Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья на тему

Ямилева Елена Анатольевна

В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_otpravki_v_inet.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Автор: Ямилева Е. А.(воспитатель МАДОУ д\с №3 г. Межгорье, РБ)

Взгляни на глобус: Вот он - шар земной,

На нем Башкирия  с березовый листок величиной.

Всего лишь на всего  не больше обыкновенного листка,

Береза же – великая Россия – так зелена, так высока

МУСТАЙ КАРИМ

          Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

         Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

        Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

       Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.(8,стр 135).

       Наша республика сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков. Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной, Но этого мало. Свою республику надо ещё уметь любить от всей души. А это значит, что какой бы национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.

        Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно.

        В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг." определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов".(2, стр26).

       Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.(6,стр 31).

По мнению Л.С.Выготского, мы должны познакомить детей с историей и культурой Родины, привить замечательные духовные качества, которыми всегда по праву гордился многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества.(2, стр26)
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

       Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.(3, стр15).

         Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.

Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом.

Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.(4, стр38).

        Изучив тщательно педагогическую литературу, мы  пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

- вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного города;

- дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;

- познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

- познакомить с бытом и традициями башкирского народа, народными праздниками.

        Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.

        Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит фольклору, устно-поэтическим традициям родного края, которые я использую в своей работе с воспитанниками.

        В народно-поэтическом творчестве всех этносов почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.  

В сказках о животных раскрывается социальное неравенство и социальное наказание (например, «Медведь и лиса»). Проблема  добра и зла, проблема вины и наказания, проблема любви, семьи, смелости и трусости – проблемы, которые решаются в волшебных сказках, могут стать важными жизненными ориентирами для подрастающего поколения.

        Исходя из этого, в работе мы  часто используем чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, проводим с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаем воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.

       В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки – это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.

А также  духовные ценности, которые являются общими для всех народов. Это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.(12,стр 112).

      Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяем в  работе с детьми немаловажную роль.

      Велика роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения народных традиций и обычаев. У каждого народа их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов – это модели поведения человека в определенных условиях.

      Таким образом, в нашем дошкольном учреждении  ежегодно проводятся народные праздники, такие как «Нардуган», «Сумболя»,  детский «Сабантуй», «Грачиная каша», в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители.

       Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют мини-музеи. В нашей группе с помощью родителей воспитанников был создан мини-музей «Наш любимый город-Межгорье», где родители приняли активное участие в изготовлении макетов города, с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: кубками, вымпелами, медалями, памятными книгами и красочно иллюстрированными журналами предприятий города.

       Также  в нашей группе был создан, (не без помощи всё тех же родителей), мини-музей «Крепче гор могут быть только люди», в который собиралась информация  о первооткрывателях нашего молодого города, первых руководителях, строителях, известных исторических личностях, побывавших в нашем любимом городке.

       Экскурсии, проводимые в наших мини-музеях, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.

     Мы согласны с Я.А.Коменским, который одним из самых больших мест в нравственном воспитании детей отводит семье, роли матери и отца.(6, стр 58)

      Поэтому  неотъемлемой частью в нашей  работе  отводим сотрудничеству с родителями. Считаем одной из важных задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное, на что обращаем внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.      

      Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.  Как говорилось выше, родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны…», «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «Юмор с нами»,

«Во саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т.д., выставки: «Осенний калейдоскоп»,  «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается»,

 «Умелые руки не знают скуки», конкурсы семейных рисунков, также родители принимают участие в озеленении и оформлении  участков детского сада.

        Культура народной духовной памяти развивается в ребенке при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое находится в памяти бабушек и дедушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения.(7,стр 44).

 Для достижения этой цели проводим встречи «Бабушкины посиделки», где бабушки воспитанников рассказывают о своем рукоделии, делятся своим опытом в приготовлении национальных блюд, что бывает очень интересным для внуков. «За чашкой чая», где и бабушки, и дедушки рассказывают старинные сказки, веселые истории из своей жизни, играют на национальных инструментах, поют вместе с внуками песни. Таким образом, стараемся прививать своим воспитанникам уважение, любовь, заботу к пожилому поколению.

           Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми: в пожарную охрану, в школу, к памятникам и достопримечательным местам родного города, на городской стадион, целевые экскурсии-прогулки в природу. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщается её  цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.

         Исследования ученых, выполненных в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. (1, стр45) .  

        Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.    

       Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание. (3, стр22).

В дальнейшем мы будем продолжать  работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.

Список литературы:

  1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». М. ЦГЛ, 2005 г.
  2. Выготский Л. С «Овладение собственным поведением» Т 3.1983г.
  3. Государственная программа «патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г г.
  4. Дерябина Л.Б. «Моя Родина Россия» серия «Малышам о Родине» СПб. Издательский дом «Литера» 2007 г.
  5. Земскова-Незванова Л. М. «Люби и знай свой край родной». Занятия по краеведению с малышами. М. Чистые пруды, 2006 г.
  6. Коменский Я.А «Материнская школа».
  7. Коменский Я. А  Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. - В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.
  8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет». Методическое пособие. –М.: Сфера, 2007 г.
  9. Маханева М. Д . «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г г, 2 изд-е.
  10. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Издание четвертое, 1973г.
  11. Татарникова Л. Ю. «Я и моя семья» серия «Малышам о Родине» СПб. Издательский дом «Литера» 2007 г.
  12.  «Этнокультурный компонент в содержании школьных дисциплин: опыт образовательных учреждений республики Башкортостан» Издательство БИРО. Уфа 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - одна из форм духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение в настоящее время играет большую роль для формирования у дошкольников духовно -нравстенных качеств, любви к Родине, к "малой" родине, приобщению дошкольникам к истокам народной культуры. Д...

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

доклад на тему : «Проектная деятельность, как одна из форм военно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

В последнее время в нашей стране  произошло много сложных и противоречивых событий, одно из них, это фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. В связи с этим м...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...