Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Алина Андреевна Луконина

Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Слайд 2.

Актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса - это изменение голоса по высоте, силе, тембру, длительности, ритму).

 Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуком.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность

Слайд 3.

Целью моей работы является: развитие связной речи детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности.

Для ее реализации были определены следующие задачи:

а) воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

б) формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

в) закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

г) создать развивающую среду, побуждающую ребенка к активной театрально-игровой деятельности;

д) развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

Слайд 4. В процессе реализации проекта я ожидала получить следующие результаты.

Ожидаемые результаты:

-Формирование умений связно, последовательно, грамматически правильно высказывать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни

-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства, преодоление детьми робости и застенчивости.

-Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театаральной культуры. Увлеченное использование театрального центра в самостоятельной деятельности детей.

-Закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;

-Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей через совместную театрализованную деятельность.

Слайд 5. Этапы реализации проекта

Подготовительный

После проведения диагностики, изучения научно – методической литературы по данной теме я подготовила план работы на год, наглядный материал и распределила его по лексическим темам. Обсудила данный проект с родителями.

На этом этапе были составлены планы по работе с детьми и родителями. И конечно, была подготовлена РППС.

1.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.

2. Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

 3. Подборка речевых упражнений.

 4.Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

5. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

6.Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности.

7.Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства

Слайд 6-7Создание развивающей предметно-пространственной среды

В группе я оборудовала театральный центр, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе театр теней, а также маски, реквизит, куклы, декорации и конечно уголок ряженья. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Слайд 8. Этап-практический

1.Проведение  организованную образовательную деятельность, способствующей развитию у детей театральной культуры

2.Ознакомление детей с видами театров:

Стендовые: теневой театр, фланелеграф,

Настольный: театр картинок, театр игрушек, вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера, театр из кружек.

 Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.

Напольный: конусный, театр марионеток, «Люди – куклы»

3. Проведение театральных постановок с участием родителей: «Золотая Осень», «Супермама», «По дорогам сказок», «День Матери», «Парад новогодних костюмов», «Театральная неделя», «Репка» на новый лад, «Лесное происшествие»

4. Участие в различных очных и дистанционных театральных конкурсах.

Слайд 9-10.Этапы организации театрализованной деятельности

Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка.

В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество.

После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя. В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит).

Показ сказки вызывал у детей бурю эмоций. Конечно, старались, что бы у детей были зрители (воспитанники младших групп, родители)

Слайд 11. После 4х месяцев работы стали участвовать в различных очных и дистанционных театральных  конкурсах.

Слайд 12-16 Внедрение гибкого планирования и технологии сторисек.

Через 5 месяцев заметила упадок интереса детей к театрализованной деятельности. Особенно в свободной деятельности. Проанализировав сложившеюся ситуацию, поняла что не хватает «голоса ребенка», все постановки были связаны с темами недели или же конкурсными работами.

Решила изменить подход к работе в данном направлении с помощью технологии «Сторисек» и гибкого планирования. Сторисек - в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, сторисек- это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

С ребятами с помощью голосования решили по какой книге будем делать «мешок историй», так же дети сами составили план, что туда будем складывать. Работа была интересной, продуктивной и принесла много эмоций детям. Главным достижением стал детский настольный театр по сказке «Гуси-лебеди», который дети обыгрывали множество раз. Заметив интерес и вовлеченность детей в процесс, продолжили работу в этом направлении. Создали для детей младшей группы «мешок историй» по сказке «Колобок» и показали эту сказку с помощью кукольного театра для малышей.

Слайд 17.

Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями: взрослые изготавливают приглашения, афиши, программы, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их. Так же для родителей были представлены папки-передвижки «Домашний театр» «Развиваем речь дома» и другое. Проводились индивидуальные консультации и беседы.  Внедрили систему поощрений за прочитанные сказки, рассказы.

Слайд 18 Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам, отрабатывали тембр голоса.

Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

 Учитель-логопед помогала с работой над выразительностью, интонацией, дикцией, и конечно проводила работу, направленную на развитие артикуляционной моторики, упражнения по развитию речевого дыхания, пальчиковые гимнастики и словесные игры.

Слайд 19. Заключительный этап

На заключительном этапе провела повторную диагностику уровня развития связной речи

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием театральной деятельности дала свои результаты. Подводя итоги за 2022 – 2023 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей  группы заметно вырос.

В начале учебного года, я провела мониторинг по развитию связной речи по методике Оксаны Семеновны Ушаковой, полученные данные, показали недостаточный уровень развития связной речи у детей. Они не могли самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект, из-за небольшого словарного запаса. В основном перечисляли признаки, и то те, которые наиболее четко прослеживались. Дети постоянно нуждались в помощи педагога.

Слайд 20.

Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу. В чем же моя педагогическая находка, это не просто выбор какой-то деятельности или технологии, это умение сочетать из между собой и конечно слышать «голос ребенка».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель первой квалификационной категории: Луконина Алина Андреевна МБДОУ «Звездочка»

Слайд 2

Цель : развитие связной речи детей старшего и подготовительного дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Ожидаемые результаты: -Формирование умений связно, последовательно, грамматически правильно высказывать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни - Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства, преодоление детьми робости и застенчивости. -Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры. Увлеченное использование театрального центра в самостоятельной деятельности детей. -Закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты; -Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей через совместную театрализованную деятельность.

Слайд 3

Первый этап-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогическо-методической литературы . Подборка художественных произведений , мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме. Подборка речевых упражнений , чтение художественной литературы. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности. Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.

Слайд 4

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 6

Этапы организации театрализованной деятельности чтение произведений, беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр. образно-игровые этюды, логоритмические упражнения, артикуляционные гимнастики, скороговорки и чистоговорки на развитие дикции, упражнения на дыхание и т.д. непосредственное участие детей в театрализованной деятельности, развитием их творческих способностей. Анализ театрализованной игры. Первый этап: Второй этап: Третий этап:

Слайд 9

Участие в конкурсах Городской конкурс «Поэты из Страны детства» Постановка «Как мужик корову продавал» 1 место Городской конкурс «Театральный фейерверк» Постановка «Весенняя сказка»

Слайд 10

Использование гибкого планирования и технологии « Сторисек »

Слайд 16

Работа с родителями Формы работы с родителями -Консультации по теме -Папки-передвижки -Конкурс на лучший театр -Отчет для родителей по театрализованной деятельности (фото, видео материалы) -Вовлечение в подготовку к театрализованной деятельности (разучивание слов, репетиции и др.) Задачи работы с родителями: систематизировать представления об особенностях формирования связной речи в данном возрасте; углублять представления родителей о театрализованной деятельности детей; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей.

Слайд 17

Взаимодействие со специалистами ДОУ

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Начало года Конец года Начало года Конец года

Слайд 19

Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании : 1. Повысился уровень развития связной речи. 2.Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки. 3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием р...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников»

Опыт работы«Театрализованная деятельность как средство развития речи  у дошкольников»представляют педагоги МКДОУ Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») Гол...

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»...

Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"

Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....