Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи в старшей группе

Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

  • -короткие высказывания;
  • речь состоит из фрагментов, логически не связанных между собой;
  • непоследовательное изложение мысли;
  • бедный словарный запас;
  • содержат низкий уровень информативности.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективное  средство развития связной речи и разработать систему знаний, умений и навыков способствующие  развитию речи детей с помощью мнемотаблиц.

Образовательные задачи:

  • формировать целостное восприятие окружающего мира;
  • содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
  • формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы; формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, пословиц, чистоговорок;
  • формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи:

  • развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
  • развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
  • развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов;
  • развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи:

  • привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Тип проекта: групповой

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 учебный год)

Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный

Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов;

  • рассматривание иллюстраций, зарисовок;
  • составление схем, чертежей, набросков, зарисовок;
  •  развивающие игры и упражнения;
  • работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Этапы реализации проекта:

1 этап Организационный этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей,

II этап. Подготовительный этап. Перспективное планирование проектной деятельности. Составление плана работы с родителями, план работы с детьми.

II1 этап. Основной этап. Реализация проекта.

Составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам, чистоговоркам и пословицам совместно с детьми и родителями группы.

Заучивание стихотворений, пословиц, чистоговорок с использованием мнемотаблиц.

Составление рассказов с опорой на мнемотаблицы. Мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта.

IV этап. Заключительный этап.         Итоговое занятие по развитию речи. Презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
  • появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц; появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
  • обогащение словарного запаса;
  • преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
  • использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

Перспективный план работы педагога по проекту на 2020-2021 учебный год

Формы работы

Сроки

Форма отчета

1 этап Организационный этап

Разработка проекта

1. Выбор темы.

2. Выбор источников информации.

3. Поиск методов и приемов, работы с детьми.

4. Сбор информации, работа с методической литературой.

5. Использование Интернет - ресурсов в поисках дополнительной информации для разработки проекта

Сентябрь-октябрь 2020 г.
Сентябрь-октябрь 2020 г.

Список использованной литературы.

II этап. Подготовительный этап

1. Планирование проектной деятельности на учебный год

2.Выбор цели и задач

3. Создание информационной среды по теме (подбор материала)

4. Проведение бесед, наблюдений

Перспективный план работы с детьми по данной теме

Подготовка консультации для родителей по проекту

Сентябрь-ноябрь 2020 г.

Консультации

Создание картотеки мнемотаблиц

Октябрь - декабрь 2020 г.

Наличие картотеки с мнемотаблицами

Подбор материала к семинару для родителей «Что такое мнемотехника».

Октябрь –декабрь 2020 г.

II1 этап. Основной этап. Реализация проекта

1. Проведение занятий с использованием выбранного метода и перспективного планирования.

2. Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы».

3. Викторина « Мнемозагадки». Пословицы с использованием мнемотаблиц». Чистоговоки с использованием мнемотаблиц

4. Дидактические игры по темам.

Сентябрь –май

2020-2021 год

Открытое занятие по развитию речи

5. Семинар – практикум для родителей «Что такое мнемотехника».

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».

Февраль 2021 г.

Конспект мастер класс для родителей

 

IV этап. Заключительный этап

Май 2021 г.

Презентация по теме проекта

Перспективный план работы с детьми по проекту на 2020-2021 учебный год.

Формы работы

Сроки выполнения

1. Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

 2. Заучивание стихотворения «Мой мишка» (З.Александрова) с использованием мнемотаблицы.

3. Чистоговорки  для дифференциации звука «С»«На подносе у Фроси ананас и абрикосы»

Сентябрь

1.Заучивание стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла»(Тувим)

2. Составление рассказа на тему «Дикие животные» с использованием мнемотаблицы.

3. Разучивание пословицы с помощью мнемотаблицы«Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Октябрь

1.Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с использованием мнемотаблицы.

2.Составление рассказа на тему «Домашнее животное» с использованием мнемотаблицы.

3.Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Фрукты и овощи».

Ноябрь

1.Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу

2.Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку» с использованием мнемотаблицы.

3. Разучивание пословицы с помощью мнемотаблицы «Любишь кататься, люби и саночки возить»

Декабрь

1.Рассказывание по теме тему «Моя любимая игрушка» с опорой на мнемотаблицу;
2. Заучивание стихотворения И. Гуриной
«Снеговик» с использованием мнемотаблицы

3. Чистоговорки  для дифференциации звука «Ш»«Шашки на столе, шишки на столе»

Январь

1. Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу

2. Заучивание стихотворения «У меня есть папа»с использованием мнемотаблицы.

3. Разучивание загадок с помощью таблиц

Февраль

1.Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу.

2. Заучивание стихотворения «Подарок маме» (З.Александрова) с использованием мнемотаблицы.

3. Чистоговорки  для дифференциации звука «Ш»« Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет»

Март

1. Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы

2. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу.

3. Пословица «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

Апрель

1. Дидактическая игра. Модели  – картинки. Составление рассказа на тему «Весна, весна на улице».

2. Разучивание пословицы с помощью мнемотаблицы «Не имей сто рублей, а имей – сто друзей».

3. Чистоговорки  для дифференциации звука «С»«Сидел воробей на сосне заснул и свалился во сне»

Май

Перспективный план работы с родителями по проекту на 2020-2021 учебный год.

Формы работы

Сроки выполнения

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад»

Октябрь

Консультация « «Что такое мнемотехника и мнемотаблицы»

Ноябрь

Консультация «Учим ребёнка пересказывать»

Декабрь

Рекомендации «Как заниматься по таблицам. Алгоритм разучивания стихотворения».

Январь

  • Семинар - практикум «Что такое мнемотехника?»
  • Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Декабрь

Консультация  дл педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Март

Презентация проекта

Май

 

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В своей работе мы совместно с детьми создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.

 Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений.

Совместно с детьми мы составляли мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима», «Весна», «Лето».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать- строение рассказа, последовательность рассказа- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно разучивали новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием).

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используем приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

3. Применять приёмы мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе своей работы мы тесно взаимодействовали с родителями, нами был проведён мастер-класс на тему

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Во время которого мы познакомили родителей с понятием «мнемотехника» и рассказали, для чего и как мы её используем в совместной работе с детьми; рассказали об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложили родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дали рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод. Также нами были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме, все консультации выставлялись в приёмной.

В январе нами был проведён мастер-класс на педагогическом совете на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

 Во время которого мы познакомили своих коллег с данным приёмом. Предложили им поупражняться в составлении мнемотаблиц для заучивания стихотворений и использовать данный опыт в своей дальнейшей педагогической работе.

В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.

Ожидаемые результаты:

- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

Стихи для заучивания с детьми с помощью мнемотаблиц

Мой мишка

(отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(З.Александрова)

Сентябрь

Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:

 Картошку, капусту, морковь и горох,

 Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

 Картошка, капуста, морковь и горох

Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!

Ноябрь

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03e9/000f9448-995677cc/img11.jpg

Октябрь

Дед Мороз прислал нам елку...

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок!

Декабрь

 Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Январь

 Синички

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принес:

- Посмотрите-ка сюда,

Это – вкусная еда!..

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки, не боятся.

Б. Поляков

Февраль

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов 

Апрель

 Подарок маме

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете

Маму я люблю.

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...