Тема самообразования «Игровые упражнения как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Золотаревич Ирина Игоревна

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_zkr.docx179.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Игровые упражнения как средства формирования звуковой культуры речи дошкольников»

Перспективный планработы по звуковой культуре речи с детьми 4-5 лет

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является воспитание звуковой культуры речи дошкольников. В норме к 4-5-летнему возрасту ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков родного языка. Но, как показывает практика, многие дети к началу школьного обучения не до конца овладевают умением правильно и чётко произносить некоторые звуки речи, не могут произвести фонематический анализ и синтез слов. Не все из них имеют возможность заниматься у логопеда, поэтому данная проблема становится очевидна в затруднении чтения и грубых нарушениях письма.

Так как дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития всех способностей детей, необходимо максимально использовать это время для формирования произносительной стороны речи, воспитания речевого слуха, интонационной выразительности. Это возможно при полноценной деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие звуковой культуры речи требует наибольшего времени для реализации поставленных перед детьми задач во всей методике развития речи, поэтому необходимо уделять большее внимание этому вопросу как можно раньше.

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей.

Направления работы: первое заключается в целенаправленном воздействии на дошкольников; второе – во взаимодействии с родителями.

Разработанная программа опирается на психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи, а также строится с учётом задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Реализуется на протяжении всего учебного года в режимных моментах в течение дня (утренние беседы, прогулки, индивидуальная работа) по 5-10 мин.

При работе с детьми воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка: зону ближайшего развития, умственные и психофизиологические особенности, эмоциональное состояние.

Работа с дошкольниками средней группы строится по трём направлениям: совершенствование речедвигательного аппарата, формирование фонематического слуха и развитие познавательных способностей детей посредством системы дидактических игр и упражнений. В ходе работы решаются задачи:

1) развитие речедвигательного аппарата;

2) совершенствование навыков звукопроизношения;

3) овладение средствами выразительности речи;

4) развитие познавательных процессов;

5) развитие фонематических процессов.

Работа с детьми предполагает поэтапное усложнение содержания игр и упражнений и целей воздействия.

Сроки реализации перспективного плана: 2020-2021 учебный год.

Цель: формирование звуковой культуры речи у детей, через   игровые упражнения.

В соответствии с выдвинутой  целью были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
  2. Формировать правильное произношение всех звуков, внятное и четкое произношение слов.
  3. Воспитывать выразительность речи и культуру речевого общения.

Данныйперспективный план даст возможность наиболее рационально организовать работу с детьми по звуковой культуре речи:

  • Через создание условий пополнения и изменения развивающей предметно-пространственной среды;
  • Реализуется в ООД – 1 раз в месяц согласно циклограмме;
  • В индивидуальной работе по результатам входной диагностики и усвоения материала по ЗКР детьми
  • В совместной деятельности, через организацию дидактических игр и упражнений

Игровые упражнения в развитии звуковой культуры речи

В последнее время проблемы развития и коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и организация специально организованного обучения средствами игровых упражнений позволяют сформировать правильное построение  речи дошкольника и исправить дефекты в ее звуковой культуре.

Федеральные государственные  требования в  системе дошкольного образования вносят изменения в  сегодняшний воспитательно – образовательный процесс, отказ от учебной модели в детском саду, точнее сказать от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. В ФГТ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе обучение и воспитание.

Игровые упражнения могут стать эффективными в процессе развития звуковой культуры речи, если соблюдать следующие условия:

-  использовать игровые упражнения в совместной, самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности детей;

- систематически включать игровые упражнения в воспитательно – образовательный  процесс;

- игровые упражнения должны включаться в работу поэтапно, от простого к сложному:  сначала в слогах, словах, предложениях, затем в связной речи и  самостоятельной речи детей.

Игровые упражнения в развитии звуковой культуры речи предполагают включение в себя группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  игр, направленных на развитие речи детей.

Игровые методы и приемы обязательно включаются в воспитательно – образовательный процесс.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Приложение 1

Артикуляционные упражнения для языка

Статистические

«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед. «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.

Динамические

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ»,«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК »Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик»-«Бублик».

«КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Приложение 2

Подвижные игры и упражнения с элементами звукопроизношения

Средний дошкольный возраст

1. «Воробушки и автомобиль»

Цель игры: развивать у детей умения в правильном звукопроизношении слов.

Материал: Игрушка руль.

Ход игры: Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

- Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: "У-у-у". Как сигналит автомобиль?

-У-у-у, -повторяют дети.

-Сейчас мы поиграем так, продолжает воспитатель. Я - автомобиль, а вы все воробышки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу -прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу "прыг", вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: "Прыг, прыг, прыг". Когда я скажу "чик-чирик", вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать. А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

2. «Эхо»

Цель игры: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.

Ход игры: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

"Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: "Идет козочка-коза" - поет коза. "За-за-за-за-за, идет козочка-коза" - подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. "Очень любят все козу. Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы". И так далее.

3. «У медведя вобору»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Ход игры: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

4. «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Ход игры: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Правила:Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.

Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

5. «Самолеты»

Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Ход игры: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила:Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

6. «Цветные автомобили»

Цель: Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Ход игры: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила:Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

7. «Лохматый пес»

Цель: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Ход игры: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.

8. «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Ход игры: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.

Приложение 3http://900igr.net/up/datas/144481/016.jpg

Приложение 4

Консультация для родителей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания ЗКР у дошкольников.

Задачи:

1. Расширить представления родителей о значении воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

2. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию З. К. Р.

3. Дать родителям практические рекомендации (комплексы упражнений, игр) для организации занятий с детьми в домашних условиях.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Нарушения же речи сказываются на дальнейшем обучении ребёнка в школе, у них возникают проблемы с письмом и чтением, на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков должно быть закончено в дошкольном возрасте, так как этот возраст является для этого наиболее благоприятным. Вовремя неисправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий и более длительного времени для их исправления.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искажённом произношении звука.

Но воспитание З. К. Р. не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Так же необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Основой для звукопроизношения является артикуляционный аппарат. Предлагаю Вам ряд рекомендаций по подготовке речевого аппарата

(артикуляционная гимнастика для развития подвижности языка, развития достаточной подвижности губ).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом.

- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка – Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,

- удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, з, ц) – правильное произношение свистящих звуков формируется у детей 3-4 года.

Упражнения для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, упражнения для удержания языка широким, для уточнения положения кончика языка за нижними зубами.

1. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и дуть на лежащий перед ребёнком на столе ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. (Щёки не надувать).

2. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя».

3. «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удерживая так под счёт от 1 до 5-10.

4. «Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. Сдувать ватку со стола (дуть на язык, как бы длительно произнося звук «ф».

5. «Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая от зубов, выдвигать спинку языка вперёд, как сердитая кошка выгибает спинку.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) – правильное произношение группы шипящих звуков формируется у детей на пятом году жизни.

Ребёнку предлагаются упражнения для подъёма широкого переднего края языка вверх, для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, для удержания языка в форме «чашечки».

1. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удерживая так под счёт от 1 до 5-10.

3. «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

4. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх

5. «Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (л, л’) – произношение звуковформируется на пятом – шестом году жизни.

Упражнения для выработки подъёма кончика языка вверх, укрепления мышц языка, умения быстро менять положение языка.

1. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя». Потом удержать широкий язык на нижней губе в спокойном положении под счёт от 1 до 5-10.

2. «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. (Нижней губой не помогать).

3. «Пароход гудит». Приоткрыть рот, длительно произносить звук «ы».следить, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

4. «Болтушка». Приоткрыть рот, производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

5. «Качели». Приоткрыть рот, (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать. Затем поднять широкий кончик языка за верхние зубы. Чередовать движения языка вверх-вниз.

6. «Пощёлкать кончиком языка». Пощёлкать кончиком языка сначала медленно, затем быстро. Нижняя челюсть неподвижна.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (р, р’) – правильное произношение звуков формируется у детей на пятом – шестом году жизни.

Упражнения для выработки подъёма широкого кончика языка вверх, подвижности передней части языка.

1) «Чьи зубы чище». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть не двигается.

2) «Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

3) «Поехали на лошадках». Пощёлкать кончиком языка сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык, нижняя челюсть не помогает.

4) «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. (Нижней губой не помогать).

5) «Индюки». Приоткрыть рот, производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад (как бормочет индюк, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая верхнюю губу, сначала медленно, затем быстрее.

6) «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, затем быстрее. Следить, чтобы рот был приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Большое внимание следует уделять развитию речевого дыхания. Речевое дыхания – это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.

Для примера ряд упражнений на развитие речевого дыхания.

1. Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Волшебные пузырьки.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

Поэтому не забываем отрабатывать мелкую моторику рук.

Это простые упражнения: сжимать и разжимать кулачки, игры с массажным мячом, с орехами, бусинками, пуговицами (прокатывание по ладони, по столу, перекладывание пальчиками из одной баночки в другую, настольные игры типа «Мозаики»… А так же используем множество пальчиковых игр с текстом.

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Одновременно ведём работу, направленную на развитие фонематических процессов. И для примера ряд упражнений и игр.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (ш)»

- М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш - ….

- ма – ши – на – бу – сы – ши – пы - …

- шар – хор – сыр – шум – лук – шаг - …

Игра с предметными картинками (мишка, неваляшка, машина, шарик, клюшка)

Вопросы к детям: Какой звук есть в названии игрушек? Угадай на каком месте находится звук Ш (в начале, в середине, в конце слова)

Угадай какая игрушка лишняя? (по картинкам)

- Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.

- Шар, машина, хлопушка, ведёрко.

И в завершении хочу предложить Вам список литературы, в которой представлено подробное описание работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников, а так же представлено много практического материала для индивидуальной работы с ребёнком.

Приложение 5

Памятка для родителей «Воспитание звуковой культуры речи»

Речь- это исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения договора между людьми о взаимодействии, воспринимают красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Приложение 6

Памятка для воспитателей

Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи

Методы:

  • дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр» и др.);
  • подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»);
  • дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.);
  • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Приёмы:

  • образец правильного произношения (ведущий приём);
  • объяснение;
  • утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова и т. д.);
  • образное называние звука или звукосочетания (часто используется в младших группах: ззз- песенка комара; туп, туп, туп – тупает козлёнок);
  • хоровые и индивидуальные повторения (особенно полезны негромкие проговаривания звуков, звукосочетаний  небольшими подгруппами детей, когда дети могут прислушаться к ответам других детей);
  • обоснование необходимости выполнить задание педагога  (даётся в эмоционально – шутливой форме («Давайте поучим индюка петь весёлую песенку» и др.);
  • индивидуальная мотивировка задания (индивидуальное указание перед ответом ребенка);
  • совместная (сопряжённая) речь ребенка и воспитателя (в случае ошибочных ответов), а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца);
  • оценка ответа;
  • исправление;
  • образная физкультурная пауза;
  • показ артикуляционных движений;
  • демонстрация игрушки или картинки.

Формы работы:

  • фронтальные:
  • занятия  (чаще всего это еженедельная (1-2р. в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин; один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвящённое звуковой культуре речи; большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков, остальное время отводится развитию  других качеств речи (двух – трёх);
  • игры – драматизациихороводы, праздники и развлечения и др.;
  • подгрупповые и индивидуальные: 
  • дидактические игры, шутки - чистоговорки, упражнения  и др. в удобное для педагога время.

В календарном плане почти каждый день предусматривается работа по ЗКР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...

Статья "Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников"

В статье  отмечается актуальность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, приведены основные виды упражнений для губ, щек...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...