«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»
статья по теме

Генералова Наталья Дмитриевна

 «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

 «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

время обучения: 1 сессия: 10.06 – 15.06.2013г.

                            2 сессия: 17.06 – 21.06.2013г.

                               

 Выполнила

Генералова Наталья Дмитриевна

 воспитатель,

 структурное подразделение

детский сад «Ромашка»

 ГБОУ СОШ с.Чубовка

Самара, 2013г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
  2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
  3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
  4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
  5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

  ІІ. Описание работы с алгоритмом использования электронного   интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

      1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

      В связи с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании) ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольными общеобразовательными учреждениями (ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

     Новые представления о создании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1. если раньше в программе Васильевой были разделы с определенными дисциплинами или предметами, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2. акцент со знаний, умений и навыков, переносятся на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.д.;

3. решать поставленные цели и задачи предлагается не за счет «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно – тематическом принципе с учетом принципа интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий).

     Отказ от занятий требует обращение воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.

     Таким образом, соблюдение ФГТ позволит повысить качество российского дошкольного образования.

     Возьмем такой аспект образовательной области «Социализация»,  как «Знакомство детей с профессиями».    

     В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как педагогам не хватает знаний по осуществлению данной темы, они используют неразнообразные формы, методы и приемы обучения детей по данной теме. В условиях профессиональной деятельности существует проблема недостаточной  оснащенности развивающей среды: методической литературой, пособий, оборудования.

     Мы живем в сельской местности и дети больше знакомы с бытовыми профессиями – почтальона, воспитателя, повара, доктора. А с такими профессиями как пилот, космонавт, юрист, художник дети ознакомлены поверхностно, поэтому знакомство с такими профессиями более расширенно является важным звеном социальной адаптации ребенка.

     Поэтому я считаю, что формирование положительного отношения дошкольников к миру труда и профессий дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный для социально- личностного развития ребенка - дошкольника.

    2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

У воспитанников недостаточно сформировано отношение к миру труда и профессий т.к. в современном обществе существует огромное количество профессий, а программа нашего детского сада не охватывает в полной мере данную проблему.

     3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

     Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремится, и что мы хотим получить в результате решения проблемы.

     В результате проведенной работы мы хотим получить следующие результаты:

- любознательный, активный:  проявляет интерес к информации о видах профессий;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: умеет объединяться с детьми для совместных сюжетно-ролевых игр;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: владение элементарными навыками самообслуживания: убрать за собой посуду, рабочее место и т.д.;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: ответственно относиться к выполнению трудовых поручений;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знает, где работают их родители, как важен для общества их труд;

- овладевший необходимыми умениями и навыками: у детей сформированы умения и навыки необходимые для осуществления и проведения сюжетно – ролевых игр по профессиям.

   4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

     Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, надо узнать, какие изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

     Создание образовательного процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:

- внести изменения в тематические недели: включить в планирование темы «Мир профессий», «Зачем человеку работа», «Все профессии нужны, все профессии важны».

     В средства обучения необходимо включить в большем объеме:

- тематические беседы (о различных профессиях, специальных приспособлениях, инструментах для работы и т. д.);

- чтение стихов и рассказов о профессиях, разгадывание загадок;

- рассматривание различных иллюстраций о профессиях, фотовыставки;

- экскурсии в школу, библиотеку, магазин, почту и т.д.

- создание тематического портфолио в группе «Кто где», «Профессия в семье», «Знакомство с профессиональными династиями»;

- пригласить родителей для рассказа о своей профессии;

- дидактические игры «Подобрать инструменты специалистам», «Профессии», «Труд людей»;

- разнообразить сюжетно – ролевые игры, ситуации, связанные с областью профессии человека;

- фотовыставки «Профессии моих родителей», «Кто кем работает»;

- создание творческих работ, связанных с профессиями (рисунки «Кем быть», «Кем работает моя мама»)

- коллаж «Профессии будущего»;

- день открытых дверей (рассказы родителей о своих профессиях – нефтяник, капитан дальнего плавания);

- сюжетно – ролевые игры «Ателье», «Аптека», «Магазин», «Прачечная», «Парикмахерская», «Библиотека»;

- викторина «Кем я буду, когда вырасту»;

- выставка «Очумелые ручки»;

- проведение праздника – конкурса «Все работы хороши»;

- наблюдение на прогулке за трудом взрослых (дворника, водителя, садовника);

- игры на прогулке «Путешествие в космос», «Морское плавание»;

- раскраски по профессиям;

     Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику в виде общения дошкольников образовательного проекта с учетом потребностей дошкольников: в ходе наблюдений за детьми, в ходе дидактических и сюжетно – ролевых игр.

     Хорошим итогом продуктивной работы будет создание портфолио, где активное участие примут родители во взаимодействии с детьми.

     Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики. Одной из таких является карта наблюдений за детьми по теме «Знакомство детей с профессиями», которую я сама разработала.

Критерии оценивания

Характеристика ребенка

Оценочный

балл

Лидерство в игре

Умение распределять роли

Подчинение (слушает других, не противоречит)

Умеет играть в коллективе детей

Соответствие роли в игре

Умение называть профессии

Умение соотносить предметы труда с профессиями

Умение соблюдать правила игры

Умеет решать проблемные ситуации в игре

Овладел навыками самообслуживания

Отношение к трудовым поручениям

От 0 до 5 – оценочный балл.

От 0 до 15 баллов – низкий уровень знаний;

От 15 до 35 баллов – средний уровень знаний;

От 35 до 55 баллов – высокий уровень знаний.

     5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

     Теперь рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый результат.

     Личность воспитателя является важным фактором в развитии ребенка. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал знаниями методик воспитания и обучения, психологии, детского коллектива, знаниями нормативных документов, вариативных программ и технологий, индивидуально – психологических особенностей детей.

     Воспитатель обязан обладать:

- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);

- коммуникативными умениями (контактами с детьми и родителями и т.д.);

- самообразованием (изучение новых технологий, посещение семинаров и т.д.);

- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик).

     К кадровым изменениям относятся: повышение квалификации по вопросу «Знакомство детей с профессиями», проведение семинара «Профессии будущего», повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах.

     Научно – методические изменения: подборка методической литературы, подборка методических разработок по данной тематике.

     Материально  - техническая часть: приобретение ноутбука, интерактивной доски, мультимедийного проектора, игрушек, атрибутов к сюжетно – ролевым играм по профессиям, книг по данной тематике («Секреты мастерства» А. Лопатина), привлечение интернет – ресурсов, наглядно – дидактические пособия, раскраски.

     Нормативно – правовое обеспечение – это положение о проведении экскурсий в общественные места, положение о проведении конкурсов, изменения в годовом планировании ДОУ

     Информационное обеспечение: создание электронных образовательных пособий по теме «Профессии»; посещение сайтов с целью получения опыта других воспитателей, подборка наглядных пособий, подборка произведений для ознакомления с данной тематикой, подборка дидактических игр, подборка сюжетных картинок «Кто что делает», «Что лишнее».

     К организаторским изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно – развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное участие родителей в педагогической деятельности (приглашение их как специалистов), проведение родительских собраний по данной теме, проведение совместных с детьми и родителями мероприятий, привлечение родителей разных профессий из социума.

     Работая по данной теме, воспитатель создаст свою программу, в которую включит название игр, книг, пособий по теме «Профессии», а также разработает  электронную дидактическую игру «Карлсон в мире профессий».

      ІІ. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

     Данное мультимедийное пособие разработано для проведения дидактической игры в старшей группе в рамках непосредственно образовательной деятельности.

     В процессе социализации дети знакомятся с теми или иными профессиями, поэтому необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к другим людям и их профессиям.

- Тема пособия: «Карлсон в мире профессий».

- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

- Цель пособия: продолжать умение детей использовать электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие в образовательном процессе. Формировать задатки профориентации дошкольников.

- Задачи пособия: - сформировать положительное отношение к людям труда;

                              - познакомить с некоторыми из профессий;

                                - научить детей находить лишний предмет, который не                                          

        соответствует данной профессии;

        - отгадывать загадки о профессиях.

- Алгоритм работы со слайдами:

Просматривая слайды, дети поэтапно знакомятся с разными профессиями.

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

«Встреча Карлсона». Воспитатель и Карлсон предлагают рассмотреть картинку слайда и попробовать догадаться, о чем сегодня пойдет речь?

№2

Воспитатель: «Все профессии нужны, все профессии важны». Предлагаю рассмотреть слайд и назвать профессии.

№3

Карлсон загадывает детям загадки. Дети нажатием мыши отгадывают загадки.

№4

Загадка: Ты учишь буквы складывать, считать,

                Цветы растить и бабочек ловить,

                На всё смотреть и всё запоминать,

                И всё родное, родину любить. (Воспитатель)

№5

Загадка: Скажи кто так вкусно

               Готовит щи капустные

               Пахучие котлеты,

               Салаты, винегреты,         

              Все завтраки, обеды. (Повар)

№6

Загадка: Кто у постели больного сидит? —

               Кто болен — он капли предложит принять,

               Тому, кто здоров, — Разрешит погулять. (Доктор)

№7

Загадка: Перетянут он ремнём,

               Каска прочная на нём.

               Он в горящий входит  дом,

               Он сражается с огнём. (Пожарный)

№8,9

«Убери лишнее» Воспитатель спрашивает: «Какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кубик лишний, потому что кубиком нельзя лечить, а остальные предметы нужны доктору; кастрюля лишняя, потому что она нужна повару, а остальные предметы нужны художнику.

Можно спросить, зачем кастрюля нужна повару и т.д.

№10

Молодцы ребята! Игра окончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных достижений обучающихся

I.                  Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной про...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

В ДОУ созданы условия максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального развития.   В ДОУ разработано программно-...

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся

Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся»

Правильно спланированная педагогическая деятельность педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся, всегда даст положительные результаты....

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных достижений у обучающихся

В данной работе рассмотрим систему деятельности в рамках  образовательной области -  «Здоровье», направленную на формирование   у детей  старшего дошкольного возраста пр...