Головная повязка - Масмак.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чувашская национальная одежда, повязка на голову - Масмак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masmak.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Это я. Я пришёл в этот мир. Я – человек. Я не похож на других. Рядом со мной мои мама и папа, родные, друзья. Мен все любят.
Я познаю Мир вместе со взрослыми. Меня окружает всё красивое. Я учусь рисовать и лепить, как лучшие мастера моей чувашской

Земли. Я танцую, слушаю музыку и пою песни чувашского народа. Я слушаю чувашские народные сказки и легенды. Всё это – моя Родина. Я люблю эту землю, свой родной чувашский край. Я рад и горд, что мой чувашский народ живёт и трудится на этой земле.

Масмак

Программное содержание:

– Учить составлять декоративные композиции на основе чувашского народного искусства из однородных элементов (треугольников) в симметричном построении на квадрате.

– Познакомить в декоративной композиции с образами предметов чувашского национального костюма посредством освоения простейшего ритма: составление узора с повторяющимися элементами на полосе (головная повязка «масмак»).

– Воспитывать интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.

– Способствовать развитию творчества детей через малые фольклорные формы.

Оборудование и материалы: (демонстративный) образцы и иллюстрации женских головных повязок «масмак», иллюстрации с изображением женщин в чувашском национальном костюме; флаг Чувашской Республики; (раздаточный): ножницы, клей, кисть для клея, доски, жёлтые полоски (размер 6×24см) красные квадраты с узорами, жёлтые квадраты, вырезанные из бумаги, салфетки.  

Предварительная  работа:

  1. Создание симметричных узоров по мотивам чувашской вышивки на квадрате.
  2. Рассказывание легенды о девочке Масмак.

Методические приёмы:

  1. Рассказ о чувашских узорах.
  2. Физкультминутка.
  3. Аппликация солнца.
  4. Выполнение «масмак».
  5. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Рассказ о чувашских узорах.

Чувашия – край ста тысяч вышивок. По этому случаю вспомнила вот такое стихотворение про чувашских вышивальщиц. А вы запомните, какие цвета упоминаются в этом стихотворении.

Вышивает белый халат до зари

Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова,

Шёлк зелёный – мир дубрав да трава

Ладит жёлтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней

Мол, земля черна? Черна, шёлк чёрный.

Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах. Помните, и девочка Масмак, когда шла с мамой за водой, восхищалась красотой природы. Дома, вспоминая эту красоту, она создала её путём вышивания узоров. Пока мы ещё не можем вышивать, но можем сделать аппликацию.

  1. Физкультминутка.                        Одна прямая рука вверх, другая вниз,

Вверх рука и вниз рука                              рывком менять руки.

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками:                Приседания, хлопки в ладоши над Вниз – хлопок и вверх хлопок.                                головой.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим–вертим головой,                  Вращение головой вправо и влево.

Разминаем шею. Стой!                                    Останавливаются.

  1. Аппликация солнца.

Помните свои работы? (показ работ детей). Давайте вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Молодцы. А сегодня мы познакомимся с новым узором (показ иллюстрации солнца). Из каких фигур состоит этот узор? (ответы детей). Правильно. Треугольники. Они похожи на лучи солнца.

Теперь мы с вами сначала вырежем треугольники и приклеим их на этой фигурке. Как называется эта фигурка? (ответы детей). Правильно. Квадрат.

А как можно из квадрата вырезать треугольники? (варианты детей). Да, разрезав квадрат по диагонали.

А как из треугольника сделать два маленьких треугольника? (варианты детей). Правильно. Разрезав их пополам. (Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь).

– Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно, а спина прямая.

4.  Выполнение «масмак».

А теперь  посмотрите и подумайте, что получится, если мы ( из заранее приготовленных квадратов с узором с предыдущих занятий) приклеим все наши квадраты с узорами на одной полоске. (варианты детей). Правильно – «масмак». Давайте попробуем. Берём жёлтую полоску (из бумаги) и на ней посередине сначала приклеим наше солнышко, а по обеим сторонам солнца приклеим другие квадраты с узорами горы и воды рядом друг с другом.

5.  Итог занятия.

Ребята, помните, девочка Масмак сделала подарок своей маме, головную  повязку, на котором был узор солнца. Как она называлась (ответы детей). Правильно, масмак. В узоре солнца мы видим добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит, желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем подарок нашим мамам с пожеланиями добра и благополучия.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ПОВЯЗКИ???

Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Рассматривание женской головной повязки «Сурпан».

Продолжать учить детей выделять характерные особенности чувашского декоративно-прикладного искусства, выразительные средства произведения (женская головная повязка сурпан).Вводить детей в мир связей н...

Аппликация "Головная повязка "Масмак"

Занятие знакомит детей с чувашским узором "Солнце"...

Конспект образовательной ситуации по аппликации "Знакомство с головной повязкой-масмак".

Конспект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак»

изготовление масмакаМастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак» Материал: тесьма разных видов, бисер, круглые пайетки, нитки, иголка....

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе по теме : " Головная повязка - " Масмак"

Цель: Познакомит детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке " Масмак". Задачи:Дать представление о чувашской головной повязке" масмак";Составлять несложные узоры из геометрических фигур...