Конспект занятий по экологии в подготовительной группе "Маленькие обитатели земли"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Григорова Нина Ивановна

Занятие знакомит детей с отличительными особенностями насекомых, обитающих в Воронежском крае. Учит детей наблюдению за ними, развивает воображение и прививает любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_obitateli_zemli.odt28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для подготовительной группы

Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

Задачи:

  • Обогащать знания детей о многообразии животного мира леса. Знать некоторых представителей этого мира (насекомых), их характерные особенности. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.
  • Воспитывать бережное отношение к меньшим братьям.

Оборудование: выставка «цветы и бабочки».

Предшествующая работа: Длительные наблюдения за развитием бабочки:

  1. Разнообразие бабочек по цвету, величине, сходство – через лупу рассмотреть есть ли ноги у насекомых и сколько.
  2. Наблюдения за бабочками – как они перелетают с цветка на цветок, садятся на цветы, складывают крылышки.
  3. Рассматривание яичек через увеличительные стекла. Поисковая задача: «Зачем так много яичек откладывает бабочка» (часть найдут и склюют птицы, часть – унесут к себе в муравейник муравьи, растащат жуки и мухи. А из тех, которые уцелеют выйдут на свет маленькие гусеницы-личинки. И все опять начнется с начала.).
  4. Рассматривание гусениц. Отметить, кто защищает растения от них (птицы).
  5. Заинтересовать детей можно так: спросить у детей, что ответит вам большой желтый махаон с черными пятнами: как он появился на свет? Что делал в детстве, когда был маленьким? (И если бы бабочка умела говорить, то ответила бы, что никогда не была маленьким мотыльком, а всегда большим махаоном, точно таким, как сейчас, потому что бабочки не растут. Большие всю жизнь были большими, а маленькие остаются маленькими.).

Бабочки не помнят своего детства. Ведь они вышли из куколки сразу взрослыми бабочками. Хотите увидеть все это?

Ход занятия

1 часть

Занятие можно начать с рассматривания выставки «цветы и бабочки». Сравнить их между собой, как они похожи (мы думали, что это цветок, а он вдруг вспорхнул и улетел; думали, что это бабочка, а оказалось, что это цветок… Только зеленая травинка качнулась, поклонилась вслед своему «живому цветку», будто с ним попрощались.).

Игра на воображение: «Для чего нужны бабочки»

2 часть

 Виды бабочек: дневные и ночные, их отличия. (Дневные бабочки летают днем, обычно ярко окрашены, складывают крылышки, будто тонкий листик сидит на ветке спит, отдыхает. Ночные и вечерние летают вечером и ночью, совсем не такие нарядные, обычно серенькие или рыжие, ведь их все равно ночью не видно. Ночные бабочки крылья не складывают или складывают их домиком.).

- Почему бабочки нужны и ночные, и дневные?

- Чьи они друзья?

3 часть

Бывают ли бабочки вредителями? (Оказывается бывают. Только не сами бабочки, а их гусеницы, которые поедают одни – плоды, другие – капусту, третьи – листья деревьев.). Но ведь все что-нибудь едят! Зайцы – морковку и осиновую кору, коровы – траву и сено, волки – зайцев, а гусеницы – капусту, плоды фруктовых деревьев, листья деревьев. Но иногда целые полчища гусениц нападают на сады, огороды, леса и все пожирают на своем пути. И кто же тогда на помощь приходит?

Экологическая сказка

В нашем Телермановском лесу жил был один дуб. И был у него друг – кукушка. Жили они дружно, не зная горя. Кукушка очень любила проводить время в гостях у дуба. С ним было очень интересно. Дуб был большого роста, могучим, самым давним жителем леса. Он за свои столетия многое узнал, повидал. Кукушка любила слушать его рассказы о тех временах, когда он был еще молодым.

Но однажды, в прекрасное солнечное утро, в Телермановский лес пришла большая беда. Никто из жителей леса не ждал этой страшной грозы, поэтому все мирно спали. Первым, кто почувствовал опасность, был дуб. Когда он проснулся, то увидел, что его ветки становятся голыми. Листья с веток исчезают один за другим. Дуб пригляделся и увидел, что они не просто исчезают, а их поедают мохнатые гусеницы.

Дуб стал звать на помощь соседку сороку, чтобы она помогла ему отбиться от врагов. Он очень боялся, если гусеницы поедят все листочки, то он может погибнуть. Вот прилетела сорока, она очень хотела помочь своему старому соседу, но все ее старания не помогали. Ей не под силу было справиться с мохнатыми гусеницами. И другие птицы старались помочь долгожителю леса, но у них тоже ничего не получалось. Тогда сорока полетела в соседний лес за другом дуба – кукушкой. А дуб тем временем с каждой минутой погибал.

Все лесные жители считали, что только кукушка может справиться с этими врагами, так как на ее горлышке есть ворсинки, которые помогают ей питаться мохнатыми гусеницами. «Так уж устроена она, кукушка» - говорили птицы. Но это было не так, просто кукушка очень любила полакомиться этими гусеницами и поэтому у нее такое строение горла.

А вот и долгожданная кукушка. Она очень быстро расправилась с мохнатыми гусеницами и спасла своего друга. С этих пор их дружба стала еще крепче.

Игра на воображение: «Что было бы, если бы совсем не было гусениц?»

Ребята, если бы не было гусениц, то и бабочек тоже не было бы. А разве бабочки едят капусту, груши, яблоки, листья дуба и смородины? Они пьют только цветочный нектар. Чем же они виноваты? И птицам жилось бы голодно. И цветам было бы скучно. Так значит не плохо, что гусеницы все же есть – это хорошо. Плохо, когда их становиться чересчур много.

4 часть.

Логическая задача

Когда Андрюше было 5 лет, ему на день рождения подарили сачок, чтобы он мог ловить бабочек. «Вот поймаю», - думал Андрюша, - «и будет у меня своя бабочка». Гонялся он за бабочкой целый день. Наконец-то ему удалось ее изловить, когда она села на лист подорожника от усталости, вздрагивая крылышками. Андрюша сунул руку под марлю и схватил ее за крыло. Крепко, чтобы не вырвалась. Но она так билась свободным крылом, что ему пришлось поскорее запихнуть ее в стеклянную банку и закрыть крышкой. Затем он отряхнул руки…

Скажите, почему Андрюша отряхнул руки? И почему бабочка поблекла, будто цветок, который долго стоял без воды? И что бы вы сказали Андрюше? (Рассказы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "В глубь моря-за тайной."

Систематизировать знания детей о морских животных, полученные в процессе работы по проекту «Письма животным»....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Наши младшие друзья»

Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные).Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений.Способствовать снятию психологическ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Планета Земля – наш общий дом"

Расширение знания детей о глобусе (модели Земли), способах изображения на нем географических объектов, материков и океанов. Знакомство детей с Северным и Южным полюсами....