Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму».
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому, очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-motorika.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму».

Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому, очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Однако, даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще.

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку.

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. На столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться, все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

 

  1. Покорми птичку

Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.

Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

2. Доставать предметы палочками, щипцами и пр.:
3. Игры с резинками для волос - надень на пальчики:
4. Провести машинку по линии от Старта до Финиша:
Игры по развитию мелкой моторики, которые мы хотим предложить вашему вниманию, построены по одному принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Имея несколько панно и много разноцветных крышечек, можно изучать: алфавит, звуковой анализ слова, составлять слова, решать примеры, изучать состав числа до 10, прямой и обратный счет в пределах 10.

В своей работе по развитию мелкой моторики и координации движений кистей рук мы используем не только фабричные игры (шнуровки, штриховки и т.п.), но и игры, сделанные своими руками.

Мы хотели бы предложить вашему вниманию игры с пробками, разработанные нами. Данные игрыпостроены по одному принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Но ведь просто так накручивать пробку неинтересно! И поэтому мы предложили детям во время работы выполнять некоторые задания.

Предложенные нами игры, можно использовать, как на занятиях по развитию математических представлений и обучению грамоте, так и в индивидуальной работе с ребенком. Также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.

Для игр необходимы разноцветные пробки от пластиковых бутылок и несколько панно с приклеенными на них горлышками от этих бутылок:

Многие игры можно изготовить дома, вместе с ребенком, используя подручные средства и бросовый материал: картон, кусочки цветной бумаги , ленты, бусины, цветные пробки от пластиковых бутылок. Эти игры будут еще более ценны для ребенка тем, что вы их делали вместе.

Игра «Цветные закрутки» (использованы горлышки от пластиковых бутылок, цветные крышки к ним, схемы составления узора)

Цель: Закручивать крышки по схеме и обозначать в речи направления в пространстве; развивать мелкую моторику рук, закреплять цвета.

Зато смастерить отличный тренажер для детских пальчиков - вполне по силам любой маме или папе. А можно делать это вместе с ребенком, - пусть завтра похвастается в детском саду, какую игрушку они сделали сами!

Игра с резинками. Такая игра не потребует от вас затрачивать усилия на ее изготовление, просто купите побольше разносцветных резинок для волос. Нарисуйте несколько простых схем одевания резинок на пальчики. Игра поможет развитию логического мышления, памяти, внимания.

Для игр с панно № 1 необходимо заготовить 10 пробок с нанесенными на них цифрами от 1 до 10 в и тогда можно осваивать прямой и обратный счет в пределах 10 .

С панно № 2 мы предлагаем нашим детям играть в логическое лото. Для этого кроме пробок нужно приготовить еще и карточки с заданиями.

Увидев данное панно, сами ребята подсказали, что с ним можно играть в такую замечательную игру, как “Крестики-нолики”.

Для панно “Домик” (№3) нужно запастись девятью большими пробками с цифрами от 2 до 10 и восемнадцатью маленькими пробками с цифрами от 1 до 9 (каждой по две), и тогда вы сможете осваивать состав числа от 2 до 10 .

«Домино»

РИНГЛ-ДИНГ
Даже если в доме полно настольных игр, рекомендуем обязательно завести еще одну – рингл-динг. Название можно перевести на русский как «Колечки-звоночки». Купить ее в наших широтах сложно, а вот сделать своими руками – проще простого. Для игры потребуются: карточки (они на фото, правда, они маленькие, но других не нашлось), которые нужно напечатать, разрезать и, по возможности, заламинировать, маленькие резинки для волос - 72 штуки (6 цветов по 12 штук каждого цвета), звонок-кнопка. Играть могут дети от 4 лет, количество игроков – от 2 до 6. Чтобы начать игру, сложите карточки в стопку. Поставьте посередине звонок так, чтобы все могли до него дотянуться, высыпьте рядом резинки, перемешав цвета. Один из участников переворачивает верхнюю карту. Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок. Тот, кто сделает это первым, нажимает на звонок. Самый быстрый игрок получает карту со схемой. Если выясняется, что нажавший на звонок игрок выполнил задание неверно, он не только не получает карту, но и лишается одной из своих. Игра ведется до 5 карт. Для старших детей есть вариант рингл-динг «вслепую», когда картинка переворачивается всего на несколько секунд, а затем снова прячется. Игра развивает скорость реакции, мелкую моторику, внимание, а самым маленьким помогает закрепить знание цветов и навыки счета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами...

План – конспект мастер класса для детей подготовительной группы и их родителей «Наши пальчики играют, или как развивать мелкую моторику для подготовки руки дошкольника к письму»

, Практические рекомендации родителям по совершенствованию навыка правильного захвата карандаша, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.....

Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»

Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:·         Закреплять ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития мелкой моторики рук традиционными и нетрадиционными  средствами важна для личностного развития ребенка. Ведь владея своей рукой, он становится более самостоятельным и независимы...

Моя педагогическая находка - использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики.

Я считаю, что очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры....

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму"

Советы и рекомендации по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста и подготовке руки ребёнка к письму....

использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики дошкольников

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, учителя-дефектолога и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкол...