ООД в подготовительной группе «Прошлое жилища»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Новикова Галина Анатольевна

Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно          стремиться улучшить свое жилище.

Ход занятия:

·         Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Кто в тереме живет? (ответы детей)

 

·         А сейчас вспомните сказки, где рассказывается, в каких домах жили их герои?

(Теремок, рукавичка, три медведя и т.д.)

 

·         Вот видите, ребята, каждому нужен дом.

ü  У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу

Из ветвей, корней, коры-

Дома делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу,

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе «Прошлое жилища»

Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно          стремиться улучшить свое жилище.

Ход занятия:

  • Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Кто в тереме живет? (ответы детей)

  • А сейчас вспомните сказки, где рассказывается, в каких домах жили их герои?

(Теремок, рукавичка, три медведя и т.д.)

  • Вот видите, ребята, каждому нужен дом.
  • У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу

Из ветвей, корней, коры-

Дома делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу,

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем!

Дидактическая игра «Найди домик»

(на доске изображены животные по одной стороне и их дома на другой)

Цель: необходимо провести ниточку от «животного» до его дома.

Например : Медведь – берлога

                      Белка – дупло

                      Муравей – муравейник

                      Лиса – норма и т.д.

Живым существам без жилища – беда.

Но людям без дома – совсем никуда!

  • Давайте поговорим, как появились дома. В те далекие времена, когда человек еще не научился строить жилье, он волей – неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел. Это была пещера (показ иллюстрации). Заглянув в пещеру человек, понял, что это очень хорошее место. Потому что там можно было укрыться от дождя, от непогоды, от хищных диких зверей. Он принес туда веток, сухой травы и соорудил постель.

Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг (показ иллюстрации). Очаг обогревал жилище и на огне можно было приготовить пищу.

  • Но не в любой местности были пещеры, а жить где то надо. Люди, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши (показ иллюстрации).

Из чего строили шалаши? (Из веток)

  • Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. Так пещера и шалаши стали для далекого нашего предка его первым домом.
  • Как вы думаете удобно было жить в шалаше?
  • Да, неудобно и тесно. Летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер может сдуть.
  • Как выдумаете после пещер и шалашей где стали жить люди? Люди построили дома и стали жить в деревянных домах (показ иллюстрации).

Шли годы, люди научились строить избы из бревен и стали там жить. Давайте рассмотрим деревянный дом – избу (показ иллюстрации).

А вот и наша изба. А строили ее так:

  • на Руси было правило: шел хозяин к соседу:

- «Приходите, говорил, люди добрые ко мне помогите мне избу построить».

- «Непременно придем» - говорили соседи

Шел хозяин к другому соседу и тот ему тоже не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собирались, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

«Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами.

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтёсывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

  • Посмотрите на деревянный дом.
  • Что там есть? (окна, двери)
  • В деревянном доме можно печку топить, в нем тепло и уютно, хорошо дымиться. Дождь не попадает в дом, ветром не сдует.

В избе всегда считали святыми три места:

  • Красный угол (показ иллюстрации) – в красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол самое почетное место в доме. Человек пришедший в избу мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «Красный» означает – красивый, хороший, светлый. Его убирали вышитыми полотенцами.
  • Печь (показ иллюстрации). Без печи изба не изба. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать или лежать греться. Место где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а ещё в ней пекли хлеб и готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супами или кашей вытащить из печи. А  эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
  • Дети, а кто знает пословицы о хлебе?
  • Был бы хлеб, а каша будет….
  • Без соли, без хлеба – половина обеда
  • Хлеб - батюшка, вода – матушка
  • Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
  • Плох обед, коли хлеба нет
  • Сытый думает о деле, а голодный о хлебе
  • Стол (показ иллюстрации) . Это «Божья ладонь» - говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Итак в деревянном доме можно и печку топить, сделать окно и трубу. В нем тепло и уютно, хорошо дышится. Дождь не попадает в дом и ветром его не сдует.

А вот подумайте, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали вот такие  большие многоэтажные дома? (показ иллюстрации). (В многоэтажном доме можно расселить много людей, в них созданы все условия и удобства для жизни людей).

  • Хочу рассказать я о доме своем

Где с папой  и мамой мы вместе живем

В селе или в городе – это не важно

Дом может быть красивым и многоэтажным

Из дерев, камня, бетонный, кирпичный,

Поверьте  что в нем мне живется отлично!

Тепло и уютно в жилище моем

Нет места родней, чем любимый мой дом!

Как называется профессия людей, которые строят дом? (Строители)

  • Наши дети много мечтают

И кем угодно себя представляют

Я предлагаю вам помечтать

И в строителей сейчас поиграть.

Давайте представим, что мы строители и построим дом, в котором вы живете.

Рисование дома (звучит песня в исполнении Л. Сенчиной «Русская изба»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-личностному развитию ребёнка в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища».

Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на социально-личностное развитие детей, имеет следующее программное содержание:1. Углубить знания детей об истории жилища.2. Продолжать у...

НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"

Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "История жилища"

Цель – создание условий для развития у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.Задачи:Обучающие:Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени;З...

Технологическая карта образовательной ситуации в подготовительной группе «Юрта – жилище бурят»

Приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, моделирование обстановки юрты в игровой деятельности....

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»

Программные задачи: познакомить детей с промышленностью г. Бердска в прошлом; дать понятие «промышленность», воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, лю...