказок как средство развития связной речи старших дошкольников»

Технология, которой я хочу с вами поделиться, называется «Сказочный фитбол». Автор разработки Т. С. Овчинникова.   Данная технология является современной альтернативой драматизац...

Технология "Сторителлинг" как эффективное средство развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.

В своей работе я постоянно сталкиваюсь с трудностями у детей, когда надо пересказать рассказ или сказку, придумать продолжение или окончание истории. У большинства дошкольников нарушена связность...