Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Весна, весна, приди сюда" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Страчкова Нина Анатольевна

Занятия по развитию речи "Весна, весна, приди сюда" с детьми старшей группы (по доп. программе "Мой край родной")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Ромашка»  

города Рубцовска Алтайского края

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Весна, весна, приди сюда»                                                                                          (проводится в комнате русского быта -  Горнице)

Образовательная область: Развитие речи.    

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре и традициям.

Задачи:

  1. Образовательные: 

- расширять и конкретизировать представление детей о весне, явлениях живой и неживой природы;

- продолжать расширять представления детей о русских традициях, праздниках, познакомить с традицией встречи весны на Руси;

- продолжать учить детей лепить из теста птицу; закреплять способы лепки птиц, передавать    

 форму и относительную величину туловища и головы.

  1. Развивающие: 

- развивать мелкую моторику пальцев; координацию движений с речью;

- пополнять и активизировать словарный запас детей;

- учить подбирать антонимы к заданным словам, составлять предложение используя карточки;

- развивать мышление, воображение, внимание, память.

  1. Воспитывающие:

- воспитывать интерес к культуре своего народа;

- создать положительный эмоциональный настрой при исполнении закличек и песни.                                                                                 

Словарная работа: заклички, первоцветы, жаворонушки, трели, примета.

Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, иллюстраций «Времена года»; беседа о весне, чтение и разучивание стихотворений о весне, загадок; прослушивание и заучивание закличек, лепка из солёного теста.

Методы и приемы: музыкальное сопровождение, художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, показ иллюстраций, игровой, исполнение, продуктивная деятельность, физминутка.

Оборудование: мольберт или магнитная доска, небольшие картинки-пейзажи «март», «апрель», «май»; картинки-приметы весны и зимы; ½ ватмана, картинка подснежника или живой подснежник; шапочки подснежника по количеству детей; д/и «четвёртый лишний» - 5 картинок А4 собственного изготовления; иллюстрации по теме «Как на Руси Весну встречали» 2-3 шт.; аудиозапись фоновой фольклорной музыки, песня соловья, минусовка русской народной песни «Веснянка», музыка П.Чайковского «Песня жаворонка»; солёное тесто, досточки, стеки на каждого ребёнка, зелёные листочки из картона для «птичек», влажные салфетки; вылепленная птичка жаворонок для показа детям; венок; птички из сдобного теста для угощения детей и гостей.  

План реализации.

  1. Вводная часть.

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, дети тоже наряжены в костюмы:

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, детушки! Проходите да за лавки присаживайтесь. Горница у меня хоть небольшая, да уютная, места всем хватит! Рада я вас всех видеть! Сегодня прилетела птичка-невеличка, в оконце моё постучалась да вести добрые принесла! Хотите узнать, что за вести добрые принесла птичка?

- Тогда отгадайте мою загадку. Слушайте внимательно.

Рыхлый снег на солнце тает,                                                                                                                                   Ветерок в ветвях играет,                                                                                                                                        Звонче птичьи голоса                                                                                                                                                    Значит, к нам пришла...(Весна)

- Правильно, ребята! Та птичка радостные вести принесла о том, что весна наконец то пришла к нам, что уже пробивается первая травка и зацвели первоцветы, а прилетевшие птички запели свои весёлые песенки. И уже совсем скоро станет очень тепло!

- А вы знаете сколько у нас весенних месяцев? А что это за месяцы?

- Правильно! В природе бывает три весны: весна света – это март месяц, весна воды- апрель, весна зелёной травы-май.

(Хозяйка читает стихотворение, показывая детям иллюстрации «по ходу» - март, апрель, май)

Идёт матушка – Весна                                                                                                                                                                                        Отворяй-ка ворота                                                                                                                                                                          Первым март пришёл                                                                                                                                                                       Белый снег сошёл                                                                                                                                                                                        А за ним и апрель                                                                                                                                                                              Отворил окно и дверь                                                                                                                                                                                          А уж как пришёл май                                                                                                                                                                                   Солнце в терем приглашай!

- Ребята, а вы готовы к встрече весны? И Зиму с весной не перепутаете? Сейчас проверим:

2. Основная часть

Словесная игра «Доскажи словечко» (подбери антонимы)

Зима ушла, а весна…                                                                                                                                                                        Зима холодная, а весна…                                                                                                                                                                      Зимой солнце морозит, а весной…                                                                                                                                                   Зимой сугробы высокие, а весной…                                                                                                                                           Зимой надевают шубы, а весной…

Д/и «Признаки весны».

- Молодцы! Вижу я, ребята, всё то вы знаете! А тогда скажите мне, что весной происходит такого, чего не бывает у других времён года. Давайте, с вами составим свою картину весны. Согласны? Вот у меня здесь много разных маленьких картинок, из них мы и будем составлять общую картину весны, только будьте внимательны и не перепутайте!

(Звучит фоном тихая спокойная музыка, дети по очереди подходят к столу, выбирают картинку и с помощью магнита прикрепляют на магнитную доску. При этом комментируют свой выбор. «Весной….распускаются подснежники. Весной….появляются сосульки. Весной….прилетают грачи. Весной бегут ручейки и т.д.)

- Посмотрите, ребята, из отдельных картинок (признаки весны) вы составили картину Весны! А почему же вы не выбрали эти картинки? (они к весне не относятся, они относятся к зимнему времени года)

- Весна-это чудесное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Многие поэты и писатели воспевали это время года. Давайте прочитаем стихотворения.

Чтение стихов детьми (3-4 стихотворения)

- Ой, спасибо вам, ребята! Какие красивые стихи вы рассказали!

- Ребята, а что это такое –подснежники? (это первые весенние цветы)

- Конечно, подснежники-это одно из чудес весны. А вы знаете почему они так называются? (они самые первые появляются из-под снега)

Физминутка «Подснежники»

- А вы хотели бы стать весенними цветами подснежниками? Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево-вправо повернись и в подснежник превратись!

(звучит волшебная музыка, дети садятся на корточки, закрывают глаза)

Вот подснежники проснулись, (встали и протирают глаза)

Улыбнулись, потянулись

Раз – росой они умылись,          (2-мя руками протерли щечки ) 

Два - изящно покружились,  

Три – нагнулись и присели        

И на солнце поглядели.              (поднимают голову вверх)

- Молодцы! Вы были настоящими цветочками. А теперь, влево - вправо повернись и в ребяток превратись.  (дети садятся на лавку)

Д/и «Четвёртый лишний»

- Ребята, есть у меня интересные картинки, но в картинках моих загадка. Нужно угадать, что лишнее на картинке и к весне не относится.

1 картинка – весенние цветы (тюльпан, подснежник, мимоза, роза) – какой цветок лишний и почему?

2 картинка – птицы (воробей, грач, жаворонок, скворец) – какая птица лишняя и почему?

3 картинка – дикие животные (медведь, барсук, ёж, волк) – какой животное лишнее и почему?

4 картинка – природные явления (ручеёк, дождь, сосулька, белый сугроб) – что лишнее и почему?

5 картинка одежда людей (куртка, резиновые сапоги, шапка, шуба) - что лишнее и почему?

- Молодцы, ребята, все мои картинки с загадками отгадали!

- Раз вы так хорошо знаете приметы весны, расскажу я вам детоньки как в старину весну встречали. - На Руси всегда серьёзно относились ко времени года Весне. Была такая традиция – весну встречать. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Зазывали Весну специальными песенками – закличками.

- Послушайте мою закличку.

Ау, ау, аукаем                                                                                                                                                                                                        Гостью приаукиваем:                                                                                                                                                                   Март, март-солнцу рад,                                                                                                                                                            Апрель, апрель – откроет дверь,                                                                                                                                                                     Май, май-сколько хочешь гуляй!                                                                                                                                                           Ау, ау, аукаем!                                                                                                                                                                                                        Гостью приаукиваем!

- Но не только этим зазывали весну. В старину дети и взрослые совершали разные обряды, вставали на сторону красного солнышка, потому что верили, что помогают солнышку разогреться в полную силу. Своими играми, закличками, смехом помогали весне набрать живительную силу. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Но больше всех ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Чтобы приблизить приход весны хозяйки пекли из теста птичек – «жаворонков», глазки делали из изюма.

(Звучит «голос» жаворонка, воспитатель показывает птичку – жаворонка –лепная игрушка)

- Птичек раздавали детям, и те, с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Давайте и мы тоже слепим жаворонков из теста (используется солёное тесто).

- А чтобы пальчики не ленились, а трудились их надо хорошенько размять! (пальчиковая гимнастика) 

«Месим, месим, месим тесто                                                                                                              Мы Весне готовим место!                                                                                                                                    Каждый пальчик разомнем                                                                                                                               И опять месить начнем.»

(Воспитатель объясняет последовательность лепки птичек. Дети под музыку П.Чайковского «Песня жаворонка» лепят птиц-жаворонков и кладут их на зелёный листик.)

После лепки воспитатель говорит:

- Ребята, я думаю вы все передали в своих птичках частичку радости, доброты и тепла. Издавна есть такая примета: «Если жаворонки прилетели, то весна придёт, и тепло принесёт, потому что жаворонки-символ света, солнца и весны. А как только ваши птички подсохнут, мы их раскрасим красками.

-Ребята, а вы хотите, чтобы, теплая солнечная весна поскорее пришла в наш город? Пойдёмте жаворонков закликать и весну встречать! Чтобы птички увидели наших жаворонков, прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли. Вставайте поскорее в хоровод:

Дети исполняют все вместе закличку:

Чувиль-виль-виль                                                                                                                                        Жаворонушки,                                                                                                                                         Прилетите к нам,                                                                                                                                                             Принесите нам
Весну красную,                                                                                                                                                                        Красно солнышко
Принесите Весну                                                                                                                                                                                         на своем хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе,                                                                                                                                                                                                   На ржаном калаче.

Девочке надевается венок, она – Весна. Дети по очереди спрашивают:

             - Ну, Весна, как дела?

Весна:  - У меня уборка.

             - Для чего тебе метла?

Весна:  - Снег смести с пригорка.

             - Для чего тебе ручьи?

Весна:  - Мусор смыть с дорожек.

             - Для чего тебе лучи?

Весна:  - Для уборки тоже.                                                                                                                                            

               Я лужайки подсушу,                                                                                                                                              

               Всю природу наряжу.

(Далее звучит музыка «Веснянка». Дети вместе с хозяйкой поют веснянку).

Итог:

 -Молодцы, ребята. Мы с вами поиграли, повеселились, Весну красную зазывали. Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

- А я ребята приготовила для вас птичек, жавороночков из сдобного теста, угощайтесь!

(хозяйка угощает детей и гостей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Весна. Изменения в природе".

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании п...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе На Тему : В Гостях у Мышки

Цель : составления описания на заданную тему  .Задачи:-развивать связную речь и ее просодическую (интонационную ) сторону;-использовать словарь прилагательных и глаголов , характеризующих внешние...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе Тема: «Волшебный сундучок»

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группеТема: «Волшебный сундучок»...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе

Тема: «Волшебный сундучок»Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.Задачи:     1. Закрепление в речи названий дики...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Весна-время расцветать».

Данный конспект представляет собой  интегрированное занятие, в которое входят следующие направляения непосредственной организованной деятельности: ознакомление с окружающим миром, речевое ра...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе по теме: «Волшебный сундучок»

открытое интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в средней группе...