Проект "Чудо Мнемотехника"
проект по развитию речи (старшая группа)

Сухарева Вера Николаевна

Педагогический проект "Чудо Мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_-_mnemotehnika.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

Чудо мнемотехника

Педагогический проект в старшей группе

Введение 

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов  природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы мы нашла в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан инновационный проект по развитию связной речи «Чудо мнемотехника».

Актуальность проекта

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.

«Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

  • трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д
  • недостаточный словарный запас;
  • плохая дикция.

При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Потребности ДОУ в разработке данного проекта:

  • Обеспечение условий для развития связной речи у дошкольников;
  • Укрепление партнёрских отношений со школой и с библиотекой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: групповой

По срокам: долгосрочный (сентябрь 2023 – апрель 2024)

Тип проекта:  речевой

Продукт: создание картотеки мнемотаблиц (согласно комплексно-тематическому плану), сборника стихотворений, консультаций для родителей.

Цель проекта: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

  • Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
  • Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
  • Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
  • Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Работа с педагогами: Повышение профессионального мастерства, интереса к  проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приемами  мнемотехники. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной теме.

                Работа с родителями: Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности. Овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

  • Для обогащения словарного запаса детей
  • При обучении составления рассказов
  • При пересказах художественной литературы
  • При отгадывании и загадывании загадок
  • При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В.Большевой (коллаж), В.П.Глухова (блоки-квадраты), Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа)

На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:

  • Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
  • Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
  • Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
  • Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
  • Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
  • Активизация речевой деятельности детей;
  • Обогащение словарного запаса

Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Таким образом, данный проект:

  • выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники.
  • обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования в полном объёме;
  • способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральной образовательной программе;
  • формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.

Технология реализации проекта

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

Нормативно-правовой ресурс:

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаци
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программе дошкольного образования»;
  • Устав МБДОУ «Яйский детский сад «Чайка»;
  • Должностные инструкции воспитателя.

Научно-методический ресурс:

  • Большова Т.В. «Учимся по сказке»
  • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи
  • Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»
  • Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»
  • Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память»
  • Акимова Г.Память-на «5»
  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
  • Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры

Кадровый ресурс:

Воспитатели высшей и первой квалификационной категории.

Материально-технический ресурс:

В группе есть все необходимое:

  • Хорошо оснащенные и соответствующие гигиеническим требованиям Центр книги и развития речи, Центр театра и ряжения;
  • Наличие наглядно-дидактического материала для проведения занятий по речевому развитию (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы, иллюстрации и т.д.);
  • Настольно-печатные и дидактические игры для развития связной речи в самостоятельной деятельности дошкольников.

Технологический ресурс:

Описание технологий, методов, приемов.

В своей работе опирались на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели). На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

•        Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

•        Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.

•        Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.

•        Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.

•        Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

•        Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.                

        Проект опирается на обще дидактические принципы:

•        Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.

•        Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

•        Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого - педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

Модель реализации проекта:

Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, являющей приоритетной в более ранний периоды дошкольного воспитания, в настоящее время не является подходящей для развития речи воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.

На современном этапе деятельность педагога в образовательной деятельности должна измениться коренным образом: воспитатель учит детей не бояться проблемных ситуаций, открывать новые знания, находить верное решение самостоятельно, творчески. Он не преподносит детям знания в готовом виде «на блюдечке». При таком сотрудничестве педагога с ребёнком деятельность дошкольника приобретает познавательно-исследовательский, поисковый характер.

Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания.

Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.
  • После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы и образы, т.е. происходит обработка метода запоминания.
  • Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое. Для детей старшего возраста схемы создавались в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу.

Творческий рассказ. Чтобы рассказы детей были не однообразны, логично построены, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений.

Существует множество приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  • Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;
  • Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
  • Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек);
  • Опрос  родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?».

2 этап – практический.

Работа с педагогами включала:

  • Разработка перспективного планирования;
  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
  • Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
  • Открытые показы.

Работа с воспитанниками:

Использовать в работе мнемотаблицы начали с детьми средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений и т.д. (алгоритм обучения детей.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по временам года.

Разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посудеДанные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;
  • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
  • Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;
  • Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов.

3 этап – заключительный:

  • Презентация проекта;
  • Разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде;
  • Рассказывание детьми Стихотворений с опорой на мнемотаблицы;
  • Составление описательных рассказов; 
  • Оформление выставок детско-родительских работ;
  • Пересказ сказок по мнемотаблице;
  • Показ экологического спектакля «Как Синичка Волка спасала»
  • Показ сказки «Маленькая Белочка»;
  • Деловая игра с педагогами «Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»;
  • Круглый стол с родителями «Чудо мнемотехника»

Продукт проекта

  • Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.
  • Мнемоквадраты
  • Мнемопоговорки, мнемозагадки.
  • Дидактические игры по мнемотехнике
  • Презентация проекта

Результативность опыта:

Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:

Повысился уровень владения речью. Обогатился и стал активнее словарный запас детей, монологическая и диалогическая речь детей. Повысился уровень развития речевого творчества детей.

Систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяет представление ребенка об окружающем мире, формирует связную речь, развивает познавательную активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

В процессе реализации проекта возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:

  • изучили методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий;
  • изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;
  • продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.

Для практической реализации данного проекта среди педагогов был разработан и апробирован инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Проект размещен в Интернете на сайте: нспортал

Создали мнемотаблицы для составления рассказов, разучивания стихотворений, рассказывания сказок;

Составили перспективный план работы с детьми;

Разработали конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.

В перспективе планируется:

  • Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.
  • Разработка конспектов с использованием мнемотехники.
  • Разработка новых форм взаимодействия с семьей.
  • Обобщение и распространение опыта.

Список литературы

1. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

2. Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001.

3. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет.- М. Дрофа, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». - М. Дрофа, 1985.

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. с.102 -115.

6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.

7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.

8. Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-№10. с.54 -56.  

9. Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004. №9. с.19 -23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...