Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр  и упражнений                                                       по развитию  грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного  возраста        

Подготовила

воспитатель:                                                                                        В.И.Уреки

Игра «Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры:                                                    Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна                                                                  

• Посуда для салата — салатница;                     • посуда для хлеба — хлебница;                              • посуда для молока — молочник;                         • посуда для масла — маслёнка;                          • посуда для конфет — конфетница;                   • посуда для сухарей — сухарница;                           • посуда для соли — солонка;                                      • посуда для сахара — сахарница.                                     • посуда для соли — солонка;

Игра «Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход игры:

• Хлеб кладут в … хлебницу.                     • Мыло кладут в … .мыльницу.                   • Масло кладут в …                                           • Сахар насыпают в …                                     • Салфетки ставят в …                                     • Масло кладут в …

Игра «Чьё, чьё? – Моё»

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.

Ход игры:                                                        Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?

Это что? (Туфля). Чья туфля? И т. д. (чья, чьё, чьи, чей).                                                          Хозяин получает вещь и убирает на место.

Игра  «Кто, что умеет делать»                                  Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.                                                 Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, спрятался)                                                             — Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

Игра «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.                                        • Стол - столик, ключ - ключик.                        • Шапка - шапочка, белка - белочка.                    • Книга - книжечка, ложка - ложечка.                                                    • Голова - головка, картина - картинка.                                                                • Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.                                                                         • Кукла - куколка, свекла - свеколка.                • Коса - косичка, вода - водичка.                        • Жук - жучок, дуб - дубок.                               • Вишня - вишенка, башня - башенка.                                                               • Платье - платьице, кресло - креслице.                                                                  • Перо - перышко, стекло - стеклышко.

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Ход игры:

- Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?.

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:

• ротик — ротище,                                                          • лобик — лобище,                                                    • глазик — глазище,                                               • ручки — ручищи,                                                   • ножки — ножищи.                                          Делается вывод, если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.

Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал:                                                                           • большой комар (комарище,                                    • маленький куст (кустик,                                           • большие усы (усищи,                                               • большой куст (кустище,                                             • маленький ковер (коврик,                                    • большая изба (избища,                                            • маленький винт (винтик,

• большой помидор (помидорище).

Игра «Кто это?»

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт».  Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать  грамматический строй речи.

Ход игры:

• Занимается спортом (кто) – спортсмен, спортсменка                                • занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка                                                                • занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка

• занимается теннисом – теннисист, теннисистка                                                          • занимается борьбой — борец                      • занимается акробатикой — акробат, акробатка                                                              • катается на лыжах – лыжник, лыжница                                                            • бегает на коньках – конькобежец, конькобежка                                                     • играет в футбол – футболист, футболистка                                                     • играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка                                                       • играет в шахматы — шахматист, шахматистка                                                   • стреляет из винтовки — стрелок                • стреляет из лука — лучник, лучница                                                               • ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка                                                         • ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка                                                   • прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья                                                               • прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка                                                    • плавает – пловец, пловчиха.

Игра «Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания.

Ход игры:

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем)был раньше названный объект:

• цыпленок – яйцом,                                                   • лошадь – жеребенком,                                        • корова – теленком,                                                      • дуб – желудем,                                                         • рыба – икринкой,                                                  • яблоня – семечком,                                                       • лягушка – головастиком,                                                 • бабочка – гусеницей,                                                 • хлеб – мукой,                                                           • шкаф – доской,                                                               • велосипед – железом,                                                • рубашка – тканью,                                                       • ботинки – кожей,                                                    • дом – кирпичом.

Игра «Кто кем будет?»

Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь.

Материал: Мяч.

Ход игры:                                                 Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.

Взрослый, бросая мяч, задает вопросы:

«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.

Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа.

Например«Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

Игра «Что без чего?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.

Материал: Картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Ход игры:

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Взрослый задает вопрос«Что без чего?»

• Стул без ножки;                                                         • Стул без спинки;                                                      • Платье без рукава;                                                    • Кастрюля без ручки;                                                  • Чайник без носика;                                               • Кофта без пуговиц;                                                  • Расческа без зубчиков;                                             • Грузовик без фары;                                                            • Ботинки без шнурков;                                        • Машина без колеса;                                                 • Шуба без воротника.

Игра «Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мы - волшебники немного: был один, а станет много. Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

• Стол – столы                                                                   • двор – дворы,                                                 • нос – носы,                                                        • гора – горы,                                                     • нора – норы,                                                        • мост – мосты,                                                   • дом – дома,                                                         • глаз – глаза,                                                       • луг – луга.

   Игра «Добавь слово»                                                 Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.  Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:                                                             — Оля проснулась и... (стала умываться).                                                  — Коля оделся и... (побежал гулять).                         — Он замерз и... (пошел домой).                                — Стали они играть... (с зайчиком).                         — Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)                                                       — Девочка обиделась и... (ушла, заплакала). Дидактическая игра                                                         «Чего не стало»

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.

Игра «Один – много»

Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

Ход игры:

• Одно колесо — много колес.                      • Одно яблоко — много яблоко.                         • Одна кукла — много кукол.                         • Одна книга — много книг.                          • Одна кисточка — много кисточек.                                                           • Одно полотенце — много полотенец.                                                      • Одно кресло — много кресел.                       • Один карандаш — много карандашей.                                                          • Один стул — много стульев.                                  • Один помидор — много помидоров.                                            • Один апельсин — много апельсинов.                                                         • Один лимон — много лимонов.

     Игра «Чьи эти вещи?»

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

Игровой материал: Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).

Ход игры:                                                   Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель спрашивает:                                     «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).

         Игра  «Мои первые предложения»                                Цель: учить составлять простые предложения, развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук. Оборудование: большие сюжетные картины, предметные картинки, подходящие по тематике к сюжетным.                                                Ход игры:                                              Каждый игрок выбирает себе 1 или несколько больших карт. Ведущий показывает детям маленькие карточки. Тот кому подходит карточка, берет её себе, соединяя пазловый замок, составляет предложение. Например: девочка кормит птиц. Мальчик катается на санках.

Играют 1-4 ребенка и ведущий.

       Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

Игра «Чей рассказ лучше» Цель: учить составлять простые предложения, соблюдая смысловую связь между ними. Оборудование: Сюжетные картинки, предметные картинки, подходящие по тематике к сюжетным.                                                  Ход игры                                              Маленькие (предметные) карточки раскладываются на столе, игроки выбирают себе большие ка рты. Необходимо собрать большие карты — присоединить к ним маленькие карточки и составить рассказ по картинке. У кого самый лучший рассказ тот победитель.

Играют 1-4 игрока.

Игра «Досказалка»
Цель: научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит:
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

  Игра «Назови первый звук слова»
Ход игры:                                               Воспитатель: У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

    Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

   Игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

      Игра «Какой, какая, какие»          Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

 Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

  Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

           

  Игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,                            Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

                                                                                  "Закончи предложение"                                        Цель: употребление сложноподчинённых предложений                                                                 • Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)                                                               • Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)                                                                • Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)                                           • Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)                                                                  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)                                                        • Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)                                                    • Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)                                                                                • Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)                                                          • Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)                                                                       • Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

Дидактическое упражнение                        «Закончи предложение»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.

- папа читает (книгу)

- Зоя ловит (бабочку) 

Дидактическое упражнение                                  «Кто что делает»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры : Воспитатель задает детям вопросы по картинкам, требующие отвечают существительными в винительном падеже:                                                                  -Что делает повар? Что делает врач?               - Повар варит суп. Врач лечит людей. и. т. д.

  Игра «Подбери признак»                       Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

 Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

  Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

 Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

 Шляпа (какая?) – черная, большая…

 Туфли (какие?) – осенние, красивые…

  Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

 Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

 Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

Игра «Близкие слова»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…   ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

            Игра «Дикие звери и их детёныши»                                           Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.                                  Оборудование: фланелеграф, изображения животных и их детёнышей, деревьев.                                   Ход игры: «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу». Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса).

         Игра «Угадай игрушку»                        Цель: сформировать у ребенка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки.                                                                 Взрослый показывает 3—4 игрушки. Ребенок называет их. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая, хвостик короткий, уши длинные, любит морковку. Угадай, что это за игрушка?». Также взрослый описывает другие игрушки, ребенок называет их.

Игра «Угадай, что это?»                                 Цель: формировать умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Первый вариант. Взрослый описывает предмет и предлагает ребенку отгадать, о каких предметах говорится в этих описаниях. Например: «Круглое, зелёное, сладкое. Угадай, что это?»                                                      Ребенок отвечает: «Это яблоко».                               Второй вариант. Ребенок описывает предмет, взрослый называет описанный ребенком предмет.

Игра «Назови одним словом»                         Цель: формировать представление у детей об обобщающих словах.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, на чем спали матрешки? Куда они складывали свою одежду? На чем они сидели, когда рисовали? Взрослый рассказывает: кровать, шкаф, стул – это мебель. Спрашивает у ребенка: «шкаф, кровать, стул - как назвать эти предметы одним словом?» (Мебель). «Какая мебель у тебя в комнате (дома)?» Ребенок перечисляет предметы мебели.

Взрослый: «Сели матрешки за стол. Там стоят чашки, блюдца, ложки – это посуда. Какая посуда у нас на кухне?» Ребенок перечисляет предметы посуды. «Наши матрешки любят играть. Что им для этого нужно?» Ребенок отвечает: «игрушки». «Назови, какие игрушки ты знаешь? Какие у тебя любимые игрушки?»

       Дидактическая игра                                              «Скажи наоборот»                                                        Цель: учить детей подбирать слова-антонимы. Эта улица узкая, а эта ... (широкая), эта дорога длинная, а эта ... (короткая), эта речка мелкая, а эта ... (глубокая), эта школа близкая, а эта ... (далекая), эта тропинка прямая, а эта ... (кривая), этот дуб молодой, а этот ... (старенький), этот путь далекий, а этот ... (близкий), этот мост высокий, а этот ... (низкий).

               Дидактическая игра                                                         «Кому нужны эти вещи»                                                  Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме. Игровой материал: предметные картинки по теме «Спорт». Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы. Лыжи нужны… (лыжнику). Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту). Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту). Клюшка и шайба нужны… (хоккеисту). Ракетка нужна… (теннисисту).

        Дидактическая игра                               «Угадай игрушку»                                                         Цель: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок. Воспитатель показывает детям игрушки, называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их. Предложить ребенку описать одну из игрушек

Игра «Чудесный мешочек»                Цель: учить детей  выделять и назвать признаки предмета.

Взрослый достает по одному предмету (например, фрукт) из чудесного мешочка, называет его: «Это груша, она желтая, сладкая, вкусная». Так взрослый описывает 3-4 фрукта. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Груша какая?»  Ребенок называет признаки: «Она желтая, сладкая».                    По такому же принципу игра проводится с овощами или другими предметами.  

Игра «У кого, какая игрушка?»

Цель: учить детей определять и называть признаки животных по образцу взрослого.                                    Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц». Взрослый: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у зайца белая шубка».                                                       Взрослый: «У меня медведь большой». Ребенок: «У меня заяц маленький». Взрослый: «У медведя маленькие уши». Ребенок: «А у зайца длинные уши».

        Дидактическая игра                                    «Скажи ласково»                                               Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Снег -…снежок; ручей - …; лужа - …; солнце - …; лужа - …; почка -…; проталина - …; облако - …; гнездо -…; льдина - …; дождь - …; огород - … и т.д.

         Дидактическая игра                                   «Назови часть целого»                                               Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Игровой материал: предметные картинки. Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали); Грузовик - … (колеса, фары, кузов, кабина…); Улица - …(дома, дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор…)

         

     Дидактическая игра                               «Четвертый лишний».                                        Цель: развивать логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. Воспитатель: «Ребята, в наш город приехал цирк с новой программой. Но по дороге зверей перепутали и клоун Кеша просит рассмотреть картинки. На них изображении четверо животных. 3 из них участвуют в цирковом номере, а четвертое – нет. Найдите, пожалуйста, лишнее животное и объясните, почему вы решили, что оно лишнее. Лев, тигр, морж, зебра. Песец, белый медведь, овцебык, чайка. Верблюд, зебра, лев, жираф. Носорог, бегемот, тигр, волк.

          Дидактическая игра                              «Он, она, они».                                                     Цель: учить детей изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам. Игровой материал: сюжетные картинки. Он надел куртку. Она надела куртку. Они надели куртки. Он надел шапку. Она надела шапку. Они надели шапки. Он завязал шнурки. Она завязала шнурки. Они завязали шнурки. Он обул сапоги. Она обула сапоги. Они обули сапоги. Он завязал шарф. Она завязала шарф. Они завязали шарфы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста

Данные рекомендации будут очень полезны для родителей и ,конечно,помогут развивать речь малышей .Они обращены к дыхательной гимнастике,звуковой культуре речи,выразительому чтению детской литературы....