Дидактическое пособие "В гостях у Северяночки"
материал по теме

Пенькова Елена Владимировна

Работа с данным пособием предполагает введение детей в многообразный окружа­ющий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Севера, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penkova_e.v._posobie.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Описание опыта работы по методическому пособию

«В гостях у Северяночки»

Выполнила:

Воспитатель – Пенькова Е.В.

с.п. Куть-Ях

2012год

Югорский край богат листвой,

Богат он кедром и сосной,

Богат теплом, здоровьем, счастьем,

 Ну и конечно добротой!

Любите край, любите землю,

 Любите родину свою!

            Суровая Югорская земля является  для наших детей малой родиной.

Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. Они обладают своей культурой, обычаями и традициями. Югра не является для них родиной. А их дети, хотя и живут здесь часто с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем крае.

На этом фоне особую значимость приобретает задача:  формирование патриотизма  и  гражданственности,  воспитания  положительных нравственных качеств личности. Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о поселке, в котором ты родился, о крае, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и животном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине.

              Наблюдая за людьми, к сожалению, убеждаешься, что большинство не только не знает культуру местного населения, но и, в большинстве случаев, относится ко всему этому с пренебрежением. И возможно, в скором будущем, данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт ханты будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.

           Мы  хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народов севера, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.

         Детский сад – учреждение специфическое. Здесь живут малыши и, вроде бы, разговор о любви к Родине, где мы живем, начинать еще рано, или, возможно сказать правильнее, - очень сложно. И все же нам не уйти от решения этой проблемы. С этой целью в нашем детском саду была разработана система мероприятий по воспитанию любви к родному краю, составлена картотека подвижных игр и самобытных упражнений народов Севера, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учётом регионального компонента для детей дошкольного возраста, а так же нами было изготовлена игра-пособие «В гостях у Северяночки», с которой мы хотим вас познакомить.

Работа с данным пособием предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Севера, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка.

Цель:

  • ознакомление  детей с образом жизни ханты и манси;  
  • расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения, их хозяйственной деятельности;
  • формирование представление детей о животных, которые живут в нашем крае;
  • воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.

Мы считаем, что данное пособие может быть задействовано в различных образовательных областях:  это может быть познание (ознакомление с окружающим миром: природой, животным и растительным миром),  коммуникация (развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.

Пособие представляет собой книгу, на каждой странице размещен материал, знакомящий детей с северным краем.

1.    1-2 страница:  игра «Собери герб»

2.   3-4 страница: игра «Найди свое жилище»

3.   5-6страница: игра «Подбери одежду»

4.  7-8 страница: игра «Что здесь лишнее?»

5. 9-10 страница:  игра «Найди недостающую куклу Северяночку»

6.  11-12 страница: игра «Найди отгадку»

7.  13-14 страница: игра «Подбери сестренке брата»

Дидактическая игра «Собери герб»

      Цель. Систематизировать знания о символике народов ХМАО; учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

      На 1 странице в кармашке лежат разрезанные на несколько частей гербы ХМАО и Нефтеюганского района, на 2 странице изображены образцы данных гербов. Ребенок,  глядя на образец, должен собрать герб.

Дидактическая игра «Найди свое жилище»

     Цель. Закрепление знаний о жилище народов Севера.

     На странице  в кармашке лежит кукла Северяночка, на следующей странице нарисованы различные жилища. Ребенок должен найти национальный домик Северяночки.

Дидактическая игра  «Подбери одежду»

      Цель. Закреплять знания об особенностях хантыйского  костюма: головные уборы, элементы одежды.

     На  странице в кармашке лежат элементы национальной одежды ханты, на другой  странице изображены силуэты девочки и мальчика. Ребенок должен подобрать соответствующие им элементы одежды.

Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»

     Цель. Закреплять знания об орудии труда; умение находить хантыйские орнаменты в ряде других орнаментов;  умение классифицировать и обобщать.

     На странице  изображены предметы  необходимые для охоты и рыбалки, один из предметов лишний.

     На следующей  странице изображены орнаменты, один из них лишний.
Предложите детям внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее, объяснить почему. 

   

Дидактическая игра «Найди недостающую Северяночку»

     Цель. Закрепление знаний о разнообразии национальной одежды; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.

     На странице в кармашке лежат по 3 одинаковых расписанных куклы -  Северяночки. На другой  странице изображена таблица в 3 ряда и 3 столбца.

     Воспитатель берет разные 3 расписанные куклы, располагает их на верхний ряд, во втором ряду он выкладывает только 2 расписанные куклы такие же, как и в первом ряду, а в третьем ряду 1 расписанную куклу такую же, как и в первом ряду. Затем предлагает ребенку посмотреть, каких расписанных кукол из первого ряда не хватает во втором и третьем рядах.

Дидактическая игра «Найди отгадку»

     Цель. Знать характерные признаки животных Севера, явлений природы;  уметь по данным признакам находить отгадку; развитие связной речи, мышления.

     На  странице в кармашке приготовлены картинки, соответствующие загадкам. На следующей  странице написаны загадки, воспитатель читает детям какую- либо загадку, они должны найти картинку - отгадку.

Дидактическая игра «Подбери сестренке брата»

     Цель. Закрепление знаний о различных национальностях, которые живут в нашем крае; развивать умение объединять картинки  в пары при наличии общего признака; развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание.

     На  странице в кармашке находятся 4 куклы - мальчиков в разных национальных костюмах. На другой  странице нарисованы силуэты кукол - девочек в национальных костюмах. Ребенок из кармашка берет по одной кукле - мальчика и прикладывает их к соответствующим силуэтам кукол - девочек.

Пособие «В гостях у Северяночки» - выразительное, яркое, красочное, привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение. В результате работы с  данным пособием дети накапливают необходимую информацию, получают  знания, которые позволяют испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие"В гостях у птиц"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.Цель данного пособия:формирование начал экологической культуры,становление осознанно правильного отношения к прир...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...