Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_zanyatie_triz.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию связной речи

Тема «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

(Подготовительная группа компенсирующей направленности)

Составил

учитель-логопед

Качугина Т.В.

Волжск, 2023г.

Цель: составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и описывать их;

-отрабатывать навык составления предложения - сравнения со словом -как;

-закреплять навык подбора существительного к прилагательному и согласования с ним в роде и числе;

-активизировать словарь по теме «Ранняя весна»;

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевое творчество, воображение;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- продолжить воспитывать умение давать ответ полным предложением;

- закреплять умение слушать товарищей, не перебивать.

Оборудование: картина «Ранняя весна» худ. М.Г. Пишвановой, консультант Н.В.Нищева, опорные схемы, предметные картинки, мяч, карандаши, бумага.

Технологии ТРИЗ:

- «Мозговой штурм» (игра «Ассоциации»);

-описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Литература: Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

Предварительная работа:  

  1. Определение состава картины с помощью приема «Подзорная труба»: перечисление объектов на картине, моделирование объектов, группировка.
  2. Установление взаимосвязей между объектами на картине: выделение  объектов и обоснование связей между ними.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Какое сейчас время года? Какой месяц?

- Сейчас ранняя весна. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить признаки весны. Она называется «Про что можно так сказать?». Я вам задаю вопрос, кидаю мяч, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно.

-Про что можно сказать весенний? (день, дождь, снег, цветок…..).

-Про что можно сказать весенние?( дни, лужи…).

-Про что можно сказать солнечная?(погода)

-Про что можно сказать солнечное? (настроение, небо, море…..)

-Про что можно сказать теплая?(погода, одежда, встреча…).

Игра «Ассоциации».

-Ребята, я задам вам вопросы, а вы отвечайте на них полным ответом, используя слово «как».

-Весной солнце светит как? (….как лампа, фонарь….).

-Ручей мчится как?

-Сосульки капают как?

-Птицы кричат, ссорятся как?

-Ветер шумит как?

-Облака плывут по небу как?

- Деревья просыпаются как?

2.  Объявление темы. Работа с картиной.

-На прошлом занятии мы с вами познакомились с картиной. Как она называется?

-Мы ее внимательно рассмотрели, выделили объекты с помощью подзорной трубы. Давайте вспомним, что мы видим на картине. А поможет вам вот эта схема. (выставляется опорные картинки «глаз», «квадраты»). Сначала рассматриваем объекты на переднем плане, потом на заднем. Снизу вверх перемещаемся.

 -Я вижу…...(ответы детей).

Физ. минутка.

Раз, два, четыре, пять,

Начинаем отдыхать.

Спинку бодро разогнули,

Руки кверху потянули.

Раз, два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз, два, вперед нагнулись,

Раз два, назад прогнулись.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей.

Пальчиковая гимнастика.

Солнце светит- ярче, ярче.

Землю греет-жарче, жарче.

Побежали ручейки, расцвели подснежники.

А сосульки, что под крышей,

Капают все тише, тише.

Птицы с юга к нам летят, весело они кричат.

Кар-кар, чик-чирик,

Весенний шум и гам стоит.

 «Вхождение в картину».

-А теперь предлагаю «зайти» в картину, прогуляться по ней. На секунду закроем глаза. Все, мы в картине. Прислушайтесь. Что вы слышите? (выставляется опорная схема «ухо»).

- А теперь глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? (опорная схема «нос»)

-А теперь предлагаю все потрогать, передайте ощущения, которые вы испытываете, гуляя по картине. (опорная схема «рука»).

-Я попрошу вас составить рассказ по этой картине. Обязательно передайте ощущения, которые вы испытывайте, гуляя по картине. А помогут вам эти опорные картинки. Вначале не забудьте назвать картину, в конце сказать понравилась или нет эта картина и объяснить почему.

(Рассказ детей по очереди с опорой на схему).

3. Итог

-Наше занятие подходит к концу. Вы старались.

-Что мы с вами сегодня делали на занятии?

-Какому времени года было посвящено занятие?

-Сейчас ранняя весна, а какая еще весна бывает?

Графический диктант.

-Я приготовила вам медали. Но чтобы их получить необходимо выполнить задание.

(дети выполняют графический диктант кораблик и забирают медали).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Составление творческого рассказа о лесных обитателях"

В конспекте раскрывается интеграция продуктивной деятельности и коррекционно-расзвивающей работы в процессе составления творческих рассказов. Использование коллективной работы, поделок, сенсорно...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии "Времена года"

Закрепление знаний о явлениях природы в разный период года, систематизирование знаний детей о последовательности протекания различных событий, активизирование мышления детей, закрепление представлений...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...