Родительское собрание "Развитие речевой активности детей раннего возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)

Родительское собрание "Развитие речевой активности детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Собрание41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в группе

раннего возраста

Тема собрания: «Развитие речевой активности детей раннего возраста»

Цель:

Создание условий для развития диалогической речи детей.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста;

- проанализировать речевое развитие детей группы;

- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Вступительное слово воспитателя

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Основная часть

Тема нашего собрания: «Развитие речевой активности детей раннего возраста.

Слайд 2 высказывание.

Актуальность: Окружающий ребенка современный мир непрерывно меняется, с раннего детства ребенок проводит больше времени за компьютером, телефоном, у детей свободный доступ к телевизору следствием чего является дефицит речевого общения со взрослыми, что пагубно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

В норме дети начинают говорить в возрасте до 1 года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начинают говорить в период с 1 до 2 лет, это тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет, то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.

Словарный запас у детей двухлетнего возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 !!! слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.

Основными словами двухлетнего ребенка являются:

- названия предметов (это - мячик, машина, тарелка и др),

- действий (это - кушать, спать, гулять, играть)

- местоимения (это – Я, она, он)

И в речи всё чаще появляются слова-признаки (красивый, красный), наречия (завтра, потом), предлоги (на, в).

С двух лет дети начинают говорить фразами. Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».

Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть.

В ходе логопедической диагностики детей нашей группы были получены следующие результаты:

Уровень импрессивной речи (понимание речи) и экспрессивной речи (произношение речи) у детей в группе на среднем и на низком уровне. Объём пассивного словаря выше, чем активного. Т.е. дети понимают обращенную у ним речь, показывают предметы, выполняют действия, но не говорят. Звукопроизношение у детей в группе на низком уровне. Уровень развитие общей моторики детей соответствует норме, а мелкая и речевая моторика в основном на низком уровне. Только у одного ребёнка речь соответствует возрастным нормам.

Данные результаты свидетельствуют о необходимости ?????

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

В нашей группе, работа по развитию речи осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игровой и художественной деятельности, в пальчиковых играх, артикуляционной и дыхательной гимнастике.

Сегодня мы хотим познакомить вас с эффективными приемами речевого развития детей.

Одним из них является пальчиковая игра.

Слайд 3

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Поэтому, чтобы наши дети были активными, разговорчивыми, смышлеными – нужно развивать у них мелкую моторику рук.

Слайд 4

В детском саду пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Для этого разработана картотека пальчиковых игр по темам недели. (Показать картотеку)

Слайд 5 видео Посмотрите, как у нас здорово получается.

Давайте и мы с вами поиграем. Приготовьте пальчики.

  1. Игра «Шарик».

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик,

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

Слайд 6 артикуляцион.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Очень важно выполнять такие упражнения ежедневно, желательно перед зеркалом, меняя их, чтобы дети не потеряли к ним интерес.

В детском саду артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме и очень нравится ребятам…

Слайд 7 артикуляц.ВИДЕО

Слайд 8-9 игры на развит. мелкой мотор.

В нашей группе много разнообразных игр, которые способствуют развитию речи ребенка –это:

Игры на развитие мелкой моторики:

(с прищепками, шнурками, крупными пуговицами и т.д.), эти игры развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

Слайд 10 на поддуван.

Игры на поддувание способствуют более длинному, плавному и ровному выдоху, это упражнение активизирует губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в развитии речи у детей.

Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения:

- дуть на легкие шарики, бумажные полоски,

- надувать воздушные шарики,

- пускать мыльные пузыри и т.д.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие приёмы:

Скажи, как:

Девочка плачет а –а –а, ………паровоз гудит у-у-у……, малыш плачет уа-уа-уа

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры на звукопроизношение. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

«Назови животных и скажи, кто как кричит»

Собака (ав)

Кошка (мяу)

«Угадай что звучит». Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек (за ширмой)

Словесные (речевые) игры на развитие словаря

«Посмотри и назови» (дети называют мебель, животные, посуда)

Когда дети станут по старше можно поиграть в игры посложнее, например:

«Что бывает зелёным?» (называют предметы зелёного цвета),

Что бывает круглым, квадратным и т.д.

Давайте и мы с вами поиграем в одну из игр:

"Цепочка слов"

Цель: Обогащение словаря, развитие слухового внимания, мышления.

Суть этой игры по развитию речи детей заключается в подборе слов, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Это кто (показ кошки)?

Родитель: Кошка.

Воспитатель: Что есть у кошки?

Родитель: Голова, хвост, уши, лапы, когти...

Воспитатель: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?

Родитель: Ёлка, ёжик...

Воспитатель: А где живёт ёжик?

Родитель: В лесу.

Воспитатель: А кто ещё живёт в лесу?

Родитель: Волк, лиса, заяц…

Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца зимой?

Родитель: Белого.

Воспитатель: А что ещё бывает белым?

Родитель: Снежинки, снег, снеговик, облака…

Воспитатель: А снеговик из каких фигур сделан?

Родитель: Из круглых.

Воспитатель: А что ещё бывает круглым?

Воспитатель: Мяч, солнце, шар, помидор… (Молодцы)

Игры на развитие грамматического строя речи

Ведущие приёмы для развития грамм.строя речи – беседы по сюжетным картинам при рассматривании иллюстраций к сказкам «Репка», «Колобок».

Для этого задают вопросы:

-Что посадил дед?

- Кого позвала бабка?

- Кого позвала внучка? И т.д.

«Назови ласково»,

«Один-много»,

«Чего не стало?»

Слайд 11 подвижные игры

Еще один из приемов, влияющих на развитие речи это подвижные игры с проговариванием слов.

Дети очень любят играть в подвижные игры, нашим ребятам нравится игра «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит».

они с удовольствием повторяют движения, согласно тексту, и стараются проговаривать и договаривать слова игры.

Слайд 12 театральн.

Так же основой развития речи детей является показ различных видов театра (настольного, пальчикового, кукольного).

В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте сказки колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Каждому родителю необходимо знать:
То, что ребенок от двух до четырех лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Поэтому все, что вы рассказываете вашему малышу должно быть:
1. Наглядно (если вы рассказываете про посуду, то показываете ребенку посуду, если вы рассказываете про мебель, то показываете ребенку эту мебель).
2. Эмоционально окрашено (очень часто нам не интересно слушать человека, который говорит монотонно, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте свою речь эмоционально окрашенной, используйте паузы, не забывайте также использовать мимику и жесты).
3. Правильно (говорите простыми словами и фразами, речь должна быть чистая, без нарушений, ни в коем случае «не сюсюкайтесь» с ребенком, повторяя его неправильные слова (ЭТО ГЛАВНАЯ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ), ваша речь должна быть образцом правильной речи).

Таким образом, существует огромное множество методов и приемов речевого развития детей. Важно помнить, как бы мы в детском саду не старались, основу речевого развития дети получают в семье в первые годы жизни. Без вашего активного включения в процесс речевого развития детей, нам не добиться высоких результатов. Нужно действовать согласованно, используя одни и те же методы и приемы речевого развития.

И тогда речь наших детей будет богатой, насыщенной и красивой.

А чтобы помочь вам в этом, мы приготовили для вас памятки с играми и упражнениями, которые вы можете использовать для развития речи детей дома.

На этом наше собрание подошло к концу. Благодарю Вас за внимание. Надеюсь, что содержание собрания было для вас интересным и полезным и вы воспользуетесь нашими рекомендациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей раннего возраста

Сообщение для педагогов,  работающих с детьми ясельной группы....

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...