Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдения в природе
статья по развитию речи (младшая группа)

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovarya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдений в природе»

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.

Согласно программе дошкольного образования дети постепенно усваивают природоведческий словарь : названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение.

Целью работы является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования наблюдений в природе в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

2. Исследовать наблюдение в природе как средство формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.

3. Определить задачи и содержание работы по формированию словаря младшей группы в примерной образовательной программе «От рождения до школы».

4. Выявить исходный уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.

5. Разработать и провести педагогические мероприятия по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдений в природе.

6. Проанализировать опытно-практическую работу по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.

В результате исследовательской работы был проведен анализ по проблеме формирования словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдений в природе.

Были рассмотрены особенности развития словаря младшего дошкольного возраста. Важными особенностями развития словаря детей младшего дошкольного возраста являются : период словотворчества, словарь ребенка пополняется словами, придуманными им самим, искажение звуковой оболочки слова, дети легко узнают предметы, но не всегда правильно их называют, из-за особенностей восприятия дети воспринимают предметы целостно, поэтому необходимо пополнять словарь названиями частей предметов. В данном возрасте у детей необходимо развивать не только количественную сторону словаря ребенка, но и понимание смысла слова.

Кроме того, в процессе проведения исследовательской работы было определено, что наблюдение в природе является эффективным средством формирования словаря детей младшего дошкольного возраста. Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Ознакомление с природой дошкольников является важнейшим направлением в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря и эстетических переживаний ребёнка. Правильно определить величину, форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цветов при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т. д. ребёнок может только при хорошей эстетической восприимчивости, которую у него надо систематически развивать как образы прекрасного.

Были определены задачи и содержание работы по формированию словаря младшей группы в примерной образовательной программе «От рождения до школы», которая осуществляется по следующим направлениям:

- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

- уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;

- учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

- обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы;

- учить понимать обобщающие слова;

- называть части суток;

- называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

По данной теме была проведена опытно-практическая работа. Подобраны методики для выявления исходной стадии сформированности словаря детей младшей группы МБДОУ Детский сад №8 «Ласточка». Далее были разработаны конспекты занятий по формированию словаря у детей, составлено перспективное планирование на 2 недели.

Конспект прогулки на тему: «Зима. Где, чей след?»

Цель:

- развить внимательность,

- вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

- развивать у детей любознательность, интерес к наблюдениям в природе.

Ход прогулки

Наблюдение :

Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они.

- Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому вы оставляете следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или животные Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребёнка.

Исследовательская деятельность

Цель: приобщать детей к процессу познания.

Задачи:

- Развивать мыслительные операции, речевое развитие.

- Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

- Рассмотреть с детьми следы людей и птиц.

- Чем отличаются следы птиц и людей.

Приметы

Зима морозная — так лето жаркое.

Зима снежная — жди лето дождливое.

Стихи

* *

Это кто тут наследил:

Бегемот иль крокодил?

Здесь играли дети:

Танечки и Пети!

/С. Маршак/

* *

Ох, как заяц запетлял,

От лисы он убегал.

Волку не достался

И живой остался.

/Л. Воронкова/

* *

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы.

Задание: Украсить снежными куличами участок.

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из неё снег.

Развитие движений

«Пройди точно по следам»

Цель: улучшать координацию движений.

Речь с движениями

Цель:

- развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений.

- Укреплять психическое и физическое здоровье.

- Учить соотносить действия с текстом.

Ой, летали птички,

птички-невелички. (Махать руками, как крыльями.)

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку сели,

Зёрнышки поели. (Присесть на корточки. Указательными пальцами

постучать по дорожке.)

Клю, клю, клю, клю,

Как я зёрнышки люблю.

Пёрышки почистим, (Руками «почистить предплечья, как бы обнимая себя.)

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам. (Прыжки на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

На головку сели,. (Руки положить на голову.)

Сели, посидели и опять полетели,

Полетели, полетели, (Махи руками.)

На животик сели (Руки положить на живот.)

Сели, посидели и опять полетели

Полетели, полетели,

На колени сели…

Сели, посидели и совсем улетели.

Самостоятельная деятельность детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии»

В помощь воспитателям, какие необходимо использовать игры ТРИЗ -технологии для развития и обогащения словаря младших дошкольников....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста....

«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры».

В статье представлен  практический  материал по использованию дидактических игр  для формирования словаря детей младшего дошкольного    возраста....