Конспект занятия в под. гр. детского сада по развитию речи: «Весна» (с использованием мнемотаблицы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тарасова Наталия Николаевна

создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.n.n.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в под. гр. детского сада по развитию речи: «Весна» (с использованием мнемотаблицы)

Цель занятия: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласного звука. Упражнять в правильном и четком произнесении согласных звуков

      Развивающие задачи:

1. Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;

4. Закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

5. Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

    2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

- словесный: беседа, диалог, чтение письма от весны, вопросы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц. 

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядныйрассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры: «Весенние слова», «Назови ласково»; пальчиковая игра: «Замок».

- игровые упражнения: «Составь слово», «Придумай предложение».

     Оборудование: сундучок с замочком, мнемотаблица «Весна», письмо в конверте, картинки – буквы, макеты двух деревьев, листики на которых написаны слоги, мяч.

Предварительная работа:

- экскурсии и наблюдения в природе;

     - чтение стихов, рассказов о весне;

- рассматривание картин о весне, иллюстраций по теме;

- рисование по теме «Весна»;

- разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне;

     - дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гости к весне».

Используемые материалы: презентация «Солнышко спрятано в тучках», «Солнышко», «Круг желтого цвета, лучи».

                                           Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери нашей группы я нашла сундучок с замочком. Что там находится – я не знаю. А как вы думаете, что там? Вы хотите открыть его? (ответ детей) Тогда мне нужна ваша помощь.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали (на этом слове ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы),

- Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их),

- Потянули (тянут ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

- И открыли! (резко отпуская руки, разводят их широко в стороны)

Воспитатель: Замок, мы открыли, молодцы!

II. Основная часть.

Воспитатель: Ой, ребята, а здесь письмо! Чтобы узнать от кого, нам нужно разгадать загадку.

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла…

Дети: Весна.

- Правильно, ребята. Это письмо от Весны. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте ребята! Я весеннее солнышко. Со мной произошла неприятность, меня в лесу задержал злой порывистый ветер, напустил на меня холодные тучи. Он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Я обращаюсь к вам за помощью, чтобы ветер меня отпустил надо выполнить его задания, если правильно выполните задания тучки будут исчезать с лучиков и тогда я смогу победить ветер

 За каждое правильно выполненное задание я вам высылаю букву, из них нужно составить слово, когда выполните все задания».

Воспитатель: Ребята, ну что поможем солнышку? Освободим его от злого ветра, освободим от тучек и тогда весеннее тепло от нас не уйдёт.

Актуализация.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, что вы видите? (снеговые тучи закрыли солнышко)

Слайд 1 Снеговые тучи закрыли Солнышко.

  Воспитатель: Давайте первый лучик солнышка освободим от тучи. Ранней весной ещё шумят вьюги и ветра.

(артикуляционная гимнастика «Звуки природы»)

1 - Шумят сначала громко, потом утихают: -у –у –у, -ш –ш –ш (дети повторяют). - Солнышко пригрело, началась капель! -к –к – к. Запели птицы: - ч –ч –ч. Подул тёплый ветерок: -ф –ф –ф. - Молодцы! О каком времени года мы говорили? (ответы детей). Молодцы! Тучка исчезла и вот вам первая буква-О.

 2 задание

Воспитатель: А сейчас нужно ответить на вопросы, кто правильно ответит на вопрос, садится на стульчик.

- Это время года бывает перед летом и после зимы?

- Цветок, который появляется из - под снега?

- Уплотнения на ветках.                                                                                         - - Растительность луга?                                                                                                   - Первая перелетная птица, возвращающаяся к нам с юга?                                      - Хищное животное, впадающее зимой в спячку?                                                      - Месяц, который весну начинает?                                                                         - - Строение из веток для выведения птенцов?                                                            - Место, где протаял снег и видна земля?                                                                         - Эта перелётная птица предпочитает жить в скворечнике?                                          - Он бежит, журчит, звенит, наполняясь водой талого снега?

Молодцы! Вот буква- Д

Воспитатель: А вы знаете ребята, как раньше в старину называли весенние месяцы?
Март - протальником. Как вы думаете, почему его так называют? (потому что появлялись первые проталины)
Апрель – снегогон. (солнце светит ярче, пригревает, снег тает бегут ручьи)
Май – травень. (Появляется свежая травка, на деревьях распускаются почки. Появляются листочки)

3. Воспитатель: А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

(Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник).

Молодцы, справились и с этим заданием, посмотрите ещё одна тучка исчезла. (буква- Л)

Физ. Минутка

  Воспитатель: Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет.

(Идут по кругу)

4 задание  

Воспитатель: Ребята мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? (слоги)

Да правильно. Солнышку хотелось бы услышать, как вы умеете составлять слова из слогов.

 (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).  

Молодцы, справились и с этим заданием. Солнышко передаёт вам ещё букву- Ц

5 задание.

 Игра: «Весеннее, весенняя, весенние».

Воспитатель: Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний». Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

Например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

(солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо)

(Дети называют словосочетания.)

Молодцы, буква - М

6 задание.

Составление рассказа о весне по мнемотаблице.

Воспитатель: - Мне кажется злой ветер, который удерживал Солнце, начал утихать. Но чтобы весна полностью освободилась, нам надо составить небольшой рассказ о весне. На столе лежат картинки, вам нужно выбрать те, на которых изображены приметы весны, и каждый расскажет о примете.

(рассказ детей, у кого какая примета весны)

Воспитатель: Теперь давайте прикрепим каждый свою картинку на магнитную доску.

 Посмотрите получилась таблица. А теперь расскажем про весну целиком, а чтобы не забыть, о чём рассказывать, вы смотрите на таблицу и вспоминаете о чём нужно рассказать.

Хорошо рассказали, вот вам ещё одна буква- О

         7 задание – «Назови ласково».

Воспитатель: Чтобы солнышко не грустило, улыбнулось, нам нужно сказать слова ласково, согреть солнышко ласковыми словами.

(Солнце, птица, зима, санки, черная туча, ветка, капля, лужа, ручей, узкая река, белый цветок, серый заяц)

Воспитатель: Молодцы! Солнышко наше заулыбалось. (показать на слайде)

 Держите букву – буква Ы.

III Заключительная часть.

Воспитатель: Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну, и положит лучик к солнышку

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) 

А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно!

  - Вы такие молодцы! Вы очень хорошо старались, все рассказали правильно про весну, никто из вас не ошибся. Вам понравилось занятие? Что вам больше понравилось? Что же за послание вам оставило Солнышко? Давайте сложим буквы. (МОЛОДЦЫ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе детского сада по обучению творческому рассказыванию с использованием изобразительной деятельности .

Конспект за Обучение детей 4-5 лет творческому рассказыванию с использованием изобразительной деятельности ....

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по развитию речи "Лексические игры"

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по развитию речи "Лексические игры"....

Конспект занятия по развитию речи «Весна» с использованием методики «синквейн».

В данном конспекте уточняются и систематизируются знания детей о весне и ее признаках с использованием технологии синквейн...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Весна» с использованием мнемотаблицы в форме квеста

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Весна» с использованием мнемотаблицы в форме квеста...

Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада по развитию речи «Юные писатели»

Задачи:1. Учить действовать по плану или инструкции2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.3. Закреплять умения в составлении сказки.ХОД ЗАНЯТИЯ1.  Организационный момент....