Встреча с героями сказок
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Aйгишева Ирина Георгиевна

Пропаганда народных обычаев, национальных игр, развлечений. . Воспитание толерантности к людям разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_geroyami_skazok.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с героями сказок

Цель. Пропаганда марийских обычаев, национальных игр, развлечений. Познакомить с национальным марийским фольклором. Воспитывать толерантности к людям разных национальностей.

Материал: марийские костюмы, вышитые полотенца, музыкальные инструменты, кегли, аудиозаписи народных мелодий, звуков природы.

Действующие лица: Пампалче, богатырь Онар, бабушка в марийской одежде, матушка, воспитатель, дети.

НОД

(Звучит музыка, на сцену выходит в национальном костюме Пампалче – героиня народных сказок).

Пампалче. Салам лийже! Здравствуйте, мальчики и девочки! Я - Пампалче- рукодельница, героиня марийских сказок. Рада вас всех видеть у себя. Проходите, проходите!

(Слышен вой ветра, Пампалче кружится, кружась убегает, при этом кричит: «Помогите, спасите!»)

Ведущая. Ой, ребята, какое несчастье! Злой Вараш унес с вьюгой и ветром нашу красавицу Пампалче. Что же нам делать? Надо ее выручать!

(Слышится марийский наигрыш, появляется бабушка в национальном костюме)

Бабушка. Здравствуйте, дети! Пампалче потерялась, а вы ее не видели?

Дети. Видели, ее злой Вараш унес, мы не смогли ее спасти.

Бабушка. С ним нелегко сражаться, надо позвать богатыря Онара. Знаете кто такой Онар? Тогда слушайте.

Давным-давно жил на марийской земле чудо- богатырь. Звали его Онар. Охранял он землю марийскую от врагов. Много разных легенд ходит о нем, о его подвигах. Он был так велик, что головой подпирал небосвод. В поисках меда диких пчел и зверя уходил Онар далеко. Шагнет – остается семь верст позади. За один день он мог побывать и на севере своего края и на юге. Если набирался в сапоги песок, раздувался Онар - вытряхивал его. Там, где вытряхивал, появлялись холмы и курганы.

Был он сильным, таким большим, что однажды с ним произошел вот такой случай.

(Во время рассказа выходит Онар, обходит зал, ложится на пол и засыпает).

Шел Онар, шел устал, прилег отдохнуть и заснул богатырским сном. Слышите? (храп Онара). И тут разыгралась сильная буря. Ветер был таким сильным, что выдергивал деревья с корнями. Ничего не слышал Онар. Проснулся, когда буря кончилась. Потянулся... и почувствовал, что в глазу что - то мешает...

Онар. Матушка!     (Выходит женщина в марийском костюме )

Матушка. Что случилось, сынок?

Онар. Посмотри, мне в глаз соринка попала. (Мать достает «бревно» из глаз Онара)

Матушка. Это тебе, сынок, бревно в глаза попало и мешало тебе смотреть.

Бабушка. Вот таким сильным и могучим богатырем был Онар. Надо попросить его выручить Пампалче.

Ведущая. Онар - Патыр, как хорошо, что ты пришел. Злой Вараш унес нашу красавицу Пампалче. Мы не смогли ее защитить. Помоги нам.

Онар. Конечно, мы вместе ее выручим. А для этого нам нужно выбрать самых ловких, смелых, сильных ребят.

Игра «Бой петухов»  (Агытан кучедалмаш)

Описание. Игроки сговариваются, подбирая себе в пару соперника по силам и росту. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот побеждает.

Правила.

Толкать разрешается только плечом в плечо. За толкание головой и за другие непредусмотренные приемы участник объявляется потерпевшим поражение.

(Онар следит за игрой, победителей сажает отдельно)

Ведущая.  А вот еще одна марийская игра. Называется она «Колышки» («Панга»)

Описание. Дети делятся на 2 группы. Первая группа садится на корточки, вторая – встает за их спинами. Выбирается водящий. Водящий ходит по кругу и просит каждого: «Кума, кума, продай кола!» Игрок может согласиться, тогда он меняется местом с водящим. Но так бывает редко. Обычно водящий слышит в ответ: «Пойди за реку» - и переходит к следующему игроку. Но если никто из играющих не хочет «продать кол», водящий вызывает любого игрока на состязание. Он подходит к какому-нибудь игроку и кладет ладонь на верхушку его «колышка», а тот тоже притрагивается к «колышку». Затем владелец «кола» и водящий одновременно (например, сосчитав вместе громко: «Раз, два, три») бегут по линии круга в противоположные стороны. Кто из них быстрее обежит круг и дотронется до «колышка», тот становится его владельцем, а другой водит.

Участвуют в этой игре мальчики и девочки.

Правила

  1. Игроки должны начинать бег от «колышка» одновременно, иначе им придется бежать снова.
  2. Нельзя при беге срезать путь, заступая за черту круга.

(Онар выбирает победителя)

Ведущая. Теперь будем собираться в дорогу за Пампалче.

Онар (заглядывая в мешок)

Вот здесь то, чего больше всего боится злой Вараш.

(Показывает музыкальные инструменты, как они называются и как на них играют.)

Онар. Злой Вараш боится веселых марийских мелодий. Тогда он теряет свою силу, и мы сможем выручить Пампалче.

Ведущая. Вот эти ребята будут играть на инструментах, а  вы - притоптывайте и прихлопывайте в такт музыке.

(Звучит мелодия, дети играют на инструментах, появляется Пампалче.)

Пампалче. Спасибо! Спасли вы меня от злого Вараша.

Ведущая. А теперь, пожалуй, хватит говорить. Милости просим на наш праздник.

(Девочки выходят с вышитыми полотенцами, садятся на стульчики, « вышивают», а мальчики ходят вокруг, смотрят, удивляются.)

Девочка.             Девочки - припевочки,

                        Сделаем восьмерочки,        

                        Пригласили мы молодцов

                        На наши посиделочки.

Мальчик.         Делу - время, а потехе час!

Игра « Два круга

Участники игры образуют два круга (внутренний и наружный), берутся за руки и под музыку бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшимся перед ним. Вновь бегут по кругу.

Онар.         Молодцы у вас ребята,

                Веселые, умелые,

                Дружные и смелые!

                Расставаться нам пора

                Вспоминайте нас всегда!

Пампалче. Спасибо, ребята.

Передаю вам с поклоном « Тау - спасибо» наше

И огромный пламенный « Салам! – Привет!»

(Угощает марийским национальным кушаньем - блинами, медом.)

Под музыку Пампалче и Онар уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Встреча с героями славянской мифологии"

Обобщение знаний детей о героях славянской мифологии и истоках русской народной культуры....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Тема: «Встреча с героями сказки Приключения Буратино»

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". При помощи игровой мотивации раскрываются возможности и представл...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Встреча с героями сказки «Репка»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Встреча с героями сказки «Репка» для родителей и студентов Нижнекамского педагогического училища на «День открытых дверей». Занятие по математике в ста...

"Встреча с героями сказки Колобок"

Тип: итоговое занятие по математике.Вид: занятие по математике в подготовительной школе группе по развитию и закреплению знаний, умений, навыков.Программное содержание:·Учить детей ориентироваться на ...

"Встреча с героями сказки Репка"

Тип: итоговое занятие по математике.Вид: занятие по математике в старшей группе по развитию и закреплению знаний, умений, навыков.Программное содержание:·        про...

Встреча с героями сказок - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная игровая деятельность с детьмии старшего дошкольного возраста...