"Как много интересного бывает зимой на Урале"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Патока Галина Захаровна

Обобщающая беседа о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchaya_beseda_o_zime.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающая беседа о зиме

«Как много интересного бывает зимой на Урале»

Цели

  • Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии
  •  неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер
  •  почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы —
  •  растительный и животный мир.
  • Развивать познавательную активность детей: учить
  • устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать
  • модели в познавательной деятельности.
  • Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой,
  • позитивное отношение к зиме.

Материал

Картинки с изображениями зимующих птиц. Модели

Строение дерева; погодные явления зимой: снег

Ход занятия

  1. Педагог. Я встретила Незнайку, он идет в одних трусиках загорать.
  2.  Наверное, он ничего не знает о зиме. Давайте расскажем ему. Как
  3. вы узнали, что на улице зима?

Дети. Зимой на улице снег и лед.

Педагог. Чтобы не забыть, поставим схему. (Ставит карточки «снежинки»

и «вода».)

Педагог. А почему летом тепло, а зимой холодно? Дети. Солнце плохо греет, дает мало света и тепла. Педагог. Какая земля зимой? (Землю покрывает снег.) Педагог. Растут ли цветы? Почему цветы не растут зимой? Дети. Земля мерзнет, им не высосать корешками влагу. Педагог. А стебель может жить зимой? Дети. Стебель замерзает.

Педагог. А может ли цветок дышать холодным воздухом?

Дети. Если убрать стебель, то листья не смогут дышать.

Педагог. А может ли быть цветок без корня, стебля, листьев?

Незнайка. Раз цветы не живут зимой, значит кусты и деревья тоже погибают?

Педагог. Давайте объясним Незнайке, так ли это?

Дети. Деревья зимой спят.

Педагог. Корни деревьев впитывают воду?

Дети. Нет, деревья спят. Ствол покрыт корой, она защищает от холода.

Педагог. А почему деревья сбрасывают на зиму листья?

Дети. Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества,

поэтому листья опадают.

Незнайка. Зимой нет птиц, поэтому скучно.

(Педагог выставляет модель дерева, на которое дети сажают зимующих

птиц.) Незнайка. Я знаю, скворец остается.

Педагог. Прав ли Незнайка? А почему скворец не может остаться? Дети. Он питается насекомыми, а насекомых зимой нет. Педагог. А где же зимуют насекомые? Дети. Насекомые зимой прячутся под кору.

Педагог. Какие птицы остаются зимой?

Давайте расставим птиц и расскажем о них.

Педагог. А утки могут зимовать? Почему? Чем они питаются? А курицы зимуют?

Кто курицу кормит? Дятел улетает в теплые края? Чем он питается? Дети. Дятел

Улетает в более теплые края на Украину, в Белоруссию. Педагог. Незнайка говорит,

что про птиц он все понял.

Физкультминутка.

Как головою между листвою     Движения   головой   вверх- вниз. Дятел деревья долбит?

Как на рыбалку и вперевалку    Бег на месте с разведением
Гусь за гусыней бежит?
        рук в стороны.

Как удивились, остановились    Наклон вперед, руки назад. Гуси у самой реки?

Воду попили, крылья раскрыли Руки в стороны, плавные движения
И потихоньку пошли.
        вверх-вниз.

2. Педагог. А звери все, наверное, убегают в Африку?

Как животные приспосабливаются?

Дети. Звери зимой остаются, но они приспосабливаются. Меняют окраску,

впадают в спячку и т.д.

Педагог. А почему животные впадают в спячку? Дети. Потому что голодно и холодно.

Педагог. Почему животные голодают? (Например медведь. Он

ест малину, муравьев, орехи, мышей, очень редко кабана, лося.) А почему

медведь зимой не может поймать лося?

Дети. Потому что он спит в берлоге.

Незнайка. Я знаю, что рыбы зимуют в аквариуме.

Педагог. Прав ли Незнайка?

Дети. Рыбы зимой засыпают. Холодно, лед, поэтому рыбы зарываются в ил. Незнайка. А люди зимой спят?

Педагог. Давайте объясним Незнайке, как люди приспосабливаются к зиме. Дети.

Люди тепло одеваются, катаются на санках, взрослые ходят на работу, дети - в

детский сад.

Педагог. Незнайке непонятно, почему люди не замерзают. Дети. Люди тепло одеваются. Педагог. А что люди зимой едят?

Дети. Покупают в магазине продукты, делают запасы на зиму. Незнайка. Хорошо, значит, у людей забот нет?

Дети. Люди расчищают снег, ходят на работу, подкармливают зверей и птиц. Незнайка. Ох, как много забот. Значит, люди не любят зиму? Так ли это? Дети. Нет, зимой

 весело, можно лепить из снега. Зимой праздник Новый год, а у кого-то день рождения.

3. Педагог. А во что мы любим играть зимой?

Дидактическая игра «Зимние игры».

(Дети отбирают картинки.)

Педагог. А вы хотите, чтобы зима была всегда?

Дети. Нет. Летом можно купаться, загорать.

Педагог. Ребята, представьте на минуту, что зима" будет постоянно. Что будет?

Дети. Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут. Педагог. И все-таки так замечательно зимой!

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

(А. Фет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Как много интересного бывает зимой»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении прич...

Познавательное развитие. Новое и интересно о давно знакомых продуктах.Дети "телепортируются в лабораторию" и узнают много интересного о мороженом.

Познавательное развитие.Тема: Новое и интересное о давно знакомых продуктах. Мороженое.Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное  развитие", "Рече...

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...

Беседа: «Как много интересного бывает зимой»

Беседа: «Как много интересного бывает зимой»Провела: Воспитатель Назарова С.М.Цели:Учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла; хар...

Зимняя викторина «Как много интересного было зимой!»

Конспект -краткий сжатый материал, для выявления знаний у детей по теме : "Зима" Можно доработать или добавить что-то свое. Также актуальная тема для родителей...