РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Беляева Наталья Владимировна

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта. Поскольку в старшем дошкольном возрасте еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр развития творчества детей и юношества»

(МБОУ ДОД ЦРТДиЮ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«МОЯ РОДИНА – ЮГРА»

В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Составитель программы:

 педагог дополнительного образования

 Беляева

 Наталья Владимировна

г. Ханты-Мансийск

2014г.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость развития интересов в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания детей  о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта. Поскольку в старшем дошкольном возрасте еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города

Базовым  этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста   любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных особенностей и ценностей нашего округа, демографических и климатических особенностей нашего региона. 

Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, включающих в себя знания о родном крае, в котором мы живем детям старшего дошкольного возраста, не посещающим дошкольное образовательное учреждение.

Реалистичность программы определяется имеющимися на сегодня материально- техническими и научно-методическими ресурсами. Реализация программы предусматривает дополнительные материальные ресурсы.

Участники программы:

К участию в реализации программы привлекаются дети старшего дошкольного возраста, не посещающие  дошкольные образовательные учреждения г. Ханты-Мансийска, желающие обучаться по данной программе на добровольной основе.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ

Знания о родном крае, стране, в которой мы живем,  необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Сущность краеведения для старших дошкольников  заключается во всестороннем изучении определенной территории своего края. Краеведение развивает у детей наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.  В результате изучения программы у старших дошкольников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные умения и навыки.

III. НОВИЗНА

 Программа  способствует развитию познавательных способностей в области краеведения детей.  Программа содействует гармоничному развитию личности, поможет совершенствовать духовных и физических потребности дошкольника. Особо важно воспитание патриотизма, любви к родному краю.

IV. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Содействовать развитию интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине.

V. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц) ;

2. Приобщать к культуре традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

3. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

VI. МЕТОДЫ РАБОТЫ

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа).
  • наглядный метод (показ картин, карточек,  подлинные предметы быта, игрушки, народные промыслы, презентаций и др.)
  • метод дидактических игр
  • практический (коллаж, изготовление макетов, традиционных кукол )
  • проблемная ситуация
  • метод погружения в исторический мир (Музей природы и человека, Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»,  Дом -музей народного художника СССР В.А. Игошева,  Театр «Обско-угорских народов – Солнце»,  Галерея-мастерская  художника Г.С. Райшева,  Центр народных и художественных ремесел,

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знания:

  • о родословнаой семьи.
  • о культуре своего края.
  • некоторые сведения из истории своего города, края;
  • о достопримечательностях своего города, края.
  • о традиционных праздниках русского народа и коренных народов

Умения:

  • уметь рассказывать о назначении объектов города, о достопримечательностях края,
  • изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи
  •  уметь ориентироваться по карте.

Ожидаемые результаты: достаточно сформированы знания о родном крае.

VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Показатель

Минимальный уровень

Базовый уровень

Высокий уровень

1.

Знания о Ханты- Мансийске

2-5

6-9

10 и выше

2

Знание о Югре. Коренных жителях

2-5

6-9

10 и выше

3

Знания о своей семье

2-5

6-9

10 и выше

IX. УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

в том числе:

теория

практика

1

Моё имя. Моя семья

1

1

-

2

Наша- родина Россия

1

0.5

0.5

3

Мой город Ханты-Мансийск

1

0.5

0.5

4

Флаг, герб города

1

1

-

5

Достопримечательности города

2

1

1

6

Улицы города

1

1

-

7

Родословная моей семьи

1

-

1

8

Герб моей семьи

1

0.5

0.5

9

Профессии моих родителей

1

0.5

0.5

10

Мы живем в Югре

1

1

-

11

Флаг, герб Югры

1

0.5

0.5

12

Города Югры

1

1

-

13

Коренные жители Югры. Ханты и Манси

2

2

-

14

Народные промыслы. Ханты.

3

1

2

15

Игры народов Севера.

3

-

3

16

Сказки народов Югры

3

1

2

17

Народные промыслы. Манси

3

1

2

18

Традиционные праздники

2

2

-

19

Традиционные занятия жителей

2

1

1

20

Природа родного края

1

-

1

21

День Победы

1

-

1

22

Музеи города

1

1

-

23

Подземные богатства

1

1

-

24

Я знаю. Я умею

1

-

1

Общее количество часов:

36

18.5

17.5

                               

X. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

примечание

теория

практика

Моё имя. Моя семья.

1

1

Наша родина – Россия.

1

0.5

0.5

Мой город Ханты-Мансийск.

1

0.5

0.5

Флаг, герб города.

1

1

Достопримечательности города.

1

1

Достопримечательности города.

1

1

Улицы города.

1

1

Родословная моей семьи.

1

1

Герб моей семьи.

1

0.5

0.5

Профессии моих родителей.

1

0.5

0.5

Мы живем в Югре.

1

1

Флаг, герб Югры.

1

0.5

0.5

Города Югры.

1

1

Коренные жители Югры.Ханты.

1

1

Коренные жители Югры.Манси.

1

1

Народные промыслы. Ханты.

1

1

Народные промыслы.Ханты.

1

1

Народные промыслы.Ханты.

1

1

Игры народов Севера.

1

1

Игры народов Севера.

1

1

Игры народов Севера.

1

1

Сказки народов Югры.

1

1

Сказки народов Югры.

1

1

Сказки народов Югры.

1

1

Народные промыслы.Манси.

1

1

Народные промыслы.Манси.

1

1

Народные промыслы.Манси.

1

1

Традиционные праздники.

1

1

Традиционные праздники.

1

1

Традиционные занятия жителей.

1

1

Традиционные занятия жителей.

1

1

Природа родного края.

1

1

День Победы.

1

1

Музеи города.

1

1

Подземные богатства.

1

1

Я умею. Я знаю.

1

1

Общее количество часов:

36

18,5

17.5

XI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В течение обучения дети получают  и расширяют  знания в необходимом объёме о родном крае, городе, коренных жителях края, их традициях.

XII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.  Компоненты реализации

  • комплектование учебных групп;
  •  планирование работы ;
  • системный подход в преподавании материала
  • оснащение материально-технической базы;
  • составление плана мероприятий;

  1. Принципы реализации

Принцип научности.    Информация, излагаемая в программе, должна быть достоверной.

Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.

Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.

Принцип опоры на интерес.   Весь реализуемый материал должен быть интересен для ребенка.

Принцип доступности.     Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.

Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.

Принцип последовательности. Материал имеет логическую последовательность.

Принцип обратной связи. Педагог постоянно интересуется впечатлениями детей от прошедшего занятия.

XIII. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

 Неотъемлемой частью реализации программы является взаимодействие  с родителями дошкольников. Своевременное информирование  родителей об успехах детей. Необходимость совместного знакомства с родным краем у детей  старшего дошкольного возраста формирует позитивные целевые установки, доброжелательное отношение к своей семье, родине, народам населяющих Югру в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире. Следует донести до родителей, что совместное посещение музеев, выставок, памятных мест занимает важное место в системе дошкольного образования и ориентировано на знакомство и узнавание родного края, в том числе на многообразном материале природы родного края.

       XIV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
  2. В бездонных водах времени: улицы и памятники Ханты-Мансийска. Екатеринбург 2012
  3. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  5.  Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
  6. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

Интернет ресурсы

1.images.yandex.ru- фото о Ханты-Мансийске

2.nashural.ru – Наш Урал

3.http://www.maam.ru/ - маам.ru -Международный образовательный портал

4. nsportal.ru – образец написания рабочей программы по ФГОС

5.festival.september.ru – Авторская рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Ханты-Мансийску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»

Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...

Перспективное планирование «Приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы».

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» содержит четко поставленные ос...

Краткосрочный образовательный проект группа раннего развития "Игра-инсценировка сказки "Репка"

Краткосрочный образовательный проект  в группе раннего развити "Игра-инсценировка ссказки "Репка". Данный проек поможет сформировать у детей интерес к индивидуальному и совместному...

Рабочая программа школы раннего развития «Уроки в школе радости»

Рабочая программа  школы раннего развития «Уроки в школе радости»...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

Диагностические материалы по программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной области "Социально -коммуникативное развитие"

Диагностические материалы по  программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной  области "Социально -коммуникативное развитие"...