Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском
картотека по теме

Бронивец Юлия Павловна

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

РАЗВИВАЮЩИХ  И  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗВАСТА,

НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ  

ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ.

                                        Составлена воспитателем

                                                                         Бронивец Ю.П.

2013г.

« Где  находится памятник?»

  Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Братска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Братска, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

«Знатоки Братска»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города Братска, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки с видами города Братска, фишки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки,  фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

 «Кто  подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города .

Ход игры:

Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Братск (красивый, большой, уютный, любимый), река Ангара, памятник И.И.Наймушину.

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях Братска.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

 «Так бывает»

Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление  и воображение.

Ход игры:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный  Братск(город зимой), сиреневый Братск(город весной, когда цветет сирень), веселый Братск(город в праздник), мокрый Братск( город во время дождя) и т.д

Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о городе,  развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Город Братск больше, чем город С-Петербург.

Река Ангара течет вдоль улицы Гидростроителей.

И.И. Наймушин - композитор.

 

Игровое упражнение:

«Братские  загадки»

Цель:  в ходе отгадывания загадок закреплять знания о

достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

Дидактическая игра «Почини здание»

Цели:

1. формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;

2. развивать у детей зрительное внимание, логическое  мышление и речь- доказательство;

3. воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактическая игра « Что напутал художник»

Цели:

1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;

2. развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;

3. воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры:

На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра « Разложи предметы по домам»

Цели:

1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.

2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;

3. развивать речь-доказательство;

4. воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры :

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям  перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Дидактическая игра «Времена года в городе»

Цели:

1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;

2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;

3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;

4. воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

Дидактическая игра «Дверная скважина».

Цели игры:

1. формировать представления об памятниках архитектуры в нашем городе;

2. развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;

3. воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры.

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку  листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.

Дидактическая игра  «Контуры и тени».

Цели игры:

1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;

2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;

3. развивать зрительное внимание и усидчивость;

4. воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры ( с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны - его контурное изображение).

Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Братске»

 Цели:

  1. формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города;
  2. развивать умение ориентироваться в пространстве;
  3. закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;
  4. закрепить порядковый счет от 1 до 9;
  5. развивать умение соотносить часть изображения с целым;
  6. развивать связную речь и речь – доказательство ;
  7. развивать внимание, память;
  8. воспитывать интерес к родному краю.

Материалы: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.

                                         

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с городом "Город каменных львов"

Комплексное занятие по теме "Мой город - Санкт-Петербург". Презентация....

Использование игр и упражнений для ознакомления старших дошкольников с предлогами.

Недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии. Для  ознакомления детей с предложными конструкциями лучше всего использовать дидак...

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников....

Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем.

Тематическое планирование  по ознакомлению старших дошкольников с  городом Дзержинск и родным краем....

"Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей с миром профессий взрослых "

Одним из эффективных средств решения задач формирования представлений о профессиях, систематизации знаний о мире труда и профессий являются дидактические упражнения и игры, которые формируют у де...