Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
статья (подготовительная группа) на тему

Бышева Елена

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

БЫШЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

 МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»                                                                                                                                      Республика Мордовия, Лямбирский район,  село Лямбирь.  

                                                           

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая культура,  природа,  поликультурное воспитание  дошкольников.

АННОТАЦИЯ. Статья способствует  поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края.

MULTICULTURAL EDUCATION of PRESCHOOLERS through ACQUAINTANCE with nature of the NATIVE LAND

BYŠEVA ELENA VYACHESLAVOVNA

MBDOU "kindergarten No. 3 Lyambirsky combined form" Republic of Mordovia, Lyambirsky district, Lâmbir′ village.

KEYWORDS: environmental culture, nature, multicultural education in pre-school children.

ANNOTATION. Article promotes multi-cultural education of preschoolers through the nature of their native land.

                                           

     Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

     Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

     Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных  задач педагогов.

      Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности на примерах своего региона.

     Проект «Дорог мне мой край родной», над которым мы работаем,    способствует  поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края.

   Мы  решили, что  тема нашего проекта очень актуальна  на сегодняшний день, так как  формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. 

     Главная  цель проводимой  работы  - это формирование начал экологической культуры через поликультурное воспитание,  формирование  у детей осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе.

     Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- овладение детьми знаниями о взаимосвязи природы и человека,формирование практических умений по разрешению экологических проблем;

- воспитание ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, привычек активной деятельности по охране окружающей среды;

-формирование у детей элементарных представлений о том, что  мы живем в  Республике  Мордовия;

- уточнение  знаний детей о природе, реках, озерах,  растениях,  об образе жизни животных нашего края;

- знакомство с картой  России, Мордовии, Лямбирского района;

- формирование экологической культуры  у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного села Лямбирь;

- развитие  у детей эмоционального состояния, гордости за родные места, желания украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Республики Мордовия зависит от нас самих.

     Для решения поставленной цели мы выбрали следующие пути и средства реализации:

- беседы с детьми в совместной деятельности,  наблюдения ( за деревьями, за травкой, за животными );

- занятия(«Растения нашего края», «Животный мир нашего края», «Заповедники Мордовии», «Лучше нет родного края», «Люблю тебя мой край родной» и другие);

- чтение художественной литературы (Т.Тимохина  «Как зима Степку лечила» , А.Ежов «Моя Родина»,  Г.Тукай «Туган тел» , И.Суриков «Вот моя деревня» и др.);

- рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий;

- дидактические игры и упражнения;

- экскурсии.

     Организуем  выставки рисунков и поделок детей нашей группы («Белая береза», «Первоцветы», «Веселое лето», «Вот такая осень», «Деревья у озера»). Наиболее удачные работы отправляем  на интернет-конкурсы.                

     Большое внимание уделяем  настольным   и дидактическим играм, так как именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер («Собери картинку», «Времена года», «Посели в домик», «Чей хвост?», «Когда это бывает?» и др.).

   Постоянно  разучиваем  и проводим народные игры на прогулке    (мордовские игры: «В ключи» - «Панжомнесэ», «В курочек» -«Сараскесэ» , «Круговой»-«Мячень кунсема», «Раю – раю»; татарские народные игры:  «Спутанные кони» - «Тышаулы атлар», «Угадай и догони» - «Читанме, бузме»,  «Продаём горшки» - «Чулмак уены» и др.).

     В каждой группы детского сада есть свой уголок природы.  Дети с большим удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят почву, протирают листочки, поливают растения, убирают сухие листочки.  Отмечаем  погоду условными знаками. В конце месяца сравниваем  состояние погоды , считаем, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делаем выводы о погоде.

       Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса.

     Вместе с родителями проводим  развлечения, досуги («День весеннего равноденствия», «Путешествуем с Бабой Ягой», праздник «Русская береза» и другие).

     Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Поликультурное  воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»  способствует привитию  любви к родному краю,   формированию  элементарных  представлений  о природе  родного  края. Дети  на эмоциональном уровне испытывают  любовь и привязанность к своему родному краю, к селу,  родному дому, детскому саду;  испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережнее относятся к ней.

     Родители больше проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к природе  родного края, принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий,  заниматься педагогическим самообразованием.

     Верно сказал Л.А. Владимирский: « То,  что нам дарит наша земля и родная природа  –  рассветы и закаты, пение птиц,  журчание ручейка, капельки росы на траве,  ласковый ветерок в июльскую жару,  морозные узоры на окнах зимой,  нежные резные снежинки,  курлыкающие караваны журавлей в небе осенью,  белые лилии в речной заводи,  грибы,  ягоды и плоды -  всё это бесценное достояние нашего народа,  и мы должны не только любить,  ценить,  восхищаться всем этим, но должны и понимать,  что за ежедневной  суетой нынешней  непростой и не у всех счастливой жизни  очень важно всё это беречь и хранить»


                                               Литература

1.  Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение , 1993. - 128 с.

3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир.  К сожалению, дети в скором времени могут  лишиться  богатств и сокровищ природы.  Сохранение и восстановление при...