Игры и игрушки обских хантов
консультация по теме

Трегубова Гульнара

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_igrushki_obskikh_khantov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ИГРУШКИ ОБСКИХ ХАНТОВ

Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на формирование его личности. В играх не только развлечение и интересное времяпрепровождение, в них не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.

Детские игры всегда так или иначе отражают быт и производственную деятельность взрослых. «У обских ханты много игр, переходящих в труд. Для того чтобы окружающий мир ребенку был доступен, взрослый стремился показать и преподнести ему действительность через игру и игрушки... Взрослые, поощряя охотничьи игры, охотно отделяют от убитого животного части, годные для игры.

У обских ханты широко распространены игры в «оленя». Все варианты игр направлены в основном на тренировку физических качеств оленевода: умения набросить аркан на выбранного оленя, умения ловить бегущего оленя, умения скрадывать дикого оленя на охоте. Дети из этой игры создают целую инсценировку. Они мастерски подражают оленям движениями, голосом. Игра в «оленя» так захватывает участников, что продолжается иногда несколько часов подряд. Обские народы всячески поощряют внимание ребенка к оленю: делают игрушки, знакомящие ребенка с промыслом, дают в игру отдельные части убитого оленя — копыта, зубы (в виде погремушек), куски шкуры, рога, побуждают детей делать изображения оленей» 1. Взрослые показывали, какие части можно использовать у животных и птиц во время игры. Часто дети играли заячьими лапками, в игре они были собаками. «Собаки» охраняли избушку хозяина. Весной дети собирали на иве белые пушистые почки (шув) — это у них были маленькие щенята (котюв).

Помогая ребенку познавать окружающий мир, взрослые использовали для этого любую ситуацию. Например, когда ели Щуку, старшие члены семьи учили детей играть ее косточками. «Щучья голова — это целая энциклопедия,  каждая косточка

имеет свое название: женщина, несущая хворост; весло; полозья саней и т.д.».

Помимо игрушек, связанных с оленеводством, рыболовным и охотничьим промыслами, вторую самостоятельную группу игрушек народов Обского Севера составляют игрушки девочек. Это сами куклы, кукольный гардероб и кукольное хозяйство.

Судя по произведениям фольклора обских народов, женщины-хозяйки пользовались большим уважением. Особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в условиях севера имела жизненно важное значение. «Богатырь остяцкий гордится, если у него есть рукодельница-дочь, «держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, в вогульской сказке говорится: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно и от иглы следа нет».

Самостоятельно изготовляя предметы своего кукольного хозяйства, девочки перенимают от матерей традиции орнаментирования меховой одежды, отделки платья аппликационным орнаментом из тряпочек и цветных лент, украшения одежды и обуви узорами из цветного бисера. «По игрушкам девочки, по качеству ее ранних работ жених судил об умениях невесты. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет в будущем хорошей хозяйкой и мастерицей. Куклы обских девочек имеют богатый гардероб; кукольное хозяйство — берестяная посуда, люльки, спальные мешки, колотушки для трепа-нья оленьих сухожилий, скребочки для выделки кожи и др. — достаточно богато для того, чтобы передать девочкам основы женского труда, готовить будущих матерей и хозяек» 3.

В наши дни в такие куклы почти не играют. Хотя, увидев народные игрушки, дети всегда проявляют к ним интерес. Используя этот интерес, воспитатель может с помощью старинных игр и игрушек знакомить детей с историей своего народа на доступном им уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...

Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки

Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....

«Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси"

Конспект  беседы с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси»...

Информационно – творческий проект «Игры и игрушки народа ханты и манси»

Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой...

Мастер- класс для педагогов МАДОУ «Березка» «Игрушки народов ханты - Ворона».

Мастер- класс для педагогов по изготовлению хантыйской народной обрядовой игрушки "Вороны", можно также провести для родителей в целях ознакомления с культурой и бытом нородов севера....

Мастер-класс для родителей "Игрушки народа ханты".

Цель: Вовлечение родителей в образовательную деятельность.Задачи:1. Формировать у родителей представления о традиционных куклах народов ханты, истории её развития; приобщить родителей к ун...

Детские игры и состязания народов ханты и манси

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье....