Речевые игры и упражнения на тему "Весна" для дошкольников
картотека по развитию речи

Мукаева Мария Валерьевна

Речевые игры и упражнения на тему "Весна" для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_i_uprazhneniya_na_temu_vesna_dlya_detey.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения на тему «Весна»

1. Игра « Без чего не может быть весны?» Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов. Весна не может быть без … (яркого солнца). Весна не может быть без …(луж). Весна не может быть без… (ручейков). Весна не может быть без…(майских жуков). Весна не может быть без…(проталин). Весна не может быть без…(капели). Весна не может быть без…(подснежников). И т.д.

2. Игра «Помощники весны» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Ребенок сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб ребенку. Предложите ребенку помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом ребенка ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым он будет очень рад!!! Примерный словарь для игры: -Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, теплая, солнечная, сырая, долгожданная, яркая, холодная. -Солнце какое? Теплое, яркое, блестящее, желтое, лучистое, огромное, веселое, радостное. -Небо какое? Голубое, чистое, весенние, высокое, веселое, ясное. -Почки какие? Клейкие, набухшие, ароматные. -Травка какая? Зелёная, первая, душистая, молодая. -Ручьи какие? Бурные, быстрые, звонкие, веселые, журчащие, стремительные, шумные, холодные, весенние.

3. Игра «Кто больше назовет действий?» Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы. - Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит) - Что делает ручей весной? (бежит, течет, журчит, звенит) - Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет) - Что делают почки весной? (наливаются, набухают, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки) 5 - Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, поют, щебечут, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов)

4. Игра « Один - много» Цель: согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи – ручьев. Дерево - деревья – деревьев. Туча – тучи – туч. Проталина – проталины – проталин. Сосулька – сосульки – сосулек. Лужайка – лужайки – лужаек. Почка – почки – почек. Гроза – грозы – гроз. И т. д.

5. Игра с мячом «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово по теме, например ручей, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет это слово ласково – ручеек. Солнце - (солнышко) Гнездо - (гнездышко) Лист – (листик) 6 Птица – (птичка) Дерево – (деревце) и т. д.

6. Игра «Наоборот» Цель: учить подбирать антонимы к словам. Предложите ребенку сказать наоборот: Снег зимой чистый, а весной … (грязный) Зимой дни холодные, а весной … (теплые) Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое) Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)

7. Игра «Посчитай-1,2,5» Цель: согласование имени существительного с числительными. Один ручей – два ручья – пять ручьев. Одно дерево – два дерева – пять деревьев. Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. И т. д.

8. Игра « Хлопни в ладоши» Цель: развитие слухового внимания. Взрослый произносит слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши. Солышко, листопад, тает, вьюга, журчит, холодно, набухают почки, прилетают птицы, подснежник, снегопад, дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

«Речевые игры и упражнения для дошкольников» (по возростам)

«Речевые игры и упражнениядля дошкольников»(по возрастам)...

Речевые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Речь - это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого...

«Развитие речи дошкольников 4 – 5 лет через речевые игры и упражнения».

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения

Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми в подготовительной группе....

консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»

Настраницах  консультации родителям предоставляется подробный материал,примеры,комплект игр и упражнений для развитияречи детей дошкольного возраста которыеможноразучить и  применять в ...

Использование лексики военно-патриотического содержания в речевых играх и упражнениях со старшими дошкольниками

Патриотизм - это не врождённое чувство, не биологическое свойство человека. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе...