Адаптированная методика диагностики речи старших дошкольников по Г. А. Урунтаевой
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Предлагаем вам переработанную методику для диагностики речи у старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_horoshaya_po_rechi.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника

Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи­лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. — ISBN 5-09-006457-1.

Задание 1. Изучение словаря детей

Подготовка исследования. Подобрать предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например: мяч, ложка, чашка, карандаш, рукавицы.

Проведение исследования. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, смять, надавить и спрашивают: «Какой?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.

Обработка данных. Подсчитывают правильность называния детьми предметов, их частей и свойств, за каждый показатель даётся один балл.

Имя ребёнка

 

   предмет

Показатели

Сумма баллов

«Что это?»

Назначение

Составные части (не менее 3)

Свойства (не менее 3)

мяч

ложка

чашка

карандаш

рукавицы

Уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20-16 баллов

15-10 баллов

9-0 баллов

Ребёнок правильно назвал предложенный предмет, указал его назначение, описал составные части и назвал характерные свойства, используя точные описательные слова: твёрдый, серый, прохладный и т.д. При названии составных частей и свойств воспроизвёл не менее трёх слов.

Ребёнок правильно назвал предложенный предмет, указал его назначение, описал составные части и назвал характерные свойства, используя точные описательные слова: твёрдый, серый, прохладный и т.д. При названии составных частей и свойств воспроизвёл менее трёх слов.

Ребёнок испытывал затруднения в словесном описании предмета, отвечал на вопросы педагога только с подсказкой. При названии свойств и описании предметов испытывал затруднения, словарь характеризовался относительной бедностью и примитивность.

Задание 2. Изучение использования прилагательных и глаголов в речи

Подготовка исследования. Подобрать несколько групп слов:

1 группа: слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы, с которыми он постоянно действует (например, чашка, шапка, мяч);

2 группа: слова, обозначающие знакомые предметы, действия с которыми редки или ограничены для ребенка (например, часы, газета, кошелек, молоток);

3 группа: слова, обозначающие природные явления (например, дождь, снег, солнце);

4 группа: слова, обозначающие хорошо знакомых детям животных (например, кошка, собака, воробей);

5 группа: слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описаниям, иллюстрациям (например: лягушка, лиса, медведь).

Подготовить предметные картинки, соответствующие словам, фишки, секундомер.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и состоит из 3 этапов, интервал между которыми составляет 7 дней.

1 этап.

Первая серия. Проводится в форме игры «Какой, какая, какие?». Ребенку предлагают поиграть и говорят: «Я буду называть предметы, а ты скажи, какой он. Например, я скажу: «Рукавичка», а ты скажи: «Красивая, мягкая, яркая». Какие еще слова можно сказать про рукавичку? (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 признака.) За каждый ответ я буду давать тебе фишку. В конце игры мы посчитаем, сколько у тебя фишек».

После этого педагог называет слова разных групп по одному и побуждает ребенка называть признаки. Если дошкольник не принимает задания, то оно объясняется еще раз на другом примере.

Вторая серия. Проводится в форме игры «Кто что делает?» аналогично первой серии, но инструкция изменяется. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть животных, а ты скажи, что они делают. Например, я скажу: «Заяц», а ты скажи: «Прыгает, бегает». Что еще заяц может делать?» (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 действия.) За каждый ответ ребенок также получает фишку. Используются 4 и 5 группы слов.

2 этап.

Этот этап аналогичен предыдущему, но проводится с использованием наглядной опоры - картинки, которую демонстрируют при назывании слова, а во время ответа от ребенка прячут.

3 этап.

Этот этап проводится аналогично второму, но картинка во время называния признаков или действий находится перед ребенком.

Обработка данных. Подсчитывают количество названных детьми прилагательных и глаголов отдельно по каждой группе слов и по каждому этапу исследования. Данные заносят в таблицу.

Количество названных прилагательных

Возраст детей

I

II

III

группы слов

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Количество названных глаголов

Возраст детей

I

II

III

группы слов

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Анализируют частоту названных признаков и действий в каждой возрастной группе, а также их характерность для предметов или явлений, например к слову «кошка» ребенок может назвать действия, которые выполняют многие животные (бегает, ходит, ест) и которые являются характерными лишь для кошки (мурлыкает). Причем, особо отмечают случаи, когда дети называют неполные синонимы, характеризующие одно и то же действие, но с разными оттенками (например, мурлычет, мяукает), и полные синонимы (скачет, прыгает).

Данные заносят в таблицы. Отмечают, какие признаки и действия называемые детьми на 2 и 3 этапах, связаны с картинкой, а какие с личным опытом ребенка, и определяют их соотношение на обоих этапах. Таблицы составляют отдельно для каждой группы слов, для каждого этапа и сопоставляют.

Делают выводы о разнообразии прилагательных и глаголов в активный ре­чи детей разного возраста, о влиянии на это разнообразие наглядности, а также степени знакомости предметов и явлении, возможности воспринимать их раз­ными анализаторами.

Употребление синонимов анализируют по таблице, которую составляют отдельно для полных и неполных синонимов.

Частота выделения признаков предметов и явлений

Возраст детей

Признаки

цвет

форма

величина

материал

тактильные ощущения

звуковые ощущения

эмоциональная оценка

эстетическая оценка

Частота выделения действий объектов (%)

Возраст детей

Характер действия

питание

перемещение

издавание звуков

поведение

Употребление синонимов

Возраст детей

Прилагательные

Глаголы

Этапы

I

II

III

I

II

III

Группы слов

I II III IV V

I II III IV V

I II III IV V

I II III IV V

I II III IV V

I II III IV V

Задание 3. Изучение понимания ребёнком предлога

Подготовка исследования. Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-4 лет. Экспериментатор предлагает ребёнку выполнить ряд заданий:

  1. Достать карандаш из коробки.
  2. Положить карандаш около коробки
  3.  Положить карандаш около коробки.
  4.  Положить карандаш в коробку.
  5. Положить карандаш на коробку.
  6. Поставить чашку на блюдце.
  7. Положить ложку в чашку.
  8. Положить ложку на чашку.
  9.  Положить ложку около чашки.
  10.  Положить кружок в коробку.
  11. Положить кружок под коробку.
  12. Положить кружок за коробку.
  13. Положить кружок около коробки.

Обработка данных. Подсчитывают число правильно выполненных заданий во всех возрастных группах. Анализируют, понимание предлогов как грамматической формы, выражающей отношения между предметами, в разных ситуациях детьми разного возраста.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20-16 баллов

15-10 баллов

9-0 баллов

Задание 4. Изучение понимания ребёнком суффиксов

Подготовка исследования. Придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет и включает 2 серии.

Первая серия. Ребёнку называют 3 незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют Первая серия. Ребенку называют 3 незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют, что лар — это зверь, лафит — сладкий квас, кашемир — материя. Затем задают вопросы: «Что такое лар? лафит? кашемир?», чтобы проверить усвоение их значения. После этого ребёнку рассказывают заранее придуманную сказку и просят объяснить слова: ларёнок, ларище, лафитница, кашемирщик.

Вторая серия. Ребёнку предлагают произвести уменьшительные слова от исходных: жираф, овёс, жёлудь, дуб, лев, страус, пузырёк, нос, волк, гвоздь.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию (в %). Данные оформляют в виде таблицы

Возраст детей

Суффиксы

-ёнок

-ище

-ниц

-щик

5-6 лет

Правильность самостоятельного словообразования

Возраст детей

Жираф

Овёс

Желудь

Дуб

Лёв

Страус

Пузырёк

Нос

Волк

Гвоздь

Задание 5. Изучение словарного состава, грамматического и синтактического строя речи

Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций.

Проведение исследования. Исследования проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребёнка просят рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не даётся. Речь ребёнка точно фиксируют в протоколе. Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.

Обработка данных.

Возраст детей

Состав речи, %

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Наречия

Местоимения

Междометия

Собственные

Нарицательные

5-6 лет

Виды предложений, используемые при пересказе

Возраст детей

Виды предложений

простые

сложносочинённые

сложноподчинённые

5-6 лет

Состав предложений

Возраст детей

не распространённые

Распространённые

с дополнением

с определением

с обстоятельством

5-6 лет

Табличные показатели.

Задание 6. Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками в общении со сверстниками (диалогическая сторона речи)

Проведение исследования. Фиксируют в естественных условиях все обращения детей 3-7 лет к восприятию и друг другу, стилистики, отмечая особенности общения (например: кричит, размахивает руками, отвернулся и т.д.), длительность разговоров детей со сверстниками и воспитателями.

Обработка данных.

Соотношение речевых средств общения со взрослыми и со сверстниками у дошкольников (в %)

Части речи

Взрослый

Сверстник

Повелительное наклонение

Модальные глаголы

Существительные

Прилагательные, выражающие отношение

Наречие места

Наречие образа действия

Наречие, усиливающее сказанное

Относительное число ситуативных и внеситуативных высказываний дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками (в %)

возраст детей

Категории высказываний

«Я»

«Ты»

«Мир»

«Игра»

ситуативное

внеситуативное

ситуативное

внеситуативное

Задание 7. Изучение понимания слов (качественная сторона словаря)

Подготовка исследования. Подобрать слова по 2 категориям:

1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют (например, кукла, лейка, барабан, щетка);

2) обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена (например, поднос, футляр).

К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр - зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д.

Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов. Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарно­му материалу.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-5 лет и состоит из 2 серий.

Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу, и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты еще ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на... (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.

Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием пред­метных картинок.

Обработка данных. Ответы ребенка относят к какой-либо группе:

1 группа - правильно показывает все предметы;

2 группа - наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними;

3 группа - отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним.

На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уро­вень понимания слов:

1 уровень - слово фактически лишено содержания, в ос­нове понимания лежит простая связь «слово - предмет»;

2 уровень - содер­жание слова определяется внешними несущественными признаками предметов;

3 уровень - при определении значения слова дети ориентируются на сущест­венные и несущественные признаки предметов;

4 уровень - содержание сло­ва определяется только по существенным признакам.

Данные представляют в таблицах для каждой ка­тегории слов отдельно.

Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры.

Правильность выполнения задания «Покажи предмет»

Возраст детей

Группа детей

I

II

III

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Понимание детьми значения слов

Возраст детей

Группа детей

I

II

III

IV

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Задание 8. Изучение умения вычленять причинно-следственные связи в предложении (синтаксис)

Подготовка исследования. Подобрать 5-7 заданий для ребёнка; несколько незаконченных предложений, например:

  1. Мальчик весело смеялся несмотря на то, что…
  2. Если зимой будет очень сильный мороз, то …
  3. Если взлететь высоко, как птица, то…
  4. Девочка стояла и плакала, хотя…
  5. 5. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что....
  6. Если наступит день рождения, то ... .
  7. Девочка стояла одна около окна, хотя ....
  8. Если снег растает, то ....
  9.  В комнате погас свет, несмотря на то, что ... .
  10. Познавательные процессы. Речь
  11. Если пойдет сильный дождь, то ... .

Проведение исследования. Проводится 3 серии эксперимента.

Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» В эксперименте участвуют дети 3-7 лет.

Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Можно использовать те же предложения, что и во второй серии. Ребенку говорят: «Я буду тебе читать предложения, но они не закончены. Ты должен их закончить, придумать конец фразы, но такой, чтобы получилось, как не бывает на самом деле, наоборот. Например: «Я лягу в постель, потому что не хочу спать». Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать конец, проверяя, понял ли он инструкцию. После этого называют последовательно все фразы. Во второй и третьей сериях участвуют дети 6-7 лет.

Обработка данных. По каждой серии подсчитывают коэффициент правильных ответов ребенка. За каждый верный ответ он получает 1 балл, если всего дается 10 предложений, то максимальное число баллов, которое может получить ребенок, — 10. За неверный ответ ставится 0 баллов. Верным считается действие с полным выполнением инструкции в первой серии и любого содержания ответ во второй и третьей сериях, если ребенок верно установил причинно-следственную связь, а в третьей серии заменил ее на противоположную. Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственные связи, заменять их на противоположные.

I уровень (от 0 до 5 баллов ) — дети часто затрудняются дать ответы, на некоторые вопросы дают ответы с неверной причинностью.

II уровень (от 6 до 8 баллов) — дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ. Иногда затрудняются в замене причинно-следственной связи.

III уровень (от 9 до 10 баллов) — дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с верной причинностью и верной заменой.

Возраст детей

Среди эксперимента

I

II

III

Уровни вычленения причинно-следственных связей

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Задание 10. Изучение влияния словесного и наглядного образца на связную речь.

Подготовка исследования. Подобрать новую сказку в соответствии с возрастом детей и иллюстрацию, отображающую её главный эпизод.

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми 3-7 лет. В каждой серии участвуют разные дети.

Первая серия. Выясняют, как дети воспроизводят литературный текст (словесный образец) без вспомогательных картинок. Ребёнку выразительно читают сказку, а затем просят её пересказать.

Вторая серия. Выясняют, как и насколько помогает иллюстрация (наглядный образец) в воспроизведении текста, какую роль она выполняет в этом процессе. Ребёнку читают сказку, затем показывают иллюстрацию и просят пересказать сказку с её помощью.

Третья серия. Выясняют, как дети могут пересказать содержание картинки без соответствующего текста. Ребёнку показывают иллюстрацию, отражающую главный момент сказки, и просят описать её.

Обработка данных. Сравнивают содержание рассказов детей по показателям:

Показатели

Показатель

Критерии

Полнота пересказа

Полнота рассказа по иллюстрации в третьей серии

Эмоциональные особенности речи ребёнка при пересказе и её выразительности

Владение грамматическими конструкциями, запас слов, богатство словаря, связность речи, логичность описания

Затруднения и ошибки в передаче содержания сказки или иллюстраций;

Степень соответствия пересказа словесному и наглядному образцу.

Улучшение понимания сказки под влиянием иллюстрации

Среднее количество воспроизведённых моментов текста

Прирост, %

Возраст детей

до восприятия иллюстраций

после восприятия иллюстраций

Количество детей, правильно понявших смысл сказки

Возраст детей

До восприятия иллюстраций

После восприятия иллюстраций

Ошибки детей при восприятии иллюстраций

Характер ошибок

Возраст детей

Количество ошибок

под влиянием моментов рисунка

под влиянием текста сказки

Ошибочное узнавание персонажей и предметов, изображённых на рисунке

Ошибочное понимание действий и отношений между изображёнными персонажами

Задание 11. Изучение владения звуковой стороны речи

Подготовка исследования. Подготовить 4 карточки размером 8х14 см с изображениями мака, дома, сыра, кита (под каждым изображением даётся схема звукового состава слова. Она состоит из 3 клеток, по числу звуков в слове); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (белые или серые)

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-6 лет индивидуально.

Перед ребёнком поочерёдно кладут карточки и предлагают ответить на вопросы: «Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый? Второй? Третий?» По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, заполняя ими клеточки под картинкой.

Обработка данных. Подсчитывают процент правильных и неправильных ответов, данные заносят в таблицу.

Последовательность называния звуков в словах

Имя ребёнка

Мак

Дом

Сыр

Кит

Количество правильных ответов

Количество неправильных ответов

Отказ

м

а

к

д

о

м

с

ы

р

к

и

т

Задание 12. Изучение основания звуко-буквенной структуры слов

Подготовка исследования. Подобрать существительные, например: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, ушат, ребёнок; антонимы к словам: высоко, близко, светлый, день, сухо, холод, встать, детский, начало, большой;

Пары существительных для сравнения, например: карандаш – карандашик, червячок – змея, усики – усы, кот – котёнок, хвост – хвостик, кот-кит, мишка – мышка, час-минутка.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 3 серии индивидуально с детьми 5-7 лет.

Первая серия. «Изменение существительных по числу». Ребенку говорят: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен ответить «карандаши». Далее называется весь ряд подобранных существительных в единственном числе. Если при ответе на первый вопрос ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание задания, например, на слово книга отвечает книжки или много книг, следует вновь дать образец ответа: книга - книги.

Вторая серия. «Подбор антонимов». Ребенку предлагают сыфать в игру «Наоборот» и говорят: «Я буду называть слово, а ты отвечай словом наоборот. Например, я скажу «чистый», а ты отвечай «грязный», «быстро» — «медленно», «мороз» -»жара». Далее называется весь набор слов, к которым нужно подобрать антонимы.

Третья серия. «Сравнение слов». Выявляют, отличает ли ребенок 6-7 лет слово от обозначаемого им предмета. Ему говорят: «Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое короче. Только помни, что сравнивать надо сами слова, а не те вещи, которые называются этими словами». Затем последовательно называются пары слов. После каждого ответа ребенка спрашивают, почему он считает выбранное им слово более длинным.

Обработка данных. По первой серии подсчитывают число верных ответов, анализируют характер ошибок, допущенных ребенком, например, перестановка ударения (стол — «столы»), искаженные формы множественного числа [ухо — «ухи», ребенок — «ребенки») и т.п. Если ребенок допустил не более 2 ошибок, считается, что он справился с заданием, если больше 7 — не справился.

По второй серии подсчитывают число верных ответов, анализируют характер ошибок, например, замены частей речи при сохранении правильного смысла: светлый — темно (вместо темный), холод — жаркий и т.п. Особенно отмечают грубые ошибки по смыслу: поздно — вечером, холод — зимой и т.д. Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, то считается, что он справился с заданием, если больше 7 — не справился.

По третьей серии подсчитывают число правильных ответов ребенка. Особо обращают внимание, какие объяснения он дает своему ответу, например, обосновывает, что «в слове больше букв» или «в этом слове есть все те звуки, что в том, а в конце еще один звук» (при этом конкретное количество названных ребенком букв или звуков может быть неверным, важно то, что он отличает слово от обозначаемого им предмета). Ребенок при объяснении может указывать на число слогов.

Результаты выполнения заданий в каждой серии оформляют в таблицу по возрастам 5-6 лет, 6-7 лет, 7 лет. Делают выводы о степени осознанного отношения ребенка к слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

Методики диагностики познавательных процессов дошкольников.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чт...

Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"

В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Методика обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В данной методике содержится описание обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а так же прилагается карта обследования и тексты для пересказа....

Методики диагностики социального развития дошкольников

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников...