Конспект интегрированного занятия по мотивам мордовской народной сказки "Девушка-березка"
план-конспект занятия на тему

Вечканкина Галина Григорьевна

Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества, воспитывать любовь к литературе мордовского народа, эмоциональный отклик на сказку.

Предварительная работа: посещение мини-музея «Комната национального быта, ознакомление с предметами быта, одеждой мордовского народа, рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по ним.

Материалы к занятию: ширма с мордовским орнаментом, стол, покрытый скатертью с мордовским орнаментом, печь, утварь; горшок, чугунок, кружки из дерева, скрипка, макет березки, шапка с бородой, платок.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, театрализация, ритмика.

 

Словарная работа.

Объяснение значений слов: лукошка, злыдня, шерстобитчики, кормилец.

 

Ход занятия.

Воспитатель. В некотором царстве, а в Российском государстве, средь лесов и полей раскинулся дивный и прекрасный мордовский край, в котором живем мы с вами, ребята. Красив наш край не только своей природой: лесами, лугами, реками  и  озерами,  но  и

талантливыми  людьми,  которые  умеют  шить,  вышивать,  картины писать, по дереву вырезать, петь, плясать и сказки складывать.

Мы с вами знаем много мордовских сказок. Давайте их перечислим.

Ответы детей. Черная корова. Как собака друга искала. Благод. Медведь. 3 брата.

Воспитатель. Сегодня я расскажу еще одну мордовскую народную сказку «Девушка – березка». Для этого я приглашаю вас в мордовскую избу. Садитесь на лавку поудобнее и слушайте.

Рассказывание воспитателем сказки «Девушка-березка» с объяснением по ходу рассказа значения незнакомых детям слов «лукошка», «злыдня», «шерстобитчик», «кормилец».

 

Вопросно-ответная беседа.

Воспитатель.

1. Дети, что я вам сейчас рассказала? (сказку). Правильно, мордовскую народную сказку.

2. А как называется сказка? («Девушка-березка»).

3. Понравилась вам, ребята, сказка? (понравилась, интересная сказка).

4. А какие персонажи сказки вам особенно понравились? (Младшая дочка, дедушка с бабушкой, музыканты).

5. А чем понравились мастера-музыканты? (Они хорошие мастера, сумели скрипочку из березы сделать).

6. Понравилась ли вам, дети, старшая дочь? (Нет, она ленивая, завистливая, злая).

7. Удалось ли старшей  сестре  ее  злое  дело?  (Нет,  скрипочка превратилась снова в младшую дочку).

Воспитатель. Да, ребята, добро всегда побеждает зло. Так и произошло в сказке «Девушка-березка», которую вы слушали.

Воспитатель. А какое место в сказке вам больше всего запомнилось? (Когда музыканты пришли к дедушке с бабушкой).

Давайте мы этот отрывок из сказки инсценируем. (Дети распределяют роли, разбирают необходимые атрибуты).

 

Инсценировка.

Воспитатель. Пришли как то музыканты в село, где жили старик со старухой, попросились на ночлег.

Старик со старухой. Входите, люди добрые!

Музыканты. Здравствуйте!

Воспитатель. Расположились музыканты в избе, а скрипач скрипочку под лавку положил. Увидел старик скрипку и говорит.

Старик. Хорошая скрипка, дай-ка я на ней поиграю. (Берет скрипку в руки, звучит фонограмма «Скрипочка печали»).

Ох, батюшка, тихонечко,

Ой, кормилицу легонечко.

И так болит головушка,

Злая сестра меня заманила,

Крутым берегом завалила.

Воспитатель. Заплакал старик. Подходит к нему старуха, спрашивает.

Старуха. Ты чего, старик, плачешь?

Старик. Возьми скрипочку, сама услышишь, как она играет.

 

(Старуха берет скрипку, звучит фонограмма).

Ох, матушка, тихонечко,

Ой, родная, легонечко.

И так болит головушка,

Злая сестра меня заманила,

Землей берегом завалила.

Воспитатель. Заплакала старуха. Подходит к ней старшая дочь.

Старшая дочь. Что вы плачете?

Воспитатель. Взяла она скрипку, та ей поет-играет.

Ой, сестрица, тихонечко,

Ой, злая, легонечко,

Ты меня, ведьма, заманила,

Сырой землей завалила.

А я березонькой выросла,

Музыканты березку срубили,

Из нее скрипку сделали.

Воспитатель. Рассердилась злая сестра, бросила скрипку в печь. Вспыхнула скрипка ясным огнем и превратилась в красную девицу. Стоит младшая дочь, еще краше, чем была. Увидел ее молодой музыкант и говорит.

Музыкант. Выходи за меня замуж.

Младшая дочь. Я согласна.

Воспитатель. И сыграли они свадьбу, гостей пригласили. (Дети танцуют мордовский танец).

Воспитатель.   Вот   и   закончилась   сказка.   Спасибо  нашим

 

ребятам-артистам за то, что порадовали зрителей, а зрителей – за внимание.

 

Физкультминутка:

Два притопа, два прихлопа,

Ежики, ежики.

Наковали, наковали – ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну-ка крикнем дружно вместе:

«Девочки! Мальчики!»

 

Литература.

1. Валдоня. Программа и методические рекомендации. Саранск, 2001 г.

2. Народные сказки. Сказки о мордве. Саранск, 1996 г.

3. Самородов К.Т. Мордовские народные сказки. Саранск, 1978г.

4. Устно-поэтическое творчество Мордовского народа. Саранск, 1978 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devushka-berezka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Конспект интегрированного занятия

по мотивам мордовской народной сказки

«Девушка-березка»

                                               

                                      Выполнила: воспитатель

                                                  I квалификационной категории

                       Вечканкина Г.Г.

Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества, воспитывать любовь к литературе мордовского народа, эмоциональный отклик на сказку.

Предварительная работа: посещение мини-музея «Комната национального быта, ознакомление с предметами быта, одеждой мордовского народа, рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по ним.

Материалы к занятию: ширма с мордовским орнаментом, стол, покрытый скатертью с мордовским орнаментом, печь, утварь; горшок, чугунок, кружки из дерева, скрипка, макет березки, шапка с бородой, платок.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, театрализация, ритмика.

Словарная работа.

Объяснение значений слов: лукошка, злыдня, шерстобитчики, кормилец.

Ход занятия.

Воспитатель. В некотором царстве, а в Российском государстве, средь лесов и полей раскинулся дивный и прекрасный мордовский край, в котором живем мы с вами, ребята. Красив наш край не только своей природой: лесами, лугами, реками  и  озерами,  но  и

талантливыми  людьми,  которые  умеют  шить,  вышивать,  картины писать, по дереву вырезать, петь, плясать и сказки складывать.

Мы с вами знаем много мордовских сказок. Давайте их перечислим.

Ответы детей. Черная корова. Как собака друга искала. Благод. Медведь. 3 брата.

Воспитатель. Сегодня я расскажу еще одну мордовскую народную сказку «Девушка – березка». Для этого я приглашаю вас в мордовскую избу. Садитесь на лавку поудобнее и слушайте.

Рассказывание воспитателем сказки «Девушка-березка» с объяснением по ходу рассказа значения незнакомых детям слов «лукошка», «злыдня», «шерстобитчик», «кормилец».

Вопросно-ответная беседа.

Воспитатель.

1. Дети, что я вам сейчас рассказала? (сказку). Правильно, мордовскую народную сказку.

2. А как называется сказка? («Девушка-березка»).

3. Понравилась вам, ребята, сказка? (понравилась, интересная сказка).

4. А какие персонажи сказки вам особенно понравились? (Младшая дочка, дедушка с бабушкой, музыканты).

5. А чем понравились мастера-музыканты? (Они хорошие мастера, сумели скрипочку из березы сделать).

6. Понравилась ли вам, дети, старшая дочь? (Нет, она ленивая, завистливая, злая).

7. Удалось ли старшей  сестре  ее  злое  дело?  (Нет,  скрипочка превратилась снова в младшую дочку).

Воспитатель. Да, ребята, добро всегда побеждает зло. Так и произошло в сказке «Девушка-березка», которую вы слушали.

Воспитатель. А какое место в сказке вам больше всего запомнилось? (Когда музыканты пришли к дедушке с бабушкой).

Давайте мы этот отрывок из сказки инсценируем. (Дети распределяют роли, разбирают необходимые атрибуты).

Инсценировка.

Воспитатель. Пришли как то музыканты в село, где жили старик со старухой, попросились на ночлег.

Старик со старухой. Входите, люди добрые!

Музыканты. Здравствуйте!

Воспитатель. Расположились музыканты в избе, а скрипач скрипочку под лавку положил. Увидел старик скрипку и говорит.

Старик. Хорошая скрипка, дай-ка я на ней поиграю. (Берет скрипку в руки, звучит фонограмма «Скрипочка печали»).

Ох, батюшка, тихонечко,

Ой, кормилицу легонечко.

И так болит головушка,

Злая сестра меня заманила,

Крутым берегом завалила.

Воспитатель. Заплакал старик. Подходит к нему старуха, спрашивает.

Старуха. Ты чего, старик, плачешь?

Старик. Возьми скрипочку, сама услышишь, как она играет.

(Старуха берет скрипку, звучит фонограмма).

Ох, матушка, тихонечко,

Ой, родная, легонечко.

И так болит головушка,

Злая сестра меня заманила,

Землей берегом завалила.

Воспитатель. Заплакала старуха. Подходит к ней старшая дочь.

Старшая дочь. Что вы плачете?

Воспитатель. Взяла она скрипку, та ей поет-играет.

Ой, сестрица, тихонечко,

Ой, злая, легонечко,

Ты меня, ведьма, заманила,

Сырой землей завалила.

А я березонькой выросла,

Музыканты березку срубили,

Из нее скрипку сделали.

Воспитатель. Рассердилась злая сестра, бросила скрипку в печь. Вспыхнула скрипка ясным огнем и превратилась в красную девицу. Стоит младшая дочь, еще краше, чем была. Увидел ее молодой музыкант и говорит.

Музыкант. Выходи за меня замуж.

Младшая дочь. Я согласна.

Воспитатель. И сыграли они свадьбу, гостей пригласили. (Дети танцуют мордовский танец).

Воспитатель.   Вот   и   закончилась   сказка.   Спасибо  нашим

ребятам-артистам за то, что порадовали зрителей, а зрителей – за внимание.

Физкультминутка:

Два притопа, два прихлопа,

Ежики, ежики.

Наковали, наковали – ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну-ка крикнем дружно вместе:

«Девочки! Мальчики!»

Литература.

1. Валдоня. Программа и методические рекомендации. Саранск, 2001 г.

2. Народные сказки. Сказки о мордве. Саранск, 1996 г.

3. Самородов К.Т. Мордовские народные сказки. Саранск, 1978г.

4. Устно-поэтическое творчество Мордовского народа. Саранск, 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Осенние мотивы"

Цель:·        формировать представления об осени, ее признаках....

Конспект интегрированного занятия «Весенние мотивы» в подготовительной группе

поддержка детской инициативы и детского творчества...

Интегрированное занятие по мотивам русской народной сказки «Как лиса в лесу избушку построила.» в старшей группе по речевому и музыкальному развитию.

Коррекция и профилактика речевых и сопутствующих нарушений в развитии ребенка посредством сочетания слова, движения и музыки....

Конспект интегрированного занятия по мотивам сказки К. Чуковского «Федорино горе» старший дошкольный возраст.

Дополнить и обобщить знания детей по теме «Посуда» посредством музыкально-художественных образов. Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формиров...

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» Оборудование Фонограмма лирической народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инстру...

Конспект физкультурного занятия по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Конспект физкультурного занятия по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей второй группы раннего возраста и младшей группы....