Интегрированное занятие "Кружевные узоры" для старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Захарчук Наталья Борисовна

Интегрированное музыкальное занятие для старших дошкольников "Кружевные узоры" по ознакомлению с вологодским кружевом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие Кружевные узоры420.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №113»

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников

«Кружевные узоры»

Составила: музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Захарчук Наталья Борисовна

Череповец, 2014

Цель: Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям русского народа.

Задачи:

 1.Начать знакомить детей с профессией кружевницы и вологодским кружевом (приспособления для плетения, особенности вологодского кружева и способы его плетения, тематика мотивов)

2. Пополнять словарный запас детей; развивать выразительность речи. Продолжать развивать эстетическое восприятие дошкольников. Закреплять умение «читать» ритмическую партитуру, слаженно играть в оркестре.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, его людям и традициям.

 Предварительная работа: разучивание песни «Настя-кружевница» с солистами, стихотворения «Вологодские кружева».

 Оборудование: снежинки из разных материалов (бумажная, пластмассовая, металлическая, кружевная), презентация к занятию, подушка – валик, пяльцы, сколок, коклюшки, деревянные палочки, видеопартитура ритмического оркестра «Вологодское кружево», белые ленты для хоровода, заготовки снежинок для последующего рисования.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную мелодию

Муз.рук.: Совсем скоро зима покроет всю землю белым снежным одеялом. А к нам сегодня она отправила свои первые зимние весточки. Смотрите, что это у меня? (снежинки). Давайте определим, из чего они сделаны (бумажная, пластмассовая, металлическая, кружевная – особо остановиться на последней снежинке, выяснить из чего она сделана, как называются такие изделия).

Знаете ли  вы, что такое кружево, кто и как его плетет? Хотите узнать? Тогда слушайте и запоминайте.

Это красивое кружево придумали на нашей Вологодской земле много лет назад. Потому его теперь так и называют – вологодское.  А Вологду называют кружевной  столицей России. До сих пор вологодским кружевом восхищаются люди всего мира.

На какие слова похоже слово «кружево»? Да, слово «кружево» означает окружать, украшать узором. Кружевом украшают одежду. А еще ниточки в кружеве кружатся, словно в хороводе.

Посмотрите на эту кружевную снежинку и подумайте, как можно сказать о кружеве красиво, какое оно? (узорное, белое, легкое, воздушное, красивое, изящное, снежное…)

Воспитатель: Дети, вы знаете, откуда берутся кружева? Да, их плетут люди, чаще всего женщины - кружевницы. Посмотрите, как наш земляк известный череповецкий художник Василий Верещагин изобразил кружевницу.

Рассматривание картины В.Верещагина «Кружевница»

Около девушки находится то, что необходимо ей для работы. Прежде всего для плетения кружев нужен валик  – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Называют его по-разному: «куфтырь», «бубен», «кутуз».  Его кладут на подставку.  На подушке укрепляется сколок – рисунок на бумаге с отмеченными точками – местами вкалывания булавок.

Основным инструментом для плетения кружев служат коклюшки. Это палочки, один конец которых утолщен, а на другом есть шейка с пуговкой  для наматывания ниток. Кружева плетутся чаще всего из льняных нитей белого или жемчужно-серого цвета. Но бывает и черное кружево.

Кружевница быстро и ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева. Кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, ведь число коклюшек может достигать 300 пар и более, но кружевница знает свое дело. А коклюшки отвечают ей тихим и мелодичным постукиванием. Хотите узнать, почему коклюшки так названы? Смотрите и слушайте.

(Просмотр видеоролика с перестуком коклюшек в руках  Или Верещагиной – известной вологодской кружевницы, руководителя студии кружевоплетения единственного в России Музея кружева.)

Муз. рук.: Давайте и мы с вами  попробуем исполнить музыку коклюшек. Помогут нам наши музыкальные палочки и ритмическая подсказка на экране. Помните – большая коклюшка – длинный звук, маленькая – короткий.

Ритмический оркестр «Вологодские кружева» (муз.В.Лаптева)                     

 Муз.рук.: Как вы думаете, когда люди  стали плести кружево?  Правильно, очень давно. Этим обычно занимались женщины. Но если одежду царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то для народной одежды использовали льняную нитку.  Сначала кружева плели в своих домах. А почти 200 лет назад недалеко от  Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки девушек-кружевниц. С раннего утра и до вечерней зари трудились они. В радость была им работа.  Мастерицы за работой не скучали – и сказку расскажут, и песню споют. Вот такую, например. Давайте послушаем.

Вологодская песня «Настя – кружевница» (сольное исполнение)

1.Песенка поется – кружево плетется,

Ой, людям всем на диво, ой, будет красиво.

2.Застучали внятно музыкой приятной

Звонкие коклюшки на круглой подушке.

3.Краса – кружевница, Настя – мастерица,

Трудись, наша Настя, людям всем на счастье!

Понравилась вам песня? Чем? Словно ниточка, вьется мелодия, создавая красивые узоры. Давайте поможем Насте: разучивание мелодии 1 куплета песни.

Воспитатель: Научиться плести кружево достаточно сложно. Кружевницы – мастерицы начинали заниматься плетением с ранних лет. И обязательно  к  работе должны были приложить не только свои руки, но и сердце. Как вы думаете, а сейчас плетут кружева? Да, конечно плетут. И не только взрослые, но и юные мастерицы. Давайте посмотрим, какие кружева сплели наши череповецкие школьницы, которые занимаются в объединении «Кружевница» под руководством Ольги Николаевны Киенко. 

Воспитатель: Вам понравилось? Значит, мастерицы не зря старались. Если вы захотите, то на следующий год можете записаться на кружевоплетение и учиться создавать такую красоту.  

А вы запомнили, что изобразили кружевницы с помощью ниток и коклюшек? Верно, это разнообразные звери и птицы, чудесные деревья, травы и цветы, фигурки людей, дома...

Вы скажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал те узоры,

Кружевные все подзоры?

Муз. рук.:  Мастерицы сами придумывают свои узоры. Они находят их вокруг себя. Вологодские кружевницы используют более 400 различных рисунков! Но несмотря на это, вологодские кружева не спутать ни с чем. Посмотрите, по всей работе  всегда непрерывно проходит плотная дорожка – полотнянка (или  «вилюшка»). Она «виляет», извивается, как змейка, создавая причудливые узоры.

Муз. рук.:  Давайте мы с вами тоже попробуем сплести кружева с помощью движения. Поможет нам музыка в исполнении Государственного  ансамбля «Русский север», который есть в нашем городе.

Хоровод «Вологодские кружева» в исполнении  Государственного  ансамбля песни и танца «Русский север» (дети берут белые ленты; под музыку педагог показывает опорные схемы, дети в соответствии с ними выполняют перестроения орнаментального хоровода, подражая рисунку вологодских кружев – движения по кругу, змейкой, по диагонали, сужение и расширение круга и т.п.)

Воспитатель: Засмотрелась я на вас, залюбовалась. Так же и вологодские поэты, восхищаясь красотой вологодских кружев, посвящали им свои стихи. Вот послушайте.

Чтение стихотворения (ребенок)

 Стучат хлопотуньи – коклюшки

 Веселый ведут разговор.

 Плетут кружевницы – подружки

 Невиданный в мире узор.

Работой горды мастерицы,

Коклюшки-то взад, то вперёд

Вот ниточка к нитке прильнула,

То прямо, то вкось, в переплёт,

То звёздочкой яркой блеснула,

      То змейкой умчалась вперёд.

И кружево прямо на диво

 Искусные руки плетут:

 Воздушно и прочно, красиво –

 Его Вологодским зовут.

Воспитатель: Неслучайно символом Вологодской области выбрана вот такая кружевная птица. 1398773114731.jpg

Ну, а что же наша кружевная снежинка?

Муз.рук.: А наша снежинка нашла себе подружек. Только они просят вашей помощи.

Смотрите, мастерицы «сплели» их только наполовину, а «доплетать», дорисовывать – вам. Этим вы займетесь чуть позже в группе. А пока давайте еще раз вспомним, что мы с вами сегодня узнали.

Подводится итог занятия, дети получают задание «доплести» снежинку дома или в группе. Под спокойную музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее интегрированное занятие для старших дошкольников "Осень"

Это игровое  обобщающее интегрированное занятие по теме "Осень". Охватывает все виды деятельности ребенка, для детей не требуется предварительной подготовки....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Путешествие в ОСЕНнем лесу»1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.2.Восп...

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников "Чудо-яблоко" с презентацией "Как растёт яблоня"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данная презентации по может посмотреть дошкольникам как растёт яблоня....

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Три чуда»

: Здравствуйте, ребята!  Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку.  Вы согласны? (Да) Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Да) Я тоже так думаю. А ...

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «В волшебном лесу»

Данный конспект поможет воспитателю:1) Формировать у детей предпосылки экологического сознания,навыки культуры поведения в природе.2) Формировать чувство ответственности за представителей живой природ...

Интегрированное занятие для старших дошкольников "С днем рождения, любимый город!"

Цель занятия: закрепить знания детей о родном городе, полученные в процессе обучения....

В мире профессий. Здравствуй, повар! Интегрированное занятие для старших дошкольников.

Закрепить представления дошкольников о профессии повар....