ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»
проект (старшая группа) на тему

Абдалова Валентина Алексеевна

Введение

 

Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого является историко-краеведческое (Концепция патриотического воспитания граждан Самарской области, 2007 г.).

В нашем детском саду при прохождении лексической темы «Город» дети старшего дошкольного возраста проявили интерес к истории родного города, интересовались, почему наш город имеет старое и новое название, почему Тольятти - трижды рожденный. Поэтому возникла необходимость расширить знания детей по теме; способствовать развитию познавательного интереса, любознательности по отношению к родному городу, его прошлому и настоящему; воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину, формировать бережное к ней отношение.

В виду этого необходима модель образовательного процесса, в которой определено содержание образовательной работы в режимных моментах, содержание самостоятельной деятельности детей, формы работы с родителями.

Актуальность темы итоговой работы «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС по теме «Тольятти трижды рожденный» определена следующими противоречиями:

- между необходимостью реализации положений Концепции патриотического воспитания граждан Самарской области в работе с дошкольниками и отсутствием методического обеспечения данного направления образовательной работы в примерных ООП ДО;

- между имеющимся у детей интересом к истории родного города и отсутствием дидактических материалов по данной теме в предметно-развивающей среде группы детского сада;

 

 

- между признанным значением семьи в развитии у детей эмоциональной привязанности к родному городу и недостаточным уровнем компетенции родителей в вопросах приобщения детей к истории родного города.

Профессиональная проблема: какова модель образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории родного города?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

1. Определить содержание представлений по теме «Тольятти - трижды рожденный», доступных для освоения детьми старшего возраста.

2. Разработать  модель   и   механизм   формирования  у  детей  старшего дошкольного  возраста  представлений  о  родном   городе,  обозначив методы,   средства,   приемы   и   формы   работы   по   формированию первоначальных представлений об истории города.

3. Осуществить интеграцию задач области «Познания» по ознакомлению с   историей   родного   города   с   задачами   других   образовательных областей.

4. Разработать формы и методы работы с родителями и детьми по данной теме.

5.  Определить   содержание   совместной   деятельности   воспитателя   с детьми в режимных моментах.

6. Обогатить предметно-развивающую среду группы играми, игрушками, дидактическим    материалом,    издательской    продукцией    по    теме «Тольятти - трижды рожденный».

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                   

Механизм преобразования образовательного процесса                          

Условия,    обеспечивающие   достижение   новых   образовательных  результатов


 

 

 

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в условиях

реализации ФГОС на примере темы «Тольятти - трижды рожденный»

 

Компоненты моделей

 

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС

 

Совместная деятельность педагога и детей

 

Самостоятельная деятельность детей

 

Взаимодействие с родителями

 

нод

 

Режимные моменты

 

 

Целевой компонент

 

1.Развивать у старших дошкольников интерес к истории города Тольятти.

2.Активизировать желания старших дошкольников познавать события прошлого и настоящего нашего

города.

3.Формировать у старших дошкольников эмоционально-положительное отношение к истории

родного города.

4.  Развивать у старших дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим города.

5.  Формировать умение реализовывать представления и знания о городе в действиях и деятельности.

 

Содержательный

и

технологический компоненты

 

НОД1

Тема: «Тольятти - трижды рожденный» Форма:

 

Утро Темы

1. Беседа «Я -тольяттинец» (К,П) 2.Рассматривание

 

Актуальная среда и способы взаимодействия с материалами и атрибутами

 

Темы, формы и способы взаимодействия

-участие в подборе литературы и фотоматериалов, наборы

 

 

путешествие-рассуждение по детализированной карте города с использованием плоскостного моделирования сооружений и их частей

(познавательно-коммуникативная деятельность) Интеграция: «77», «К», «С»

Ход

1.Логическое задание -рассуждение «Почему Тольятти

 

иллюстраций и фотографий Ставрополя-на-Волге (П,К,С)

3. Чтение сборника «Ставроша» (ЧХЛ,К,П)

4. Д/игра «Собери герб» (П,К,С)

Прогулка

Темы

1. Наблюдение «Дома на нашей улице» (П,К )

2.  С/р игра «Строим крепость из песка» (С,К,П)

З.П/игра «Кто быстрее в дом?» (ФК,3) 4.Игра-эксперимент «Выбери материал для строительства надежного

- рассматривание фотоальбома «Тольятти трижды рожденный»   на различные темы о жизни города («Я люблю свой город Тольятти», «Праздник города», «Отдыхаем всей семьей»,

«Достопримечательности Тольятти», «Любимые места в городе», «Машины нашего города»);

- описательные рассказы по сюжетным картинкам по данной теме;

- рисование на темы: («Мой двор», «Каким

 

открыток, сувенирной продукции по теме «Тольятти — трижды рожденный»

- Совместный выпуск газеты «Любимый город мой»

- Совместный выпуск стенда «Вехи истории»

- консультация «Люби и знай свой отчий край» -создание мини-библиотеки по теме «Путешествие в прошлое Тольятти»

-участие в создании слайдов «История жизни города» -изготовление фото-

 

 

 

 

трижды

рожденный?»

2.Путешествие в

Ставрополь -

Тольятти.

-Первое рождение

города:

*Д/игра «Подбери и

объясни»

-Второе рождение:

моделирование «Перенесем город»

- Третье рождение города:

* Рассуждение «Почему мы тольяттинцы?» З.Итог: Составление

дома» (песок, глина,

дерево, камень) (П,К)

Вечер

Темы

1. Конструирование из

строительного материала

«Строим крепость» (П,

С,К)

2.Продуктивная деятельность «Мой родной город» (рисование) (Х,Т,П) 3. Викторина с использованием интерактивной доски «Наш город во все времена» (П, К) 4.Д/игры «Узнай по описанию» (К,П),

 

| будет мой Тольятти через 100 лет», «Тольятти моими глазами», «Каким бы я хотел видеть наш город»);

- роль экскурсовода в выставке-презентаци и гербов Тольятти (герб Ставрополя-на-Волге, герб Тольятти (СССР), герб Тольятти (Россия: праздничный, повседневный) - Д/игра на интерактивной доске «Реши примеры и узнай название судна, ходившего по Волге»

 

альбомов «Путешествие

по старинному городу»

-познавательная

викторина «Что мы знаем

об истории родного

города»

-«Что, где, когда»:

«Юные краеведы»

-составление

кроссвордов

- изготовление книг-самоделок

- КВН «Знатоки истории города»

-литературная гостиная «Дом, в котором я живу, частичка моей Родины»

 

 

 

алгоритма -рассуждения «Что сначала, что потом?».

 

«Какой? Какая? Какое?»

(К,П)

5. Рассматривай не

репродукции картины

Н.Зубкова

«Праздничный день

Тольятти».

6.Чтение сборника

стихов «Есть на Волге

город» (ЧХЛ, К, П)

 

 

 

Результативный компонент

 

 

Любознательный, активный: интересуется историей и жизнью родного города, задает об этом вопросы, стремится больше узнать и рассказать о прошлом и настоящем своего города, быть активным участником в социально значимых событиях.

Эмоционально отзывчивый: переживает эмоции, связанные с историческими событиями города, стремится выразить позитивное отношение к героям-землякам, знаменитым и пожилым жителям города.

Способный управлять своим поведением, соблюдать правила поведения в памятных местах города. Способный решать интеллектуальные и логические задачи, адекватные возрасту: владеет способами определения причинно-следственных связей между событиями в городе; способен предложить собственный замысел и реализацию представлений о прошлом и настоящем своего города в действиях и деятельности.

 

 


 

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

1. Кадровые условия:

- воспитатели старших групп,

- музыкальный руководитель, -преподаватель по изобразительной деятельности

 

2.  Научно-методические условия

1.   Детство.   Примерная   основная   общеобразовательная   программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова [и др.]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

2.   Развитие      +:      Примерная      общеобразовательная      программа дошкольного образования / Под ред. А.И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ» им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012.

 

3.  Материально-технические условия

- компьютер, проектор, экран, интерактивная доска,

- детализированная   карта   города   с   использованием   плоскостного  моделирования сооружений и их частей,

- иллюстрации, открытки с изображением города,

- репродукция картины тольяттинского художника,

- художественная литература,

- настольные и дидактические игры,

- материалы для художественного творчества,

-  конструктивный и строительный материал,

 

4. Нормативно-правовые условия

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

- ФГТ к структуре ООП ДО (2009)

- ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011) -СанПиН(2010)

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»

- Концепция патриотического воспитания граждан Самарской области (2009)

- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г №1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Информационные условия

1. Волжская земля - родина моя : методическое пособие по краеведению для дошкольников 4 -• 7 лет / О.Ю. Загайнова, О.В. Каспарова, Т.С. Федорова, Т.М. Филатова, Р.Е. Шнайдер. - Тольятти, 2007. - 404 с.

2. Город Тольятти/ сост. К.М. Гордеева. -- Куйбышев: К.Н. изд- во, 1987. -208с.

3. Люби и знай свой отчий край / О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина, Т.И. Киреева; под ред. О.В. Дыбиной. -- Тольятти : Изд -во ТФ Сам. ГПУ, 2001.-157 с.

4. Мы    живем    в   России.    Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 112 с.

5. МОЕ   ОТЕЧЕСТВО  РОССИЯ!    Комплексная   система   воспитания патриотизма   и   гражданственности   у   детей   дошкольного   и   младшего школьного возраста / Богачева И.В. [и др.]. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232 с.

6. Нравственно-патриотическое   воспитание   старших   дошкольников   по средством    приобщения    к    культурным    ценностям    родного    города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е.И. Русиной. - Тольятти, 2008. - 26 с.

7. Рассказы по истории родного края. Ставрополь - на - Волге // Библиотечка детской газеты Ставроша. - Выпуск 1. - 2008.

8.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ СФЕРА, 2004. - 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)

 

6. Организационные условия

Модель    «Совместная    деятельность    педагога    и    детей    (режимные

моменты)»

-подготовить     детализированную     карту     города     с     использованием

плоскостного моделирования сооружений и их частей, -подготовить задания для викторины,

-подобрать     фотографии,     открытки,     иллюстрации     с     изображением

Ставрополя-на Волге, репродукцию картины, подобрать документальную и художественную литературу об истории

города,

-изготовить д/игры,

-приготовить атрибуты для подвижных игр, -подобрать природный материал для игры-эксперимента, -подготовить художественный материал

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

-подобрать     фотографии,     открытки,     иллюстрации     с     изображением исторических и современных мест города,

-изготовить д/игры, -подобрать сюжетные картинки,

-подготовить художественный материал,

-изготовить карточку-алгоритм для выставки-презентации

-подготовить атрибуты для с/р игры «Строители»

Модель «Взаимодействие с родителями»

-предложить подобрать фотографии, открытки, иллюстрации с изображением

исторических и современных мест города,

-привлечь родителей к подбору материала (информации) для газеты,

-провести консультацию для родителей «Люби и знай свой край»,

-привлечь родителей к подбору литературы для создания мини-библиотеки

«Путешествие в прошлое Тольятти»

-предложить изготовить слайды по теме «История жизни города»,

-предложить провести викторину, КВН «Что мы знаем об истории родного

города»,

-активизировать родителей к составлению вопросов, ребусов, кроссвордов к

игре «Что, где, когда» по теме «Юные краеведы»,

-предложить принять участие в конкурсе книжек-самоделок,

-предложить организовать литературную гостиную по теме «Дом, в котором

я живу,,,»

 

Перспективы решения проблемы

Расширить и разнообразить работу с детьми и родителями по изучению истории родного города:

-экскурсия в краеведческий музей;

- экскурсия выходного дня с родителями к историческим памятным местам города: памятник Татищеву, парк Победы, площадь Свободы и др.;

-совместная выездная поездка на ГЭС,

-изготовление макета крепости Ставрополя-на-Волге;

-изготовление видеофильма «Как мы знакомились с историей города Тольятти»;

-музыкально-литературное развлечение «Ставропольская ярмарка».

- обмен опытом по заданной теме с другими дошкольными организациями.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Подготовила: Абдалова Валентина Алексеевна

старший воспитатель

МБУ лицея №67

Введение

Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого является историко-краеведческое (Концепция патриотического воспитания граждан Самарской области, 2007 г.).

В нашем детском саду при прохождении лексической темы «Город» дети старшего дошкольного возраста проявили интерес к истории родного города, интересовались, почему наш город имеет старое и новое название, почему Тольятти - трижды рожденный. Поэтому возникла необходимость расширить знания детей по теме; способствовать развитию познавательного интереса, любознательности по отношению к родному городу, его прошлому и настоящему; воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину, формировать бережное к ней отношение.

В виду этого необходима модель образовательного процесса, в которой определено содержание образовательной работы в режимных моментах, содержание самостоятельной деятельности детей, формы работы с родителями.

Актуальность темы итоговой работы «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС по теме «Тольятти трижды рожденный» определена следующими противоречиями:

- между необходимостью реализации положений Концепции патриотического воспитания граждан Самарской области в работе с дошкольниками и отсутствием методического обеспечения данного направления образовательной работы в примерных ООП ДО;

- между имеющимся у детей интересом к истории родного города и отсутствием дидактических материалов по данной теме в предметно-развивающей среде группы детского сада;

- между признанным значением семьи в развитии у детей эмоциональной привязанности к родному городу и недостаточным уровнем компетенции родителей в вопросах приобщения детей к истории родного города.

Профессиональная проблема: какова модель образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории родного города?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

1. Определить содержание представлений по теме «Тольятти - трижды рожденный», доступных для освоения детьми старшего возраста.

2. Разработать  модель   и   механизм   формирования  у  детей  старшего дошкольного  возраста  представлений  о  родном   городе,  обозначив методы,   средства,   приемы   и   формы   работы   по   формированию первоначальных представлений об истории города.

3. Осуществить интеграцию задач области «Познания» по ознакомлению с   историей   родного   города   с   задачами   других   образовательных областей.

4. Разработать формы и методы работы с родителями и детьми по данной теме.

5.  Определить   содержание   совместной   деятельности   воспитателя   с детьми в режимных моментах.

6. Обогатить предметно-развивающую среду группы играми, игрушками, дидактическим    материалом,    издательской    продукцией    по    теме «Тольятти - трижды рожденный».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                   

Механизм преобразования образовательного процесса                           

Условия,    обеспечивающие   достижение   новых   образовательных  результатов


МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в условиях

реализации ФГОС на примере темы «Тольятти - трижды рожденный»

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

нод

Режимные моменты

Целевой компонент

1.Развивать у старших дошкольников интерес к истории города Тольятти.

2.Активизировать желания старших дошкольников познавать события прошлого и настоящего нашего

города.

3.Формировать у старших дошкольников эмоционально-положительное отношение к истории

родного города.

4.  Развивать у старших дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим города.

5.  Формировать умение реализовывать представления и знания о городе в действиях и деятельности.

Содержательный

и

технологический компоненты

НОД1

Тема: «Тольятти - трижды рожденный» Форма:

Утро Темы

1. Беседа «Я -тольяттинец» (К,П) 2.Рассматривание

Актуальная среда и способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Темы, формы и способы взаимодействия

-участие в подборе литературы и фотоматериалов, наборы

путешествие-рассуждение по детализированной карте города с использованием плоскостного моделирования сооружений и их частей

(познавательно-коммуникативная деятельность) Интеграция: «77», «К», «С»

Ход

1.Логическое задание -рассуждение «Почему Тольятти

иллюстраций и фотографий Ставрополя-на-Волге (П,К,С)

3. Чтение сборника «Ставроша» (ЧХЛ,К,П)

4. Д/игра «Собери герб» (П,К,С)

Прогулка

Темы

1. Наблюдение «Дома на нашей улице» (П,К )

2.  С/р игра «Строим крепость из песка» (С,К,П)

З.П/игра «Кто быстрее в дом?» (ФК,3) 4.Игра-эксперимент «Выбери материал для строительства надежного

- рассматривание фотоальбома «Тольятти трижды рожденный»   на различные темы о жизни города («Я люблю свой город Тольятти», «Праздник города», «Отдыхаем всей семьей»,

«Достопримечательности Тольятти», «Любимые места в городе», «Машины нашего города»);

- описательные рассказы по сюжетным картинкам по данной теме;

- рисование на темы: («Мой двор», «Каким

открыток, сувенирной продукции по теме «Тольятти — трижды рожденный»

- Совместный выпуск газеты «Любимый город мой»

- Совместный выпуск стенда «Вехи истории»

- консультация «Люби и знай свой отчий край» -создание мини-библиотеки по теме «Путешествие в прошлое Тольятти»

-участие в создании слайдов «История жизни города» -изготовление фото-

трижды

рожденный?»

2.Путешествие в

Ставрополь -

Тольятти.

-Первое рождение

города:

*Д/игра «Подбери и

объясни»

-Второе рождение:

моделирование «Перенесем город»

- Третье рождение города:

* Рассуждение «Почему мы тольяттинцы?» З.Итог: Составление

дома» (песок, глина,

дерево, камень) (П,К)

Вечер

Темы

1. Конструирование из

строительного материала

«Строим крепость» (П,

С,К)

2.Продуктивная деятельность «Мой родной город» (рисование) (Х,Т,П) 3. Викторина с использованием интерактивной доски «Наш город во все времена» (П, К) 4.Д/игры «Узнай по описанию» (К,П),

| будет мой Тольятти через 100 лет», «Тольятти моими глазами», «Каким бы я хотел видеть наш город»);

- роль экскурсовода в выставке-презентаци и гербов Тольятти (герб Ставрополя-на-Волге, герб Тольятти (СССР), герб Тольятти (Россия: праздничный, повседневный) - Д/игра на интерактивной доске «Реши примеры и узнай название судна, ходившего по Волге»

альбомов «Путешествие

по старинному городу»

-познавательная

викторина «Что мы знаем

об истории родного

города»

-«Что, где, когда»:

«Юные краеведы»

-составление

кроссвордов

- изготовление книг-самоделок

- КВН «Знатоки истории города»

-литературная гостиная «Дом, в котором я живу, частичка моей Родины»

алгоритма -рассуждения «Что сначала, что потом?».

«Какой? Какая? Какое?»

(К,П)

5. Рассматривай не

репродукции картины

Н.Зубкова

«Праздничный день

Тольятти».

6.Чтение сборника

стихов «Есть на Волге

город» (ЧХЛ, К, П)

Результативный компонент

Любознательный, активный: интересуется историей и жизнью родного города, задает об этом вопросы, стремится больше узнать и рассказать о прошлом и настоящем своего города, быть активным участником в социально значимых событиях.

Эмоционально отзывчивый: переживает эмоции, связанные с историческими событиями города, стремится выразить позитивное отношение к героям-землякам, знаменитым и пожилым жителям города.

Способный управлять своим поведением, соблюдать правила поведения в памятных местах города. Способный решать интеллектуальные и логические задачи, адекватные возрасту: владеет способами определения причинно-следственных связей между событиями в городе; способен предложить собственный замысел и реализацию представлений о прошлом и настоящем своего города в действиях и деятельности.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия:

- воспитатели старших групп,

- музыкальный руководитель, -преподаватель по изобразительной деятельности

2.  Научно-методические условия

1.   Детство.   Примерная   основная   общеобразовательная   программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова [и др.]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

2.   Развитие      +:      Примерная      общеобразовательная      программа дошкольного образования / Под ред. А.И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ» им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012.

3.  Материально-технические условия

- компьютер, проектор, экран, интерактивная доска,

- детализированная   карта   города   с   использованием   плоскостного  моделирования сооружений и их частей,

- иллюстрации, открытки с изображением города,

- репродукция картины тольяттинского художника,

- художественная литература,

- настольные и дидактические игры,

- материалы для художественного творчества,

-  конструктивный и строительный материал,

4. Нормативно-правовые условия

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

- ФГТ к структуре ООП ДО (2009)

- ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011) -СанПиН(2010)

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»

- Концепция патриотического воспитания граждан Самарской области (2009)

- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г №1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Информационные условия

1. Волжская земля - родина моя : методическое пособие по краеведению для дошкольников 4 -• 7 лет / О.Ю. Загайнова, О.В. Каспарова, Т.С. Федорова, Т.М. Филатова, Р.Е. Шнайдер. - Тольятти, 2007. - 404 с.

2. Город Тольятти/ сост. К.М. Гордеева. -- Куйбышев: К.Н. изд- во, 1987. -208с.

3. Люби и знай свой отчий край / О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина, Т.И. Киреева; под ред. О.В. Дыбиной. -- Тольятти : Изд -во ТФ Сам. ГПУ, 2001.-157 с.

4. Мы    живем    в   России.    Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 112 с.

5. МОЕ   ОТЕЧЕСТВО  РОССИЯ!    Комплексная   система   воспитания патриотизма   и   гражданственности   у   детей   дошкольного   и   младшего школьного возраста / Богачева И.В. [и др.]. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232 с.

6. Нравственно-патриотическое   воспитание   старших   дошкольников   по средством    приобщения    к    культурным    ценностям    родного    города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е.И. Русиной. - Тольятти, 2008. - 26 с.

7. Рассказы по истории родного края. Ставрополь - на - Волге // Библиотечка детской газеты Ставроша. - Выпуск 1. - 2008.

8.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ СФЕРА, 2004. - 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)

6. Организационные условия

Модель    «Совместная    деятельность    педагога    и    детей    (режимные

моменты)»

-подготовить     детализированную     карту     города     с     использованием

плоскостного моделирования сооружений и их частей, -подготовить задания для викторины,

-подобрать     фотографии,     открытки,     иллюстрации     с     изображением

Ставрополя-на Волге, репродукцию картины, подобрать документальную и художественную литературу об истории

города,

-изготовить д/игры,

-приготовить атрибуты для подвижных игр, -подобрать природный материал для игры-эксперимента, -подготовить художественный материал

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

-подобрать     фотографии,     открытки,     иллюстрации     с     изображением исторических и современных мест города,

-изготовить д/игры, -подобрать сюжетные картинки,

-подготовить художественный материал,

-изготовить карточку-алгоритм для выставки-презентации

-подготовить атрибуты для с/р игры «Строители»

Модель «Взаимодействие с родителями»

-предложить подобрать фотографии, открытки, иллюстрации с изображением

исторических и современных мест города,

-привлечь родителей к подбору материала (информации) для газеты,

-провести консультацию для родителей «Люби и знай свой край»,

-привлечь родителей к подбору литературы для создания мини-библиотеки

«Путешествие в прошлое Тольятти»

-предложить изготовить слайды по теме «История жизни города»,

-предложить провести викторину, КВН «Что мы знаем об истории родного

города»,

-активизировать родителей к составлению вопросов, ребусов, кроссвордов к

игре «Что, где, когда» по теме «Юные краеведы»,

-предложить принять участие в конкурсе книжек-самоделок,

-предложить организовать литературную гостиную по теме «Дом, в котором

я живу,,,»

Перспективы решения проблемы

Расширить и разнообразить работу с детьми и родителями по изучению истории родного города:

-экскурсия в краеведческий музей;

- экскурсия выходного дня с родителями к историческим памятным местам города: памятник Татищеву, парк Победы, площадь Свободы и др.;

-совместная выездная поездка на ГЭС,

-изготовление макета крепости Ставрополя-на-Волге;

-изготовление видеофильма «Как мы знакомились с историей города Тольятти»;

-музыкально-литературное развлечение «Ставропольская ярмарка».

- обмен опытом по заданной теме с другими дошкольными организациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношений посредством изучения семейных традиций»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, озере Байкал в игровой деятельности.

Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. На помощь пришли Дидактические игры по ознакомлению детей с озером Байкал.Цель: расширить знания дет...