ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (развлечение.) «В гости к бабушке на зимнюю стоянку».
материал (подготовительная группа) на тему

Сарыглар Чимис Алдынооловна

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(развлечение.)

«В гости к бабушке на зимнюю стоянку».

(УНТТ -  Устному народному творчеству тувинцев).

(для подготовительной группы)

Основные задачи развлечения:

- Воспитывать у детей дружелюбие, интерес к тувинским национальным традициям к своей родословной и УНТТ.

- Способствовать пониманию народной мудрости.

- Обобщить знание детей о селе Кызыл – Мажалык, о правилах поведения в юрте, закрепить знание о юрте с помощью загадок, пословиц.

- Учить, грамматически правильно строить предложения, развивать речь, кругозор, память.

Оформление: На центральной стене горный пейзаж, силуэты животных. В середине зала – убранства юрты.

Ход

Воспитатель:

 - Ребята, сейчас какое время года?

Дети:

 - Зима.

- Какие вы знаете зимние праздники?

- Новый Год, Рождество, Шагаа.

- Правильно, а что такое Шагаа?

- Шагаа- это встреча Нового Года по лунному календарю.

- Как отмечают Шагаа?

- В это день ходят друг к другу в гости, даря подарки, играют в различные игры, готовят вкусные блюда.

- Я предлагаю сходить в гости к бабушке и поздравить ее с праздником Шагаа. По тувинскому обычаю в гости нельзя приходить с пустыми руками. Как вы думаете, что можно подарить к бабушке?

Дети:

 - Бабушке можно подарить цветы, конфеты, платок…

- Правильно. А еще можно подарить стихи, песню, сделать музыкальное поздравление. Так, как у нас наступает год Овцы, предлагаю подарить бабушке стихи про года Овцы.

- А вот и юрта бабушки. Но прежде чем войти в юрту, давайте вспомним, как надо вести себя.

Дети:

 - В юрте нельзя баловаться, когда пришли в гости. Нельзя кричать, а то души умерших рассердятся.

Нельзя свистеть – соберутся злые духи.

Нельзя скрипеть зубами – мама и бабушка рассердятся.

Нельзя плевать в огонь – это священно.

Нельзя громко икать – удача уйдет.

Нельзя показывать язык – мама плакать будет.

Нельзя смотреть, скосив глаза – глаза это зеркало души.

Воспитатель:

 -  А как надо заходить в юрту?

Дети:

- Перед входом в юрту надо стряхнуть с себя пыль, снег. Нельзя стучать, надо покашлять, как бы предупреждая о своем приходе.

- Молодцы, ребята. А теперь хочу рассказать, как правильно сидеть в юрте. Гости должны сидеть в юрте. Гости должны сидеть с левой стороны очага. Мальчики сидят, скрестив ноги. Эта поза называется «баскактанып олурар». Девочки сидят – одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыта платьем – «согедектей олурары».   Нельзя сидеть ноги ножницами, ноги врозь, руки не должны упираться о землю, а то тувинцы говорят, что землю держишь на плечах (все позы показываются на ребенке).

Воспитатель:

- А теперь давайте предупредим бабушку о нашем приходе. ( Все громко кашляют, отряхивают одежду. Бабушка выходит из юрты).

Дети:

- Амыр- ла!

Бабушка:

- Амыр! Ко мне гости пожаловали. Приходите, пожалуйста, в юрту.

( Дети и воспитатель проходят в юрту, бабушка разливает чай).

Диалог между воспитателем и бабушкой:

- Все ли у вас благополучно?

- Спасибо, благополучно.

- В сохранности ли ваш скот?

- Все в порядке

-Как ваше здоровье?

- Хорошо, пока не жалуюсь.

- Как ваши дети?

- Моя дочь уже вырос. Внуки приезжают на каникулы.

- А вы откуда, где вы живете дети?

Дети:

 - Мы живем в селе Кызыл- Мажалык.

- О- о! Я слышала о селе Кызыл- Мажалык.

- А где он находится?

Дети:

 - Село находится, у горы Мажалык, и еще у нас есть река «Хемчик».

Бабушка:

- А что у вас в селе есть интересного?

- Мы из детского сада «Аленушка», около нашего садика есть стадион «Хемчик», и еще есть Парк культуры по имени Х. Н. Чургуй – оола, школы  2-х этажные. Памятник танкиста Х.Н.Чургуй-оола, большой Дворец Культуры, Управление Пенсионного фонда, 3- этажный Дом Правительства, магазинов у нас, детские сады, «Хурээ», «Субурган», почта, Банк, - там наши родители получают деньги. Пекарня «Чаян» - там пекут хлеб, булочки, пряники, торты.

Бабушка:

 - Как это интересно! Говорят, больше увидишь и услышишь, умнее станешь. Мальчик, кажется, я тебя знаю, кто твои родители, откуда они родом?

Сайын:

- Меня зовут Сайын… ( ребенок рассказывает о своей родословной)
Аймира:

- Меня зовут Аймира… ( ребенок рассказывает о своей родословной)

Бабушка:

- Я, видимо, обозналась. Но все равно было приятно познакомиться.

Воспитатель:

 - Бабушка, дети знают стихи о нашем селе.

Янсурен

Тыва чуден эгелээнил?
Тынным болган Торээн чурттан,
Улуг-Хемден Барыын-Хемчик
Урук туткан чылгычыдан 

Хаяна

Хоор-сарыг тараалардан
Кобальтыдан, асбестен
Оттуг,шоваа карактарлыг
Оолдардан, уруглардан              

Аэлита

Осте-баарда тутчуп калган
Оскен чери чуреке чоок,
Ындыг кожуун менээ болза,
Ынак чуртум- Барыын-Хемчик  

Алина:                 

 

 Ак- Довурак хоорай- биле                              

 Хемчик хемнин унун каастаан,

Ажыл- ижи денге хогжээн,                                 

Хевир кирип чайыналган.

Воспитатель:

- Мы также хотим спеть песню о Кызыл – Мажалыке. (Песня «Кызыл- Мажалык»).

Дети исполняют песню « Барыын-Хемчик мээн чуртум»

Созу Салим Сурун-оолдуу  Аялгазы Кара-Кат Ооржактыы.

1. Торуп каган авазы дег
   Торээн черим кайыын уттур.
   Ынакшылым кызыгаар чок
Ындыг кожуун Барыын-Хемчик.

Припев:
Барыксанчыг, чуртаксанчыг-
Барыын-Хемчик мээн чуртум.

2. Эдерге хек, базарга шык
   Эмин эртир чараш сен деп,
   Барган кижи мактап ханмас-
   Барыын-Хемчик мээн чуртум.

Припев:
Барыксанчыг, чуртаксанчыг-
Барыын-Хемчик мээн чуртум.

 

Тувинский танец «Куштар самы» (девочки)

Бабушка:  

- Молодцы, ребята. А вы знаете, какой год наступает по лунному календарю?

Дети:

- Год Овцы.

Воспитатель:

 - В год Овцы, бабушка, желаем Вам счастья, здоровья и благополучия. Примите от нас подарок – стихотворение.

Синди прочтет:  «Год Овцы» (на родном языке)

                     Чаа унген Хой чылдын найырында
                     Чыглып келген эштеримге йорээл доктаап,
                     Элбекшили ковей болуп бодаразын,
                     Эмизинге багай чуве арлы берзин!
                     Курай-курай!  

Бабушка:

- Курай-курай!  

- Спасибо, дочка. Очень интересный стишок.

Воспитатель:

 - Бабушка, тебе одной здесь скучно наверное

- О-о нет! Некогда скучать, работ полно.

Дети:

 - Бабушка, мы хотим вас развеселить.

- Давайте поиграем с нами в игру «Хромая Старушка»

- Ну раз вы просите, давайте играем.

Игра «Аскак- Кадай»

- Ой, как весело! Какие веселые ребята, ни одного не смогла поймать, ох какие ловкие.

Воспитатель:

- Бабушка, отдыхайте, садитесь.

- Как раз мы канун праздника «Шагаа». Дети очень рады. Мы очень многое знаем и умеем, задавайте нам вопросы о Шагаа, о Юрте и т.д.

- Очень интересно, я сейчас вас проверю. Кто знает стихотворение о юрте?

Ачыты:

                    Стихотворение «Юрта». (Перевод с якутского В.Берестова.)

                             Юрта, юрта круглый дом

                             Побывайте в доме том!

                             Гости явятся едва –

                             В печку прыгают дрова.

                             Печка жарко топится,

                             Угостить торопиться.

                            Ладушки, ладушки

                            Круглые оладушки!

- Молодец! Какой формы юрта?

- Круглой.

- Юрта начинается с эжик – дверь.

- Верно, юрта круглой формы и у юрты нет углов, поэтому детей в юрте не ставили в угол. И в старину детей не наказывали, потому что дети были послушными, они трудились, с детства и им некогда было баловаться. Дальше в юрте идет хана – стена.

- На что похожи отверстие в стене?

- На прихватки- туткууш.

- Послушайте пословицу :

 «Ог ишти шупту туткууш».

- А это ынаа – потолок.

Пословица:

«Узун- оол ужунда,

ужунда бажында сыртыктыг».

Ынаа опирается в хараача.

- Кто мне скажет, с чего начинается юрта?

- Эжик, хана, ынаа, хараача.

- Какой формы юрта?

- На что похоже отверстие хана – стены? (ответы детей).

Физминутка.

Пословица:

«Арбай- Тараа соктап чиир»,

«Аажок кежээ, эрес мен»,

 «Бала- согааш эдим бо»,

«Бирээ, ийи, уш»

- Ой! Какие умные, молодцы!

-  А теперь кто самый смышленый.

- Какие пословицы и поговорки знаете?

Аман:

            Аът болуру кулундан,

            Кижи болуру чажындан.

                                             Конь вырастает из жеребенка

                                             Человеком становятся с детства.

Аина:

                        Среди облаков глаза солнца светлый,

                         Среди людей взгляд матери теплый.

Тарина:

                        Человек любит своих детей,

                          А собака свой двор.

Диана:

                       Наказ отца запоминай,

                       Слова матери- уважай.

Айлуна:

                        Старого уважай,

                         Малого воспитай.

Воспитатель:

 - Отгадайте загадки:  

1.Уне калбан, кире калбан (эжик- дверь).

2.Ог ишти шупту туткууш – внутри юрты все прихватки (хана- стена).

Дети:

 - Бабушка, мы еще умеем частушки петь…

Мальчики отдельно поют, девочки тоже. Смысл частушек о своем реке Хемчике, о своем родном местечке, и о колыбельке, где они выросли.

Бабушка:

 - Спасибо. Какие вы мои умники, умницы. Все знаете обычаи, традиции своего народа. Я вас хочу угостить курутом. Это тувинское национальное блюдо- делают из сахара и божа. Перед отправкой пейте молоко. Пусть будет у вас дорога светлая как это молоко. С вами было очень интересно. Желаю вам вырасти такими же умными, смелыми. Год Овцы принесет всем счастья, благополучия. Не болейте, слушайте родителей и взрослых.

Воспитатель:

- Спасибо, бабушка. Счастливо оставаться! До свидания!

Бабушка:

 - Счастливого пути! До свидания! 

Итог: ( Наблюдение самоисследование и накопление знаний детьми)

Вопросы, ответы, дополнительное разъяснение с использованием горлового пения, пословиц, поговорок и загадок.

 - Какую музыку мы с вами слышали?

- Каргыраа и хоомей.

- Где мы с вами побывали?

- Ог – юрта, к бабушке.

- Из чего состоит юрта?

- Эжик, хана, ынаа, хараача.

- С чем мы порадовали бабушку?

-  Стихами, частушками, играми.

- Бабушка чем угостила нас?

- Молоком и курутом.

- Молодцы, дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shagaa.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(развлечение.)

«В гости к бабушке на зимнюю стоянку».

(УНТТ -  Устному народному творчеству тувинцев).

(для подготовительной группы)

Основные задачи развлечения:

- Воспитывать у детей дружелюбие, интерес к тувинским национальным традициям к своей родословной и УНТТ.

- Способствовать пониманию народной мудрости.

- Обобщить знание детей о селе Кызыл – Мажалык, о правилах поведения в юрте, закрепить знание о юрте с помощью загадок, пословиц.

- Учить, грамматически правильно строить предложения, развивать речь, кругозор, память.

Оформление: На центральной стене горный пейзаж, силуэты животных. В середине зала – убранства юрты.

Ход

Воспитатель:

 - Ребята, сейчас какое время года?

Дети:

 - Зима.

- Какие вы знаете зимние праздники?

- Новый Год, Рождество, Шагаа.

- Правильно, а что такое Шагаа?

- Шагаа- это встреча Нового Года по лунному календарю.

- Как отмечают Шагаа?

- В это день ходят друг к другу в гости, даря подарки, играют в различные игры, готовят вкусные блюда.

- Я предлагаю сходить в гости к бабушке и поздравить ее с праздником Шагаа. По тувинскому обычаю в гости нельзя приходить с пустыми руками. Как вы думаете, что можно подарить к бабушке?

Дети:

 - Бабушке можно подарить цветы, конфеты, платок…

- Правильно. А еще можно подарить стихи, песню, сделать музыкальное поздравление. Так, как у нас наступает год Овцы, предлагаю подарить бабушке стихи про года Овцы.

- А вот и юрта бабушки. Но прежде чем войти в юрту, давайте вспомним, как надо вести себя.

Дети:

 - В юрте нельзя баловаться, когда пришли в гости. Нельзя кричать, а то души умерших рассердятся.

Нельзя свистеть – соберутся злые духи.

Нельзя скрипеть зубами – мама и бабушка рассердятся.

Нельзя плевать в огонь – это священно.

Нельзя громко икать – удача уйдет.

Нельзя показывать язык – мама плакать будет.

Нельзя смотреть, скосив глаза – глаза это зеркало души.

Воспитатель:

 -  А как надо заходить в юрту?

Дети:

- Перед входом в юрту надо стряхнуть с себя пыль, снег. Нельзя стучать, надо покашлять, как бы предупреждая о своем приходе.

- Молодцы, ребята. А теперь хочу рассказать, как правильно сидеть в юрте. Гости должны сидеть в юрте. Гости должны сидеть с левой стороны очага. Мальчики сидят, скрестив ноги. Эта поза называется «баскактанып олурар». Девочки сидят – одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыта платьем – «согедектей олурары».   Нельзя сидеть ноги ножницами, ноги врозь, руки не должны упираться о землю, а то тувинцы говорят, что землю держишь на плечах (все позы показываются на ребенке).

Воспитатель:

- А теперь давайте предупредим бабушку о нашем приходе. ( Все громко кашляют, отряхивают одежду. Бабушка выходит из юрты).

Дети:

- Амыр- ла!

Бабушка:

- Амыр! Ко мне гости пожаловали. Приходите, пожалуйста, в юрту.

( Дети и воспитатель проходят в юрту, бабушка разливает чай).

Диалог между воспитателем и бабушкой:

- Все ли у вас благополучно?

- Спасибо, благополучно.

- В сохранности ли ваш скот?

- Все в порядке

-Как ваше здоровье?

- Хорошо, пока не жалуюсь.

- Как ваши дети?

- Моя дочь уже вырос. Внуки приезжают на каникулы.

- А вы откуда, где вы живете дети?

Дети:

 - Мы живем в селе Кызыл- Мажалык.

- О- о! Я слышала о селе Кызыл- Мажалык.

- А где он находится?

Дети:

 - Село находится, у горы Мажалык, и еще у нас есть река «Хемчик».

Бабушка:

- А что у вас в селе есть интересного?

- Мы из детского сада «Аленушка», около нашего садика есть стадион «Хемчик», и еще есть Парк культуры по имени Х. Н. Чургуй – оола, школы  2-х этажные. Памятник танкиста Х.Н.Чургуй-оола, большой Дворец Культуры, Управление Пенсионного фонда, 3- этажный Дом Правительства, магазинов у нас, детские сады, «Хурээ», «Субурган», почта, Банк, - там наши родители получают деньги. Пекарня «Чаян» - там пекут хлеб, булочки, пряники, торты.

Бабушка:

 - Как это интересно! Говорят, больше увидишь и услышишь, умнее станешь. Мальчик, кажется, я тебя знаю, кто твои родители, откуда они родом?

Сайын:

- Меня зовут Сайын… ( ребенок рассказывает о своей родословной)
Аймира: 

- Меня зовут Аймира… ( ребенок рассказывает о своей родословной)

Бабушка:

- Я, видимо, обозналась. Но все равно было приятно познакомиться.

Воспитатель:

 - Бабушка, дети знают стихи о нашем селе.

Янсурен

Тыва чуден эгелээнил?
Тынным болган Торээн чурттан,
Улуг-Хемден Барыын-Хемчик
Урук туткан чылгычыдан  

Хаяна

Хоор-сарыг тараалардан
Кобальтыдан, асбестен
Оттуг,шоваа карактарлыг
Оолдардан, уруглардан    
         

Аэлита

Осте-баарда тутчуп калган
Оскен чери чуреке чоок,
Ындыг кожуун менээ болза,
Ынак чуртум- Барыын-Хемчик
 

Алина:                  

 Ак- Довурак хоорай- биле                              

 Хемчик хемнин унун каастаан,

Ажыл- ижи денге хогжээн,                                  

Хевир кирип чайыналган.

Воспитатель:

- Мы также хотим спеть песню о Кызыл – Мажалыке. (Песня «Кызыл- Мажалык»).

Дети исполняют песню « Барыын-Хемчик мээн чуртум»

Созу Салим Сурун-оолдуу  Аялгазы Кара-Кат Ооржактыы.

1. Торуп каган авазы дег
  Торээн черим кайыын уттур.
  Ынакшылым кызыгаар чок
Ындыг кожуун Барыын-Хемчик.

Припев:
Барыксанчыг, чуртаксанчыг-
Барыын-Хемчик мээн чуртум.

2. Эдерге хек, базарга шык
  Эмин эртир чараш сен деп,
  Барган кижи мактап ханмас-
  Барыын-Хемчик мээн чуртум.

Припев:
Барыксанчыг, чуртаксанчыг-
Барыын-Хемчик мээн чуртум.

Тувинский танец «Куштар самы» (девочки)

Бабушка:  

- Молодцы, ребята. А вы знаете, какой год наступает по лунному календарю?

Дети:

- Год Овцы.

Воспитатель:

 - В год Овцы, бабушка, желаем Вам счастья, здоровья и благополучия. Примите от нас подарок – стихотворение.

Синди прочтет:  «Год Овцы» (на родном языке)

                     Чаа унген Хой чылдын найырында
                    Чыглып келген эштеримге йорээл доктаап,
                    Элбекшили ковей болуп бодаразын,
                    Эмизинге багай чуве арлы берзин!
                    Курай-курай!  

Бабушка:

- Курай-курай!  

- Спасибо, дочка. Очень интересный стишок.

Воспитатель:

 - Бабушка, тебе одной здесь скучно наверное

- О-о нет! Некогда скучать, работ полно.

Дети:

 - Бабушка, мы хотим вас развеселить.

- Давайте поиграем с нами в игру «Хромая Старушка»

- Ну раз вы просите, давайте играем.

Игра «Аскак- Кадай»

- Ой, как весело! Какие веселые ребята, ни одного не смогла поймать, ох какие ловкие.

Воспитатель:

- Бабушка, отдыхайте, садитесь.

- Как раз мы канун праздника «Шагаа». Дети очень рады. Мы очень многое знаем и умеем, задавайте нам вопросы о Шагаа, о Юрте и т.д.

- Очень интересно, я сейчас вас проверю. Кто знает стихотворение о юрте?

Ачыты:

                    Стихотворение «Юрта». (Перевод с якутского В.Берестова.)

                             Юрта, юрта круглый дом

                             Побывайте в доме том!

                             Гости явятся едва –

                             В печку прыгают дрова.

                             Печка жарко топится,

                             Угостить торопиться.

                            Ладушки, ладушки

                            Круглые оладушки!

- Молодец! Какой формы юрта?

- Круглой.

- Юрта начинается с эжик – дверь.

- Верно, юрта круглой формы и у юрты нет углов, поэтому детей в юрте не ставили в угол. И в старину детей не наказывали, потому что дети были послушными, они трудились, с детства и им некогда было баловаться. Дальше в юрте идет хана – стена.

- На что похожи отверстие в стене?

- На прихватки- туткууш.

- Послушайте пословицу :

 «Ог ишти шупту туткууш».

- А это ынаа – потолок.

Пословица:

«Узун- оол ужунда,

ужунда бажында сыртыктыг».

Ынаа опирается в хараача.

- Кто мне скажет, с чего начинается юрта?

- Эжик, хана, ынаа, хараача.

- Какой формы юрта?

- На что похоже отверстие хана – стены? (ответы детей).

Физминутка.

Пословица:

«Арбай- Тараа соктап чиир»,

«Аажок кежээ, эрес мен»,

 «Бала- согааш эдим бо»,

«Бирээ, ийи, уш»

- Ой! Какие умные, молодцы!

-  А теперь кто самый смышленый.

- Какие пословицы и поговорки знаете?

Аман:

            Аът болуру кулундан,

            Кижи болуру чажындан.

                                             Конь вырастает из жеребенка

                                             Человеком становятся с детства.

Аина:

                        Среди облаков глаза солнца светлый,

                         Среди людей взгляд матери теплый.

Тарина:

                        Человек любит своих детей,

                          А собака свой двор.

Диана:

                       Наказ отца запоминай,

                       Слова матери- уважай.

Айлуна:

                        Старого уважай,

                         Малого воспитай.

Воспитатель:

 - Отгадайте загадки:  

1.Уне калбан, кире калбан (эжик- дверь).

2.Ог ишти шупту туткууш – внутри юрты все прихватки (хана- стена).

Дети:

 - Бабушка, мы еще умеем частушки петь…

Мальчики отдельно поют, девочки тоже. Смысл частушек о своем реке Хемчике, о своем родном местечке, и о колыбельке, где они выросли.

Бабушка:

 - Спасибо. Какие вы мои умники, умницы. Все знаете обычаи, традиции своего народа. Я вас хочу угостить курутом. Это тувинское национальное блюдо- делают из сахара и божа. Перед отправкой пейте молоко. Пусть будет у вас дорога светлая как это молоко. С вами было очень интересно. Желаю вам вырасти такими же умными, смелыми. Год Овцы принесет всем счастья, благополучия. Не болейте, слушайте родителей и взрослых.

Воспитатель:

- Спасибо, бабушка. Счастливо оставаться! До свидания!

Бабушка:

 - Счастливого пути! До свидания!  

Итог: ( Наблюдение самоисследование и накопление знаний детьми)

Вопросы, ответы, дополнительное разъяснение с использованием горлового пения, пословиц, поговорок и загадок.

 - Какую музыку мы с вами слышали?

- Каргыраа и хоомей.

- Где мы с вами побывали?

- Ог – юрта, к бабушке.

- Из чего состоит юрта?

- Эжик, хана, ынаа, хараача.

- С чем мы порадовали бабушку?

-  Стихами, частушками, играми.

- Бабушка чем угостила нас?

- Молоком и курутом.

- Молодцы, дети.

             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой деятельности (развлечения) «В гости к бабушке в деревню» Ранний возраст

·        Закреплять умение подлезать под дугу.·        Развивать равновесие, ловкость, координацию движений, укреплять мыщцы...

План конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: « В гости к бабушке в деревню»

План- конспект непосредственно образовательной деятельности.   Тема: «В гости к бабушке в деревню» Интеграция образовательных областей: познавательная , игровая , безопаснос...

В гости к бабушке на зимнюю стоянку

В гости к бабушке на зимнюю стоянку...

Конспект "Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной ...

Занятие-развлечение "В гости к бабушке на зимнюю стоянку"

Составила и перевела на русский язык воспитатель высшей категории Трас Светлана Дадар-ооловна...