Презентация опыта работы по теме: «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста»
презентация по развитию речи

Маркова Полина Юрьевна
Развитие речи детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы: «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста». 

подготовила воспитатель

Маркова Полина Юрьевна

           

Надым 2023

          Период раннего детства (от рождения до 3 лет) особенно уникален: за три первые годы жизни ребенок меняется буквально на глазах, он осваивает такой объем нового материала, который равноценен всему, что он узнает и осваивает за оставшуюся жизнь. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент психических функций: речь, память, мышление, внимание, восприятие а, также фундамент личности человека, способствующий в дальнейшем развитию коммуникативных умений и лучшей адаптации в социуме.

Родителям не всегда удается догадаться самим, какие специальные условия необходимы для развития их малыша.Но как учить? И кто научит этому маму?  В таком случае, нужен педагог, имеющий специальные знания в области раннего развития и владеющий методиками обучения детей раннего возраста.

Опыт нашей работы показал, что чем раньше начато обучение, тем больших результатов удается достичь в будущем. Доказано, что обучение является наиболее адекватной формой социализации ребенка в социуме.

Все выше изложенное, подтолкнуло к написанию и реализации опыта работы для детей раннего возраста «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста»».

Презентация опыта работы «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста» - комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми, через развитие познавательно-речевой сферы, средством интегрированных занятий  с детьми раннего возраста.    

Многолетний опыт работы показал, что тесное сотрудничество с родителями, ведет к оздоровлению семейных отношений, появляется возможность другого отношения к своему ребенку, большему пониманию и успешному сотрудничеству.

Цель и задачи

Цель: формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми через развитие познавательно-речевой сферы, средством интегрированных занятий педагога с детьми раннего дошкольного возраста.

Задачи:

Организационные:

  • - сформировать банк данных детей.
  • - сформировать группу детей для развития коммуникативно - речевых умений и навыков средствами  занятий;
  • - привлекать родителей к тесному сотрудничеству в проведении  занятий с детьми раннего возраста;
  • - подобрать и систематизировать материал по развитию познавательно - речевой сферы;

 Исследовательские:

  • - провести диагностическое обследование детей раннего дошкольного возраста имеющих трудности в развитии коммуникативно-речевых навыков.

 Практические:

  • - научить взаимодействовать со сверстниками в процессе развития коммуникативно-речевых навыков и познавательных процессов;
  • - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, при помощи( консультаций, бесед).
  • - закреплять полученные знания детьми и родителями в домашних условиях;

 Аналитические:

  • - провести итоговую диагностику, на предмет сформированости коммуникативно - речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста;
  • - изучить результативность проделанной работы в сфере формирования коммуникативно-речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста;
  • - проанализировать эффективность проводимой работы через итоговую диагностику, отзывы и анкетирование родителей.

Основные принципы

  1. Принцип научности. Подкрепление всех  мероприятий, научно-обоснованными и практически-апробированными методиками.
  2. Принцип комплексности педагогических процессов. Педагогические занятия планируются, проводятся и анализируются педагогом.
  3. Принцип последовательности. Каждое из развивающих направлений реализуется в процессе поэтапной работы от простого к сложному.
  4. Принцип системности и согласованности. Ребенок нуждается в системных, согласованных действиях родителей и педагога.
  5. Принцип учета уровня развития ребенка.  Любое предполагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа  воздействия.
  6. Принцип повторений, умений, навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  7. Принцип активного обучения. Обучение происходит на непроизвольном уровне, а значит, с опорой не на волевые усилия ребенка, а на интерес к занятиям.

Методы и приемы работы

  1. Наглядные:
  • наглядно-зрительный;
  • тактильно-мышечный;
  • наглядно-слуховой.
  1. Словесные:
  • пояснения;
  • беседа;
  • словесная инструкция;
  • образный сюжетный рассказ.
  1. Практические:
  • игровой.

 

Основное содержание

Опыт работы разработан для детей раннего дошкольного возраста (1-3 года) и состоит из четырех блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Благодаря  работе  педагога и родителей формируются  коммуникативные  навыки  общения со сверстниками  и взрослыми через развитие познавательно-речевой сферы.

Блоки тесно взаимосвязаны между собой, а реализация их задач зависит от возрастных особенностей детей.

  1. Диагностический блок:
  • организация комплексного изучения ребенка при динамическом наблюдении развивающего процесса, а также эффективности его развития.
  1. Развивающий блок:
  • развивающие занятия с детьми раннего возраста;
  • формирование способов усвоения необходимого материала.
  1. Работа с родителями:
  • родители являются непосредственными участниками, они получают образцы взаимодействия с ребенком, овладевают методическими приемами формирования  умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.

Формы работы с родителями:

тематические консультации групповые и индивидуальные;

практические рекомендации (демонстрация, показ);

                предоставление дидактических материалов (стихи, упражнения для                                                           развития мелкой моторики и артикуляционного аппарата для использования в домашних условиях).

Механизм реализации

            Методические рекомендации  составлены с учетом возрастных особенностей развития детей раннего дошкольного возраста. Тематическая направленности и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми через развитие познавательно-речевой сферы, средством интегрированных занятий педагога.

   Интегрированные занятия включают в себя элементы: пальчиковые игры и массаж пальцев, артикуляционной гимнастики, артикуляционной базы звуков, формирования неречевого и речевого дыхания, речевые и музыкальные игры, чистоговорки, стихи, игры для развития активного и пассивного словаря, упражнения для развития внимания, памяти, формирование действий с предметами, упражнений на релаксацию под музыку. Упражнения выполняются с опорой на показ педагога.

           Методические рекомендации реализуются педагогом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Огонек» в тесном сотрудничестве с родителями детей.

            Основным направлением деятельности педагога, является развитие речи и предупреждение речевых нарушений, формирование коммуникативных навыков общения, действий с предметами, а также развитие   основных познавательных процессов.

             Родители являются непосредственными участниками, они получают образцы взаимодействия с детьми, овладевают методическими приемами формирования,  умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.

На интегрированных занятиях используются материально-технические ресурсы учреждения, а также:

     - специальная литература по возрастным особенностям детей;

          - дидактические пособия по программе Монтессори;

- наглядные и дидактические материалы по тематике  занятия;

- игры  для развития мелкой моторики рук (массажные мячики, пальчиковый театр)

- нотный и песенный материал;

-музыкальные игрушки (ложки, погремушки, металлофоны, бубны, колокольчики);

     - декорации в соответствии с тематикой занятия.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного направления работы у детей раннего дошкольного возраста  происходит:

  • развитие познавательных процессов;
  • предупреждение речевых нарушений и формирование правильного речевого уклада;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • нормализация социальной ситуации развития ребенка.

у  родителей:

  • приобретение опыта педагогического сотрудничества, грамотное осознанное взаимодействие с ребенком;
  • активизация позиции в совместном сотрудничестве: родитель-педагог, педагог-родитель;
  • обеспечение информационной и педагогической поддержки в вопросах семейного воспитания.

Критерии оценки

Качественные критерии эффективности реализации:

  • соответствие полученных результатов к ожидаемым (по результатам диагностического обследования у детей раннего дошкольного возраста наблюдается положительная динамика. (детей раннего возраста);
  •  получение отзывов от родителей. (отзывы на сайте педагога);
  •  сформировать ответственную позицию родителей на основе совместной деятельности с педагогом. (анкетирование родителей)
  • Календарно - тематическое планирование
  •  интегрированных занятий для детей раннего возраста

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Основные задачи

Основные игровые приемы

Планируемые результаты

СЕНТЯБРЬ, ДЕКАБРЬ, МАРТ

1

1

В гостях у ежика

1.  Создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. координировать речь с движением;

 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивать мелкую моторику;

  5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. «Пошел ежик в лес гулять, да грибочки собирать»

3. «Затопали ножки: топ-топ-топ»

4. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

5.Игровой массаж «Ходит ежик»

6. Игра «Собери грибочки по цвету в корзиночки»

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

2

Как  ежик готовится к зиме

.

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

 2. координировать речь с движением;

3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. «Пошел ежик в лес гулять, да грибочки собирать»

3. «Затопали ножки: топ-топ-топ»

4. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

5.Игровой массаж «Ходит ежик»

6. Игра «Собери грибочки по цвету в корзиночки»

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

2

3

В гости к зайке мы пойдем»

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

2. координировать речь с движением;

3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. Пляска «Заинька»

3. «Затопали ножки: топ-топ-топ»

4.«Пальчик - зайчик»

5.Видео  игра «Зайчик»

6.Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

4

В  гостях у мишки

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

 2. координировать речь с движением;

3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

4. развивать мелкую моторику;

5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. Песня «Мишка»

3. Игра «Мишка ягоды собирал»

4. Обводка по трафарету круг- овал.

5.Динамическая пауза «Шарики для ежика»

6.Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

3

5

Котик в гости к нам пришел.

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

2. координировать речь с движением;

3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

 4. развивать мелкую моторику;

5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. Игра «Ты котик, я котик»

3.Ритмическая игра с погремушками

4.«Пирожки для кошки»

5. «Котик маленький сидит» 6.Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

6

Собачка в гости к нам пришла

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

2. координировать речь с движением;

3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

 4. развивать мелкую моторику;

5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1.  Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. Динамическая игра «Собачка»

3. «По ровненькой дорожке»

4.«Вот сидит наш пес Барбос»

5. Игра под музыку «Платочки»

6. Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

4

7

День рожденье у собачки

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

2. координировать речь с движением;

3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

 4. развивать мелкую моторику;

5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. Песня «Гав»

3. Игра «Бубен»

4.Пальчиковая гимнастика

Я пеку, пеку, пеку»

5.Игры за столом (разрезные картинки)

6. Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

8

Утка и утята

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

2. координировать речь с движением;

 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

4. развивать мелкую моторику;

5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2. «Устали наши ножки»

3.Пальчиковая игра «Утенок»

4.Ловим уточек в бассейне

5.Игра «Мозаика»

6.Танец «Веселые утята

7. Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

5

9

Курочка

 

1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

 2. координировать речь с движением;

3. развивать мелкую моторику;

4. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

5. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2.«Вышла курочка гулять»

3.Пальчиковая гимнастика «Цыпа-цыпа»

4. Игра «Прятки-цыплятки»

5.Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

10

Петушок

 1.  создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

 2. координировать речь с движением;

 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение;

 4. развивать мелкую моторику;

 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со  сверстниками.

1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

2.  Динамическая игра «Вот шагает петушок».

3. Песенка про петушка. «Петя, петушок»

4. «Очень холодно зимой, сыплет снег на нас с тобой»

5. Игра «По кочкам»

6.Игра «До свидания!».

1.  Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе;

  2. проводилась координация речь с движением;

 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение;

  4. развивалась мелкая моторика;

  5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения;

 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками.

Библиографический список

  1. Алямовская  В. Ясли-это серьезно! - М., 2000.
  2. Григорьева Г.Г. Кроха -М.,-2007.
  3. Железнова.О ., Вместе с мамой.- М., 2006.
  4. Климанова Л.Ф. Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). - М., 2000.
  5. Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., 2007.
  6. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. - М., 2005.
  7. Лыкова И.А. Рисование для самых маленьких. - М., 2005.
  8. Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста. -М., 1981.
  9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.
  10. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей жизни ребенка (1,2,3 год). - М., 2001, 2004, 2008.
  11. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие.- М.,2000.
  12. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышление.- М.,2000.
  13. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.- М.,1999.
  14. Петрова В.А. Малыш -М.,-2002.
  15. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.
  16. Печора К.Л.Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. -М., 2000.
  17. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., 2007.  
  18. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003.
  19. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб., 2005.
  20. Смирнова Е.О., Галигузова Л. Первые шаги - М.,-2007.
  21. Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"

Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»      Выполнила:С. А. Со...

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»

В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей  является: охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том чи...