Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Формирование навыков диалогической речи»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе

«Формирование навыков диалогической речи»

Цель: формирование навыков диалогической речи.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
  • активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов, подбирать точные сравнения;
  • упражнять детей в произношении звука «з»;
  • продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь
  • развивать словарный   запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, инициативность;
  • воспитание уважения к товарищам, умение слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dialogicheskoy_rechi.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе

«Формирование навыков диалогической речи»

Цель: формирование навыков диалогической речи.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
  • активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов, подбирать точные сравнения;
  • упражнять детей в произношении звука «з»;
  • продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивающие: 

  • развивать диалогическую речь
  • развивать словарный   запас детей.

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность, инициативность;
  • воспитание уважения к товарищам, умение слушать.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: игрушки (заяц, козленок, коза, корова, кукла); раскраска, губка, гуашь.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

2.Основная часть

Методические приемы

Артикуляционная гимнастика: 

1.«Домик открывается»  (Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть).

2. «Окошко» (Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд).

3. «Хомячок» (Предлагаем воспитанникам надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Воспитатель: Как-то раз встретил в лесу козленок зайчонка. «Ты кто такой?» - спрашивает. (Воспитатель отдает игрушку-зайчонка одному из активных детей, чтобы он выполнял роль зайчонка.)

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а здесь новые игрушки. Давайте с ними познакомимся.

Я - зайчонок.

Воспитатель: Как красиво звучит слово зззайчооонок (произносится протяжно), - замечает воспитатель. - В нем слышится звук «з».

А я козленок. В моем названии есть звук «з»? (Ответы детей.) Зайчонок, какой ты красивый! Как маленький комочек. Ребята, а как вам кажется, на что похож зайчонок, с чем его можно сравнить? (Пушистый, белый, как снежок, как комочек пуха.)

Воспитатель побуждает ребенка передать зайчонка соседу. Тот вступает в диалог и от лица зайчонка отвечает на вопросы козленка.

- Зайчонок, зачем тебе такие длинные уши? Большие лапы? (Если ребенок не отвечает на вопрос, воспитатель обращается к группе.)

 - Что ты умеешь делать? (Прыгать, бегать, шевелить ушами, грызть морковку.)

- Расскажи, пожалуйста, зайчонок, какая твоя любимая еда.

- А где ты живешь?

- Ребята, давайте узнаем теперь у козленка: какой он, что умеет делать, что любит, есть, где живет, - предлагает воспитатель.

        Он жестом побуждает детей передавать игрушечных зайчонка и козленка друг другу и вести за них диалог, в случае затруднений подсказывает вопросы и ответы на них.

Воспитатель: «Послушайте, что было дальше. Козленок и зайчонок пошли поиграть на лужок. А навстречу им... (появляется корова).

-Мууу, - сказала корова, - кто это? (Произносится с интонацией удивления.)

-Меее! - закричал козленок. Он очень испугался, а зайчонок просто задрожал. Бросились малыши бежать и увидели маму-козу.

-Меее! - закричал радостно козленок, а зайчонок зашевелил ушами.

-Как козленок закричал, когда он испугался? А как он закричал, когда обрадовался? (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

-Стали малыши резвиться, прыгать, озорничать. Какие слова можно про них сказать, какие были малыши? (Шаловливые, озорные, ловкие, шумные.) Какими ласковыми словами можно назвать зайчонка... козленка?» (Зайчишка, зайчишка-трусишка, заинька, заюшка; козлик, козленочек.)

Физкультминутка «Козлята»

Как у наших у козлят (Наклоны)

Звонкие ладошки. (Хлопки)

Как у наших у козлят (Наклоны)

Озорные ножки. (Подскоки)

Шли козлята по дорожке. (Ходьба)

Увидали ручеек. (Рука - ко лбу)

Чтобы не намокли ножки -

Прыгать нужно

Прыг да скок. (Прыжки)

Теперь можно отдыхать

Сочной травки пощипать. (Присели)

Занятие продолжается. Появляется кукла.

Воспитатель: Это девочка, ее зовут Зоя, - объясняет воспитатель. - У девочки Зои есть друг ... (демонстрирует зайца, дети его называют). Зайку зовут ... (ответы детей) Незнайка. Зайку зовут Незнайка — скажем это все вместе (хоровые и индивидуальные ответы детей; фраза произносится в слегка ускоренном темпе). А теперь давайте скажем: Зоиного зайку зовут Незнайка (хоровые и индивидуальные ответы; фраза произносится в слегка ускоренном темпе).

Воспитатель: Послушайте, я вам скажу слова: Зззоя, зззайка, Не-зззнайка. Какой звук есть в этих словах? Послушайте еще раз, как звучат эти слова: Незззнайка, Зззоя, зззайка. (Слова произносятся подчеркнуто четко, слегка протяжно). Произнесите звук з громко, протяжно, на одном выдохе. А теперь произнесите тихо. Давайте посмотрим, кто может протянуть звук «з» дольше всех.

Воспитатель: Зоя нам принесла вот таких зайчиков. Давайте их раскрасим.

Пальчиковая гимнастика

Жил-был зайчик  (Хлопают в ладоши)

Длинные ушки

(Три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик

(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке

(Трут нос).

Отморозил носик

(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик

И поехал греться

(Крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(Разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(Хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(Поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Закрашивание зайца при помощи губки.

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Что делали на занятии? (Ответы детей)

Кто приходил к нам в гости? (Ответы детей)

Чему мы научились? (Ответы детей)

Рефлексия.

Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...