Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Кулигина Екатерина Михайловна

Актуальность

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Разноцветные баночки»

Цель: научить ребенка различать и называть основные цвета.

Описание: Изготовьте несколько баночек с крышками разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). Ребенок должен подобрать крышку к каждой баночке соответствующего цвета.

  1. «Пазлы из пуговиц»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.

Описание: Вырежьте из картона несколько фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Приклейте пуговицы разных форм к картону. Ребенку нужно прикрепить пуговицы на соответствующие фигуры.

  1. «Сенсорные мешочки»

Цель: дать ребенку представление о различных текстурах и материалах.

Описание: Сшейте несколько мешочков из разной ткани (шелк, бархат, хлопок, кожа, шерсть). Ребенок должен определить материал каждого мешочка на ощупь.

  1. «Цветная мозайка»

цель: учить ребенка составлять узоры из мозаики по образцу.

Описание: Сделайте разноцветные мозаики из бумаги. Ребенок должен собрать мозаику, подбирая цвета по образцу.

  1. «Фигуры из пластилина»

Цель: формировать у ребенка навыки лепки и пространственное мышление.

Описание: Слепите вместе с ребенком геометрические фигуры из пластилина (круг, треугольник, квадрат). Затем попросите ребенка сделать из пластилина такие же фигуры.

  1. «Сортировка по цвету»

Цель: закрепить знания ребенка о цветах и их оттенках.

Описание: Подготовьте карточки разных цветов и предметы (карандаши, ручки, игрушки) разных цветов. Ребенок должен распределить предметы по цвету на карточках.

  1. «Звуко-тактильное пособие»

Цель: развить у ребенка слух и осязание.

Описание: Приготовьте несколько предметов, которые издают разные звуки (металлические, деревянные, пластиковые). Ребенок должен определять предмет по звуку и на ощупь.

  1. «Тактильные карточки» – это дидактическое пособие, которое поможет ребенку развить тактильную чувствительность и память. С помощью этого пособия, ребенок сможет познакомиться с различными материалами и текстурами, что поможет ему в будущем лучше ориентироваться в окружающем мире.

Цель: тренировать тактильную память ребенка.

Описание: Изготавливаются карточки из разных материалов (картон, ткань, бумага, кожа, мех и т.д.). Ребенок должен на ощупь определить материал каждой карточки.

  1. «Игра с крупами» не только развивает мелкую моторику ребенка, но и помогает ему научиться координировать свои движения. Кроме того, игра с крупами способствует развитию тактильной чувствительности, что также является важным навыком для ребенка.

Цель: развитие моторики и координации движений ребенка.

Описание: В миску насыпается крупа (например, гречка или рис), ребенок опускает руки в крупу и ищет спрятанные предметы или игрушки.

  1. «Рисование на песке» является не только интересным, но и полезным занятием для ребенка. Рисование на песке помогает развивать творческое мышление, воображение и фантазию ребенка. Кроме того, рисование на песке способствует развитию мелкой моторики рук, что важно для общего развития ребенка.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка.

Описание: Ребенок рисует на песке различные фигуры и картины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktichekoe_posobie_dlya_sensornogo_razvitiya.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Гнездышко»

(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)

658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60

тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03

ds10rubtsovsk@yandex.ru

сайт: www.ds10.educrub.ru

ОКПО 29726893, ОГРН 1022200812149,

ИНН/КПП 2209010935/220901001

Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Разработала:

Кулигина Екатерина Михайловна

Воспитатель

Рубцовск 2023

Актуальность

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

  1. «Разноцветные баночки»

Цель: научить ребенка различать и называть основные цвета.

Описание: Изготовьте несколько баночек с крышками разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). Ребенок должен подобрать крышку к каждой баночке соответствующего цвета.

  1. «Пазлы из пуговиц»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.

Описание: Вырежьте из картона несколько фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Приклейте пуговицы разных форм к картону. Ребенку нужно прикрепить пуговицы на соответствующие фигуры.

  1. «Сенсорные мешочки»

Цель: дать ребенку представление о различных текстурах и материалах.

Описание: Сшейте несколько мешочков из разной ткани (шелк, бархат, хлопок, кожа, шерсть). Ребенок должен определить материал каждого мешочка на ощупь.

  1. «Цветная мозайка»

цель: учить ребенка составлять узоры из мозаики по образцу.

Описание: Сделайте разноцветные мозаики из бумаги. Ребенок должен собрать мозаику, подбирая цвета по образцу.

  1. «Фигуры из пластилина»

Цель: формировать у ребенка навыки лепки и пространственное мышление.

Описание: Слепите вместе с ребенком геометрические фигуры из пластилина (круг, треугольник, квадрат). Затем попросите ребенка сделать из пластилина такие же фигуры.

  1. «Сортировка по цвету»

Цель: закрепить знания ребенка о цветах и их оттенках.

Описание: Подготовьте карточки разных цветов и предметы (карандаши, ручки, игрушки) разных цветов. Ребенок должен распределить предметы по цвету на карточках.

  1. «Звуко-тактильное пособие»

Цель: развить у ребенка слух и осязание.

Описание: Приготовьте несколько предметов, которые издают разные звуки (металлические, деревянные, пластиковые). Ребенок должен определять предмет по звуку и на ощупь.

  1. «Тактильные карточки» – это дидактическое пособие, которое поможет ребенку развить тактильную чувствительность и память. С помощью этого пособия, ребенок сможет познакомиться с различными материалами и текстурами, что поможет ему в будущем лучше ориентироваться в окружающем мире.

Цель: тренировать тактильную память ребенка.

Описание: Изготавливаются карточки из разных материалов (картон, ткань, бумага, кожа, мех и т.д.). Ребенок должен на ощупь определить материал каждой карточки.

  1. «Игра с крупами» не только развивает мелкую моторику ребенка, но и помогает ему научиться координировать свои движения. Кроме того, игра с крупами способствует развитию тактильной чувствительности, что также является важным навыком для ребенка.

Цель: развитие моторики и координации движений ребенка.

Описание: В миску насыпается крупа (например, гречка или рис), ребенок опускает руки в крупу и ищет спрятанные предметы или игрушки.

  1. «Рисование на песке» является не только интересным, но и полезным занятием для ребенка. Рисование на песке помогает развивать творческое мышление, воображение и фантазию ребенка. Кроме того, рисование на песке способствует развитию мелкой моторики рук, что важно для общего развития ребенка.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка.

Описание: Ребенок рисует на песке различные фигуры и картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей, работающих в специализированной группеИгры на развитие тактильных ощущений Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формыДидактические игры и ...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Чудо машинка 3в 1».

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Чудо машинка 3в 1»....

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Веселый клоун».

В младшем дошкольном возрасте дети активно знакомятся с окружающим их миром: признаками и свойствами различных предметов. Во время работы по сенсорному развитию с детьми педагоги часто используют дида...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Лошадка».

Задачи:1. Фо рмировать у детей умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, закреплять знание основных цветов.2.Развивать внимание, мыслительные операции.3.Воспитывать любовь к играм....