Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Куликова Наталья Анатольевна

Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_starinu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в старину: «В гости к бабушке Любавушке»

Цель: 1. Расширить представления о традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.

2. Формировать стремление активно участвовать в  развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

3. Воспитывать интерес к искусству родного края.

Предварительная работа: Просмотр слайдов о русской избе. Разучивание загадок о предметах старинной русской утвари. Знакомство с народной игрой «Мельница». Разучивание песни «Ложки деревенские». Игры на русских народных инструментах (ложки, бубен, трещотка).

Дидактический материал: Музыкальный зал оформлен в русском народном стиле, дидактическая игра по теме, волшебный мешочек с картинками-отгадками, инструменты: бубен, деревянные ложки. трещотки.

Сюрпризные моменты: Появление домовёнка Кузи.

Ход занятия:

Под русскую народную музыку дети входят в русскую избу. Их встречает хозяйка- бабушка Любавушка.

Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

        Дай Бог тому,

        Кто в нашем дому,-

        Дорогим гостям,

        Милым детушкам.

        Наделил бы нас Господь

        И житьем, и бытьем,

        И здоровьицем!

Ребенок 1: Спасибо, бабушка за приглашение. А как хороша у тебя изба, в ней уютно и тепло.

Ставенки узорные,

Тонкая резьба,

До чего ж просторная

Русская изба.

Ребенок 2: Не изба, а загляденье,

Всем гостям на удивленье!

В ней хозяевам не тесно

И для гостя хватит места.

Ребенок 3: В старину так повелось:

Как ручей без речки,

Наша русская изба

Не живет без печки.

        Ах, как хочется зимой,

        Возвратившись с речки,

        Как Емеля полежать

        Час-другой на печке.

Ребенок 4: Самовар пыхтит часами,

Печка пышет пирогами,

Разговор душевный льется,

А изба стоит, смеется.

Бабушка: Спасибо, детки, за добрые слова. Усаживайтесь около печи. Сегодня будем друг друга потешать, загадки загадывать.

Воспитатель: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она

Одним одна за всех отвечает.

Не хочешь ли, бабушка, наши загадки про твою избу послушать?

Дети: Стоит копна,

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идет. (Изба)

Бабушка: Вот вам моя отгадка: Книга-раздвига о четыре листа, а середка пуста.

Дети: Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)

Бабушка: Ой, да это же...

Бабушка седа-бела,

Зимой всем мила.

А как лето наступает-

Про бабушку забывают.

Дети: Из глубокого колодца

Золотые пташки вылетают

И в воздухе пропадают. (Искры из печной трубы)

Бабушка: Так это же искры из печной трубы.

Дети: Дарья да Марья друг на друга глядят. (Пол, потолок)

Бабушка: Знаю, знаю, это те два братца,

Которые глядятся,        

А вместе не сойдутся!

Дети: Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка)

Бабушка: Ах, вот она: Два брюшка,

Четыре ушка.

Дети: У нее есть рот и нога,

Она совсем слепая,

Во рту всегда суп.

Проглотить не может,

А в другой рот выливает. (Ложка)

А отгадку бабушка мы тебе споем.

(Песня-танец с ложками)

Песня «Ложки деревенские»

        1. Наши ложки знает целый мир.

            Наши ложки – русский сувенир.

Припев:

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские,

Ложки деревенские.

        2. Мы на них сыграем,

            Вас развеселим.

            Всех гостей сегодня

            Песней удивим.

Припев.

Бабушка: Ой, спасибо, потешили бабушку Любавушку. А я вам предлагаю сыграть в интересную игру, а в какую не скажу.

Солнце разгорается, игра начинается.

         

        Игра «С бубном»

Считалка: Ты катись, веселый бубен,

        Быстро, быстро по рукам.

        У кого веселый бубен,

        Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором остановились, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают ее.

Вдруг слышится шорох из-за печи. Появляется домовенок Кузя.

Кузя: Наша изба ровно тепла.

Домом жить – не лукошко шить,

Домом жить – обо всем тужить.

И я вам тоже приготовил загадки. А отгадки найдите на картинках.

Без ног идет всегда вперед.

Стучит, звенит, одно твердит:

Тик-так, тик-так,

Трудись-ка всяк! (Часы)

        Дети находят отгадки на картинках и складывают в мешочек домовенку.

Пришел Филипп, на нем сто лип.

Он кургуз, короток, обежал весь городок,

За собой пыль поволок

И прижался в уголок. (Веник)

Ходит взад и вперед,

Никогда не устает,

Всем, кто придет,

И всем, кто уйдет,

Она ручку подает. (Дверь)

Бьют Ермилку

Что есть сил по затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет. (Гвоздь)

Трах-тара-рах,

Стоит дом на горах,

Полон дом зерном,

В нем и шум, и гром. (Мельница)

Кузя: Ай да дети, молодцы, отгадали все мои загадки! Ох, и мешочек тяжелый стал. А на последнюю загадку у меня для вас игра-отгадка.

                Игра «Мельница»

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай,

И в мешочек набивай!

Крутись-крутись, жернов,

Съеден хлеб наш черный!

Съеден белый хлебник,

Мели новый, мельник!

        На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто из игроков упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот выходит из игры.

Бабушка: Спасибо тебе, Кузя, за твои веселые игры. Может ты нам еще и спляшешь?

Кузя: Я пойду да разойдуся

По зеленой по траве.

Заиграли гармонисты –

Всё волнуется во мне.

        Дети вместе с Кузей исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» с использованием шумовых инструментов: бубна, ложек, трещоток и т.д.

Бабушка: Знатные получились у нас посиделки.

        Вынимает из печи пирожки.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потешьте –

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

        Гости угощаются.

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы.

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Спасибо, Вам, хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

        Звучит русская народная мелодия. Дети уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в группе раннего развития на тему: «В гости к бабушке Любавушке».

Занятие направленно на развитие эмоциональной отзывчивости. Все задачи реализуются через игровые ситуации, различные виды деятельности, а также способствовало развитию восприятия, памяти, мышления.Сме...

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

Конспект ООД на тему "Путешествие в гости к бабушке" 1 мл.группа

Конспект ООД с элементами пальчиковых игр и логоритмических упражнений...

Конспект игры-путешествия"В гости к бабушке"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми раннего возраста ( 1,5-2 года)...

« В гости к бабушке Варварушке», «Путешествие по русским народным сказкам» , «Театрализованная игра по сказке «Репка»

1.Конспект занятия по развитию речи  во второй младшей группе с использованием малых фольклорных жанров " В гости к бабушке Варварушке"2.Конспект занятия по развитию речи...

Конспект игры - путешествия "В гости к бабушке"

В ходе проведения игры - путешествия решаются задачи речевого, познавательного, худжественно - эстетического развития дошкольников младшего возраста...