Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"
статья на тему

Богатырева Ирина Евгеньевна

Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_patrioticheskogo_vospitaniya_v_mdou.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Богатырева Ирина Евгеньевна,

старший воспитатель филиал «Детский

 сад № 2 «Сказка» МБОУ « Средняя школа № 7» г. Няндома»

СИСИТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МДОУ № 2 «СКАЗКА» ГОРОДА НЯНДОМА

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательной работы.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?

Исходя из своего многолетнего опыта работы нашего педагогического коллектива  в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство  любви к родному городу, родной природе, к своей родине.

Патриотическое воспитание детей в детском саду мы   начинаем    с регионального компонента-это близко, это рядом, это понятно детям.

Понимая, что воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагогов личной убежденности и вдохновения.  В нашем детском саду разработана система планомерной работы по ознакомлению детей  с родным краем.

Система и последовательность работы с детьми представлена следующим образом:

Семья-детский сад - родная улица, район-природное окружение-родной город-родной край-страна.

Особые требования в системе работы предъявляются  к педагогу:

-Любовь к родному краю;

-Знание достопримечательностей и особенностей Родного края;

-Знание путей реализации национально-регионального компонента: - формирование экологической памяти, формирование культурно-нравственной, эстетической памяти, формирование исторической памяти.

Цель системы работы:

 Воспитание чувства патриотизма: любви к родному дому, к малой Родине, родному Северному краю и большой Родине России.

Задачи:

1. Формировать чувство патриотизма, пробуждать в детях любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.

3.Формировать положительную мотивационную установку по отношению к себе, сверстникам, взрослым людям.

4.Воспитываить у детей умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства, побуждать желание охранять ее от разрушений.

Система работы содержит актуальные познавательные темы, направленные на повышение социальной ориентации ребенка в современных условиях жизни.

1.Мой город. Моя Россия.

История, география родного края, города.  Национальные культурные традиции, ремесла. Композиторы, поэты, писатели, художники, прославляющие нашу Родину.

Краеведческие сведения о родном городе, о жизни и быте людей в прошлом и настоящем. Профессиональные особенности трудовой деятельности города.

2. Родная природа.

Природные и климатические условия. Растительный мир нашей области. Многообразие животного мира. Взаимодействие человека с природой. Охрана растительного мира Архангельской области.

3.Мое ближайшее окружение.

Основы семейного воспитания: понятие «семья», изучение истории семьи (родословной). Социальная значимость семьи, ее традиции, права и обязанности членов семьи. Развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного окружения.

На основе этого  разработано тематическое планирование занятий, перспективное планирование по кварталам и по месяцам в старшей и подготовительной группах.

Занятия проводятся один раз в неделю, но материал предлагаемый детям, можно использовать в различных видах деятельности:        игровой, познавательной, творческой, музыкальной, совместной.

Особенностью занятий по патриотическому воспитанию в детском саду  является то, что они строятся на краеведческом материале с учетом возрастных особенностей детей. Обязательным компонентом занятий является использование опыта ребенка, одаренного национальными особенностями, обусловленными культурой, природой Родного края, где он развивается.

Принципы построения   работы с детьми:

1. Принцип доступности предлагаемого материала;

2.Принцип систематичности и последовательности;

3.Принцип историзма ( сводится к двум  понятиям : прошлое(давным-давно)  и настоящее

(наши дни);

4.Принцип интеграции

6. Принцип гуманизации  (сотрудничество с ребенком, умение встать на позицию ребенка, учитывать точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству).

Сотрудничество ДОУ по патриотическому воспитанию с образовательными учреждениями города.

  • Районный комитет по образованию, физкультуре, спорту и молодежной политике
  • Дошкольные учреждения города
  • Музыкальная школа
  • МОУ ДОД «Дом детского и юношеского  творчества»
  • Районная библиотека
  • Краеведческий музей
  • МОУ «Няндомская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 3»

Содержание  деятельности:

  • Развитие музейной педагогики, дающей возможность находить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Существенную помощь в системе патриотического воспитания оказывают созданные в нашем детском саду  комната русского быта,  интерьер которой представляют прялки, люлька, сундук, вышивки,  старинная кухонная утварь - все это используется как наглядное пособие для занятий и мини-музей краеведения. Это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат

В мини-музее  краеведении  оформлены экспозиции: «Прикладное искусство Севера»( народная роспись Северной Двины, каргопольская игрушка, лоскутное шитье), «Северный традиционный костюм»,  «Северная народная кукла». «Изделия из бересты».

Экспонаты музея  доступны  детям. Чем больше органов чувств задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усваивается.

Оформлены  фотовыставки: «Природа родного края», «Современный  город Няндома»,«Чем славен наш Северный край», «Архангельск –столица Севера». «Герб, гимн  и флаг Архангельской области, герб города Няндома».

Сгруппирован материал по тематикам:  «Прошлое и настоящее нашего  района», «Из истории родного города», «История детского сада «Сказка», «В честь их названы улицы города», «Экскурсии к памятным местам», «В памяти останется навечно» ( материалы встреч с ветеранами войны).

Посредством этого решаются следующие  воспитательные задачи:

1.Воспитание эмоционально-отзывчивой эстетической личности

2.Создание условий для формирования первоначального  опыта приобщения к природе родного края, учить видеть ее красоту, привлекая средства народной культуры.

3.Развивать творческий потенциал нравственности  дошкольника, умение осознавать свои поступки, чувства, поведение

4.Совершенствование коммуникативной среды среди, сверстников, взрослых.

  • Организация работы с родителями под девизом: «Их знания  и любовь к Няндоме должны передаваться детям».

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Музейная педагогика помогает заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству родителей с целью развить  у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края.

Родители помогают пополнять материал для комнаты русского быта, мини-музея. Используя личные архивы, находят материал о героях Великой Отечественной войны. Собирают материалы из истории своей семьи,. Участвуют вместе с детьми  в районных конкурса «Погода в доме», «Мамочка-мамуля», « Мама, папа, я-  спортивная семья», «Северная лыжня».

Многие родители ведут семейные альбомы. Наглядность родственных связей помогает отобразить «Семейное генеалогическое древо». Индивидуальность  семьи отражают созданные семейные гербы. На выставках « Семейные увлечения», проводимых в саду раскрываются  семейное творчество, таланты,  любовь к путешествию и многое другое.

В детском саду проводятся традиционные семейные праздники  «Посиделки при лучине», « На завалинке собралась вся семья», «При матушке тепло, при солнышке светло», «Рыцарские турниры» и другое.

Родители принимают участие  в работе семейного клуба при детском саде «Северяночка», где знакомятся с обрядовыми праздниками, северным прикладным искусством, играми Архангельской области, известными людьми Северного края, родного города и многим другим.

Привлечение детей, родителей  к общегородским праздникам «Широкая Масленица»,  «День города», «День Победы», «День защитника отечества»», мероприятия календарных памятных дат. Дети непосредственно имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.

Взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, сопереживания, гордость, а у родителей интерес и желание участвовать с детьми в различных мероприятиях.

  •  Методическое сопровождение образовательного процесса

Разработаны развивающие игры по ознакомлению с родным городом. Подобраны поговорки и пословицы о доме, родном крае, семье. Разработаны праздники, литературные вечера, досуги, цикл занятий по ознакомлению с архитектурой родного края, природным окружением, экскурсии, целевые прогулки.

Имеется аудио-и видеоаппаратура для слушания музыкальных произведений, песен о родном крае, родном городе. Подобран песенный  северный фольклор, сборники поэтов и писателей г.Няндомы и района. Разработана диагностика уровня знаний детей по данной теме, ожидаемые результаты работы.

  • Создана развивающая среда в группах:

- Оформление групп в соответствии с северными росписями (Пермогорская, Мезенская);

- Название групп: «Горница»,  «Сударушка»,  «Светлица» и др.;

- Создание в группах  уголков  русского быта;

- Уголки патриотического воспитания.

На базе МДОУ проведены: семинар для заведующих Няндомского района по патриотическомк воспитанию - 2008 год. Семинар для старших воспитателей: «Организация работы по национально - региональному компоненту в ДОУ» - 2007 год.

Обобщена система работы МДОУ на Районных Ломоносовских педагогических чтениях  по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» - 2009 год

Участие в областном конкурсе « Маленький Россиянин» - 2009 год

Участие в региональном конкурсе «Наследие Поморья» - 2010 год.

Весь наш педагогический  коллектив и впредь будет воспитывать детей на высоком чувстве патриотизма, напитывать детский ум и сердце красотой настоящего человека, величием и ни с чем не сравнимой красотой тех мест, где он родился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

«Солдатам Великой Отечественной посвящается" Экскурсия в школьный историко-патриотический музей "Поиск" МБОУ СОШ №5 г.Урай ХМАО-Югра

Экскурсия  в  школьный историко-патриотический музей "Поиск"  МБОУ  СОШ  №5  г.Урай  ХМАО-Югра...

Программа по нравственно- патриотическому воспитанию ( региональный компонент ) «Мой край» для детей дошкольного возраста в Детском саду «Улей»-структурное подразделение МБОУ «Верх-Суетская СОШ»

В программе представлен материал для детей дошкольного возраста по формированию у детей дошкольного возраста представлений о малой родине, воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, селу ...

Программа саморазвития воспитателя дошкольной группы МБОУ Верховской ООШ воспитателя Ломтевой Т.А. по теме: " Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе ознакомления с малой родиной"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...