Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
статья (младшая группа) по теме

Самсонова Татьяна Вениаминовна

Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самсонова Татьяна Вениаминовна

Воспитатель ДОУ №126 Невского района, г. Санкт-Петербург

Первая категория

ttaborskaya@gmail.com

Игра как средство адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению

 «Дети – цветы жизни, им необходимы

условия и уход для полноценного роста

и развития. Если мы хотим, чтобы

растение стало сильным и красивым

деревом, мы окружаем его заботой и

растим в самом лучшем саду.

То же самое необходимо и детям!».

Ф. Фребель

Поступление в дошкольное учреждение – сложный период и для ребенка, и для его родителей. В статье вниманию представлены важные советы и рекомендации о том, как помочь малышу привыкнуть к условиям детского сада. Акцент был сделан на игровую составляющую, которая является одним из самых эффективных способов адаптации детей.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, адаптация, положительная установка, беседа, игра, представления ребенка, желаемые образы поведения, режим.

Родители, которые однажды приняли решение отдать своего ребенка в детский сад, понимают, как необходим этот период жизни их чаду. Ведь именно здесь малыш научится общаться с другими детьми, начнет перенимать чужой опыт, приобретать свои навыки и умения. Все это станет первой ступенью его общественной жизни.

Вместе с тем, не стоит забывать, что поступление в дошкольное образовательное учреждение – это неизбежный стресс для любого малыша. Здесь меняется его режим дня, характер питания, окружающая среда. В детском саду малышу приходится адаптироваться к новым условиям жизни: отсутствию родных и близких, необходимости взаимодействовать со сверстниками, слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, мириться с резким уменьшением количества внимания к его персоне. Для того, чтобы ребенок привык к новой жизни, ему понадобится время, а также помощь воспитателей и родителей.  

«Как  помочь моему ребенку адаптироваться к условиям дошкольного учреждения максимально быстро и безболезненно? Сможет ли он вообще адаптироваться?» – такие вопросы нередко задают обеспокоенные родители. Здесь следует отметить, что те особенности поведения, которые так волнуют мам и пап, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. Поэтому следуя некоторым советам и рекомендациям, вы без труда превратите поход малыша в детский садик в настоящий праздник.

Прежде всего, постарайтесь сформировать у малыша положительную установку на дошкольное образовательное учреждение, позитивное отношение к нему. Начните заблаговременно разговаривать с ребенком о детском садике. Расскажите ему об интересных занятиях, веселых праздниках, упомяните о новых игрушках, которых у него, вероятно, еще не было. Скажите малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите  его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к своим новым друзьям. Поиграйте с ним в игру, когда две его игрушки знакомятся друг с другом.

Ежедневно выделяйте время для беседы о том, что такое детский сад – в форме игры, демонстрации картинок или чтения стихов. Объясните заранее малышу, зачем мама хочет отвести его в садик (там интересно, там другие детки играют и гуляют, а маме нужно заняться делами). Обязательно поговорите с ребенком о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите свое чадо, как нужно обращаться к воспитателю, как рассказать ему о своих потребностях. Предупреждайте малыша, что деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Заранее спланируйте прогулки на территории выбранного учреждения. Обратите внимание малыша на красоту территории детского сада. Расскажите, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им, ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад.  

Поиграйте  с ребенком в «Детский сад понарошку». Создайте в комнате уголок воображаемого детского сада. Если в семье есть старшие дети, то так вы уже создадите для ребенка свой мини-садик. Проиграйте все времена суток.

Утро – пора идти в детский сад. Рассаживаем игрушки, здороваемся с ними, понарошку кормим их завтраком. Пройдите все гигиенические процедуры (умывание, вытирание, высаживание на горшок). Затем поиграйте, увлеките малыша продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой), не забывая рассадить и игрушки. Обязательно погуляйте с малышом (игрушку тоже возьмите на прогулку). Время обеда: пообедайте, также проведите все гигиенические процедуры и скажите малышу и игрушкам, что пора всем отдыхать. Скажите малышу, что рядом спят его новые друзья. Проснувшись, покормите ребенка полдником, спойте вместе с игрушками песенку. И обязательно разыграйте тот момент, когда мама приходит в детский сад за малышом (в данный момент за игрушкой): «Вот видишь, как быстро я пришла, ты даже не успел соскучиться. Ты придешь завтра в детский сад?  В детском саду очень интересно!».

Эта игра формирует  не только представление ребенка о детском саде, но и показывает желаемые образы поведения: без слез отпускать маму, дружить с другими детьми, учит терпеливо ждать, когда за ним придут.

Конечно же, игра полностью не избавит ребенка от трудностей, но играя,  родители, незаметно для малыша, могут помочь уменьшить чувство страха, отрицательные эмоции, упрямство, агрессивность.

Итак, настал день, когда вы впервые привели своего ребенка в детский сад. Не оставляйте его одного сразу. Лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А расставаясь, не забудьте сказать малышу, что непременно вернетесь за ним. Уходя – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Заранее подготовьте малыша к определенным действиям при прощании и встрече. Попытайтесь всегда придерживаться их в будущем. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу и он долго не будет вас отпускать.

Если у ребенка есть любимая игрушка, позвольте ему взять ее с собой. Попробуйте уговорить его оставить игрушку переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если малыш на это не согласится, не настаивайте. Пускай носит игрушку с собой ежедневно. Вечером расспросите, что игрушка  делала в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях. Ведь как показывает практика, основными причинами тяжелой адаптации детей к условиям ДОУ являются: отсутствие в семье режима, неумение ребенка занять себя игрушкой, отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми, отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков.

Какие типичные ошибки допускают родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение. В первую очередь, это неготовность к негативной реакции ребенка на детский сад. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в садик. Здесь важно помнить, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. Далее, родители должны помнить, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца, поэтому на это время лучше не планировать важных дел и не планировать выход на работу, чтобы избежать состояния нервозности, обеспокоенности. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Еще одна типичная ошибка родителей пониженное внимание к ребенку. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы перестают уделять малышу намного меньше внимания. Это неправильно. Наоборот, рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что ему нечего бояться, потому что она все так же рядом.

В первые месяцы посещения детского сада, приходя домой, постарайтесь как можно больше играть со своим ребенком в подвижные эмоциональные игры. Дело в том, что в саду ребенок пока чувствует себя скованно, напряженно. Дома обязательно постарайтесь разрядить обстановку. Создавайте ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого можно почитать вместе с ним книжку, пригласить в гости зайчика, лисичку или клоуна, поиграть в такие игры, как:

Игра «Найди самый красивый листок» 

Ребенок вместе со своими родными на прогулке по осеннему парку выбирает      понравившиеся листья разных деревьев.

Совместная творческая работа «Осенний ковер»

Взять гуашевые краски красного, желтого, оранжевого цветов, а также заранее приготовленные сухие листья деревьев. Обмакивать листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе бумаги. Дать подсохнуть, затем приклеить к получившимся листьям черенки от настоящих листьев.

Массаж «Солим капусту»

Положить ребенка перед собой на живот, руки вытянуты вдоль тела.

Мы капусту рубим, рубим,              (легкое постукивание по спине ребенка)

Мы капусту трем, трем,                  (имитируем натирание капусты)

Мы капусту солим, солим,              (пощипывающие движения по спине ребенка)

Мы капусту жмем, жмем                 (надавливающие движения)

Уф, устали.                                      (поглаживание)

Игра – забава «Веселый мяч»

Предложить ребенку ловить и бросать взрослому разноцветный мяч, называть свое имя, имена родителей, бабушек, дедушек.

Следует отметить также, что в выходные родителям необходимо обязательно придерживаться  того режима дня, который установлен в детском саду. Так ребенок гораздо быстрее привыкнет к новым условиям жизни. Основными показателями того, что ваш ребенок адаптировался к дошкольному учреждению являются хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение, а также свободное общение с другими детьми. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Ссылки на источники:

Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. – 2012. – ООО «Издательство «Детство- пресс».

Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми в адаптационный период. – 2014. – Издательство «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: О.С. Эльмесова первая квалификационная...