Самообразование педагога_Развитие речи детей в логопедической подготовительной группе посредством дидактических игр
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Самообразование педагога_Развитие речи детей в логопедической подготовительной группе посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Радуга» с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического и физического развития воспитанников.

143980, Московская область, г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.36А   525-03-60

Самообразование педагога

«Развитие речи детей в логопедической подготовительной группе посредством дидактических игр»

Ямолдинова Лилия Рафаеловна

воспитатель

образование высшее

педагогический стаж работы 9 лет

курсы повышения квалификации:

  • «Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС – 21 начального и общего образования. Новые цифровые платформы Минпросвещения РФ»

ООО «Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Президиуме Федерации развития образования»

часов – 144

год окончания - 2022

  • «Особенности организации работы педагога по обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в соответствии с ФГОС»

ФГБО УВО «Астраханский государственный университет»

часов — 72

год окончания 2021

дата начала работы над темой сентябрь 2023г.

предполагаемая дата окончания работы май 2024г

Балашиха, 2023г.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,

грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Ф.А. Сохин

Пояснительная записка

«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Актуальность темы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Цель:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:  

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
  • Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
  • Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
  • Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
  • Подготовить консультации для родителей по данной теме, изготовить папки – передвижки.
  • Создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
  • Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
  • Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

Методы работы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Были намечены этапы самообразования:

  • 1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
  • 2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
  • 3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 6-7 лет;
  • Семьи детей, посещающих детский сад;
  • Педагогический персонал детского сада.

Формы организации деятельности с детьми:  

  • групповая;  
  • подгрупповая;  
  • индивидуальная.

Формы работы с родителями:

  • сотрудничество через консультации,
  • родительское собрание,
  • беседы,
  • совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Ожидаемый результат:

Для педагога:

  • Во влечение родителей в развитие детей;
  • Пополнение методической копилки;
  • Обогащение опыта по проблемной тематике.

Для детей 6-7 лет:

  • Увеличение словарного запаса;
  • Умеют фантазировать, сочинять сказки, рассказы;
  • Умеют высказывать свое мнение и умение его доказать и объяснить;
  • Применяют в речи фразеологизмы и метафоры;
  • Применяют умение объяснять пословицы;
  • Применяют умение грамотно объяснять правила игры, распределять роли в сюжетно-ролевой игре, объяснять замысел своей игры.

Методологический раздел:

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:

  • обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Перспективный план по самообразованию педагога

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы

В течение года

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики речи детей

2. Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

3. Открытые занятия: «На лесной поляне», «Путешествие в страну знаний»

4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

5. Использование лэпбука: «Речь» в малых группах или индивидуальных занятиях в свободное время.

6. Квест-игра «По дорогам сказок»

7.использование интерактивных игр для обучения чтению (4 игры на образование слогов)

8.Использование настольных игр «Мои, моё», «Путаница», «Найди букву»

9.Использование кругов Луллия на изучение буков и звуков (4 пары)

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

Октябрь – Май

1.Оформление речевого уголка

2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3. Совместное изготовление лэпбука на тему «Речь»

4. Консультация для родителей: «По дороге в детский сад»

5. Родительское собрание «Путешествие в страну «Речевичок»»

6.Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи»

7.Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в играх»

8.Консультация «Особенности развития речи детей шестого года жизни»

Перспективный план по самообразованию.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Сентябрь

Работа с детьми

Изучение научно-методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете

- Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Подготовка дидактического материала

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

 «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Подготовка дидактического материала

Ноябрь

Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок для родителей

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».

 Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

Январь

Работа с детьми 

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических Обучение описательного рассказывания игр.

 Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания

Подготовка дидактического материала

Февраль

Работа с детьми

Говорим правильно

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

 «Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались»

Консультация для родителей

Март

Работа с детьми

Самореализация

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.

«Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

Буклет для родителей.

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

Самореализация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Подготовка дидактического материала для Лепбука

Май

 Результаты проведенной работы по самообразованию

Оформление выставки «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста».

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Заключение

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка

Список используемой литературы:

1.        Светлова И. Е.  Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.

2.        Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.

3.        Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

4.        Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

5.        Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.

6.        Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.

7.        Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.

8.        Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.

9.        Нищева Н. В. «Система коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.

10.         Смирнов М. В. «2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.

11.        Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.

12.         Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.

13.        Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Российской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »

laquo;Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »...

Самообразование педагога "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+"

В данном плане самобразования отражена работа на учебный год по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с импользованием дидактического пособия Мате+...

Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»

Программа по самообразованию на тему«Речевое развитие детей подготовительной группыпосредством дидактических игр»...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

Тема самообразования «Развитие речи старшей и подготовительной групп посредством дидактических игр»

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...

Папка по самообразованию педагога:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования...