Практическое использование игрового пособия "Речевой куб"
консультация по развитию речи

Сафронова Татьяна Петровна

Проблема развития речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. При этом особое значение имеет игровое общение детей.

Игровое общение  - это тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует игровое пособие «Речевой куб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_kub.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Практическое использование игрового пособия «Речевой куб»

(источник: журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

№ 1/2010, статья «проект «Речевой куб», стр.54)

Проблема развития речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.

Игровое общение  - это тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует игровое пособие «Речевой куб».

Пособие представляет собой куб, который может быть изготовлен из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя  и связной речи. Он меняется воспитателем и учителем-логопедом по мере усвоения детьми различных тем.

Куб используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи. Работа с ним может проводиться:

  • На индивидуальных занятиях (учитель-логопед)
  • На занятиях по развитию речи (воспитатель)
  • Индивидуально вне занятий (воспитатель)
  • В самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях. Переворачивая куб, выполняют то задание, которое выпало на грань куба.

Данное игровое пособие многофункционально и дает им заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Каждая серия картинок имеет своё название, отражающее цель использования куба.

Например,

  • «Зарядка для язычка» - с целью совершенствования мимических и артикуляционных способностей детей; к каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнения и небольшое стихотворение. Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют упражнение, находя соответствующий сигнальный рисунок (грибок, качели, заборчик, часики и т.д.). Далее с усложнением воспитатель показывает сигнальный рисунок, а дети выполняют упражнение.
  • «Сенсорик» - используется для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях вместо прозрачных кармашков располагаются съемные  коврики, сшитые из разных материалов и соединенные между собой пуговицами разных размеров. Посередине каждого коврика есть разъёмные застёжки (молнии, пряжки, ленточки, кнопочки, липучки, шнуровки). Задача ребенка – расстегнуть застежку и сказать, кто изображен в окошке.
  • «Звуковая лесенка» помогает достичь следующих целей:
  • Автоматизация изолированного звука;
  • Выработка длительной воздушной струи;
  • Формирование звуковой культуры речи.

На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков (горы, змейка, улитка, чайник кипит, лабиринт, самолет с оставшимся следом). Ребенок находит заданное изображение и произносит звук на одном выдохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.

  • «Речь. Ритм. Движение» - с целью развития общей и тонкой моторики, для обучения детей работать по схеме. На съемных гранях разнообразные задания для развития координации движений: задания для пальчиков по картинке, задания из палочек, шнура,  ленты; задания для пальчиков по картинке и кистей рук по рисункам: общие упражнения для туловища и ног. К каждому упражнению по развитию движений подобрано короткое стихотворение. Проговаривая его за воспитателем, ребенок учится управлять своими движениями.
  • «Магнитофон» помогает:
  • Развитию слухового внимания, восприятия;
  • Овладению темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи. На гранях данного куба изображены картинки-символы, характеризующие темп и громкость речи (например, черепаха может символизировать медленную речь; самолет или ракета – быструю; барабан или труба – громкую, приложенный к губам вытянутый указательный палец – тихую речь или шепот и т.д.; используя это куб в игре, можно петь, рассказывать стихи, воспроизводить звуки, слова, сказки, истории, самостоятельно или совместно с взрослым произносить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки и т.д.
  • «Звукарик» - на закрепление навыка звукового анализа и синтеза. К нему изготавливают три предметные картинки и три звуковые схемы. Суть игры в том, что к каждой предметной картинке ребенок должен найти соответствующую звуковую схему. Степень сложности заданий постепенно возрастает.
  • «Цветной» - закрепление согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, а также уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов. Данный куб   разноцветный, цвет его граней соответствует цвету предметных картинок в карманах. Воспитатель, глядя на верхнюю грань, говорит: «У меня на синей грани изображен синий пиджак». Затем переворачивает куб на другую грань и, передавая его ребенку, спрашивает: «А у тебя?»
  • «Сочиняйка»  - обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. К этому пособию предполагается дополнительное оборудование: фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц, сделанных из ковролина с липучками. Сам куб мягкий. Каждая  его грань служит опорой для развития сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие также может быть использовано для пересказа коротких рассказов или выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.
  • «Сосчитайка» - помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. На гранях этого куба изображены предметы, которых может быть несколько (от 1 до 6). Ребенок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем, переворачивая его другой гранью, передает следующему со словами «А у тебя?». «У меня пять яблок» и т.д.
  • «Слоговой»
  • С целью упражнения детей в преобразовании односложных слов в двухсложные или многосложные. На каждой грани куба в карманчиках находятся предметные картинки (дом, сом, мяч, суп, нос, кот). Вначале ребенок четко повторяет данные слова за воспитателем, а потом самостоятельно, поворачивая грани куба.
  • Игра «Один-много» - образование множественного числа существительных. В процессе этой игры образуются слова из открытых слогов (дома, мячи, и т.д.)
  • Игра «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов позволяет образовывать многосложные слова.
  • С целью определения количества слогов в слое, подбирать к заданной слоговой схеме картинки на кубе. На каждой грани куба находятся предметные картинки, н-р, с изображением деревьев (ель, липа, дуб, береза, рябина, ива). Воспитатель предлагает выбрать для посадки деревья с односложными названиями (ель, дуб), затем двусложными (ива, липа), и трехсложными (береза, рябина).
  • С целью обучения детей отвечать на вопросы предложениями, насыщенными словами сложной слоговой структуры. На каждой грани расположена сюжетная картинка с изображением профессий людей. Воспитатель спрашивает: «Что делает скульптор?». Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает: «Скульптор лепит скульптуру»
  • Куб «Образуй словечко»- два варианта использования. (см.журнал «Справочник старшего воспитателя № 1/2010»).

Таким образом, использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими...

Использование игровых технологий в практической работе учителя – логопеда с детьми с ОНР

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»

представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей....

План по самообразованию "«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приемами сочетающие практическую и игровую деятельность дошкольников»

Изучить актуальность, теоретические предпосылки, обоснования, полезность и практические приемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников,...

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...