Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Андросова Ольга Викторовна

Особенности духовно-нравственного воспитания  детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno-nravstvennyh_kachestv.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

     

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОДНО-НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ СВЯТЫХ.  

    Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев…… Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

     Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

    В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО говорится о необходимости направить обучение и воспитание на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Поэтому работа по духовно – нравственному воспитанию, перспективна, поскольку связана с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений.

       С 2010 г. по 2013г. в детском саду функционировал региональный эксперимент по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры». В связи с этим в воспитательно-образовательном процессе использовалась программа Л.П.Гладких,  В.М. Меньшикова  «Мир – прекрасное творение». В настоящее время в средней и подготовительной группах функционирует кружок «Мир – прекрасное творение», который работает 1 раз в неделю по средам    

   Комплектование групп кружка по приобщению детей к основам православной культуры проведено на добровольных началах в соответствии с заявлениями родителей воспитанников. 

     Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовно – нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Обучающие задачи предполагают:

– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского

народа и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой народа;

– формирование первоначальных представлений о духовном мире, о заповедях нравственной жизни человека;

– знакомство с элементарными сведениям из Священной истории, образно и тематически связанными с нею произведениями художественной литературы, живописи, иконописи (доступными пониманию детей);

– первоначальное ознакомление с важнейшими вехами отечественной истории, великими победами и полководцами, русскими святыми;

– формирование представлений о целесообразном и культуросообразном устройстве предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через трудовые дела, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность.

Развивающие задачи:

– помощь в освоении социальных навыков и норм поведения (приветливости, чуткости, доброжелательности, отзывчивости, благодарности и т. п.), налаживании взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

– развитие умения замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь ее;

– развитие нравственного и эстетического чувства ребенка, формирование системы ориентированных на национально-культурную традицию нравственных и эстетических эталонов (добро — зло, хорошо — плохо, красиво — некрасиво), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, проявлять участие и заботу, приумножать красоту;

– помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции;

– содействие развитию речи детей: обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности;

– развитие чуткости к художественному слову (поэтическому и прозаическому), воспитание трепетного отношения к образам Родины и образам детства, представленным в произведениях русских поэтов и писателей;

– развитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений, навыков усидчивости и аккуратности.

Воспитывающие задачи предполагают:

– помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям отечественной культуры, традиционному укладу жизни;

– содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

– содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельному, непраздному проведению времени;

– воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;

– воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

– воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

– воспитание основ художественного вкуса и эстетических предпочтений на

основе образцов традиционной культуры; – воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда. Были определены основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников:

Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решении проблем, введения ребёнка в мир человеческой культуры через её открытые проблемы путём повышения активности, инициативы детей в их решении.

Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, её потенциал имеет огромное развивающее значение.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими вилами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной  и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребёнка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Белгородской области.

Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребёнка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

педагогического процесса в соответствии с законами природы, её ритмами, циклами.

Принцип системности направлен на развитие системы отношений: церковь - детский сад – семья - общественные организации.

Принцип преемственности предполагает взаимодействия; детский сад- школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном  учреждении.

 Принцип культуросообразности:  работа с детьми строится на основе церковного календаря; дети знакомятся с культурой, духовной музыкой и православными традициями; помогают родителям формировать семейные христианские традиции.

   В православном уголке подготовительной группы, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники и собран теоретический и практический материал:

- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски детские православные журналы);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы, презентации:

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрационный материал о жизни святых, о православных праздника (репродукции икон и картин, иллюстрации к праздникам);

- оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Губкинского района», «Святые места России», «Православные святые»).

- для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

    Опираясь на результаты первоначальной диагностики, учитывая уровни развития детей, был составлен перспективный план работы по ознакомлению дошкольников  с подвигами защитников земли русской и выбраны темы месяцев.

Сентябрь: «Святитель Иоасаф Белгородский – покровитель Белгородщины».

Октябрь: «Преподобный Сергий Радонежский – пример для подражания».

Ноябрь: «День Народного Единства - подвиг Минина и Пожарского».     

   События рубежа 16-17 в.в. получили название «смутное врем». Самозванцы, литовцы, поляки, разоряли страну. Устав от бесконечной смуты, народ России мечтал о твердой власти. А раз порядок в стране навести было некому, в народе созрела идея ополчения.
- Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную признательность как «выборный от всея земли человек», - не пожалеем животов наших! Дворцы свои заложим – освободим Русскую землю!
Возглавил войско князь Дмитрий Пожарский. Выгнали русские воины поляков из Кремля, освободили Москву.
    В память о народных защитниках Русской земли в центре Москвы на Красной площади (у Собора Василия Блаженного) на народные деньги, установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому и гражданину Кузьме Минину от благородной России.

Декабрь: «Николай Чудотворец».

Январь: «Добрый Батюшка Серафим Саровский».

Февраль: «Куликовская битва - подвиг Дмитрия Донского». Пришло время дать отпор Золотой Орде. Собрал князь Московский Дмитрий огромное войско. Целый день до ночи бились русские с татарами у реки Дон на поле Куликовом. После победы князя Дмитрия назвали Донским. Куликовская битва показала силу русского оружия и положила начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Март: «Какие женщины у христиан».

Апрель: «Александр Невский». 1240 году с севера-запада напали на Русь шведы. Шведский флот подошел к устью реки Невы. Новгородский князь Александр выступил навстречу и стремительно атаковал шведов. Славную победу одержали новгородцы в этой битве, а князя Александра с той поры стали называть Невским. Спустя два года вторглись на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля 1242 года дружина Александра Невского встретилась с крестоносцами на льду чудского озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».
Май: «День Победы – День Георгия Победоносца» В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в  Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.

    Измученный воин  обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: « не бойся, Георгий, я с тобой!» Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию и сказал: « Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал,  и его раны исчезли. При виде такого чуда, все вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил противников и они убили Георгия.

    Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги. Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден « За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества

    В беседах и разговорах с детьми по истории государства Российского давала понять, что весь материал, который преподносила детям, ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа.

     Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

    И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриотов. Из разговоров с детьми выяснилось, что у детей формируются первые базисные понятия о чести и совести, мужестве и отваге.

Для эффективного решения обозначенных задач сочетались различные методы работы:

  • наглядные (экскурсии, целевые прогулки, рассматривание репродукций, картин, икон, дидактические игры). 

 По всем историческим событиям подобрано литературный и иллюстративный материал, как для воспитателей (энциклопедии – Ю. Лубченков «Русские полководцы» из серии «История России»), так и для детей (В.И. Еременко «Дмитрий Донской», Г.В. Пятова «Александр Невский», М.Ю. Лермонтов «Бородино», О.Тихомиров «На поле Куликовом», А. Новиков "Святой чудотворец Сергий Радонежский",  «День народного единства» Н. Майданик, Н. Скоробатько «Батюшка наш Серафим», "Сказание о Мамаевом побоище" и др.);
- Рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин. Рассматривание картин сопровождаем объяснением и рассказом воспитателя. Рассказ краткий, четкий, эмоциональный. Собраны репродукции картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»;
Нестерков Владимир Евгеньевич "Приезд Святителя Иосафа Белгородского в Грайворон»; «Штурм Московского кремля ополченцами 4 ноября 1612 года»;  «Преподобный  Серафим Саровский с медведем»; В.К. Сазонов «Дмитрий Донской на Куликовом поле» А.В. Шишов «Александр Невский в Ледовом побоище на Чудском озере»

- портреты князей и полководцев; иллюстрации (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Великая Отечественная война в произведениях художников», наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»,  «День Победы» , «Лента времени»)

  • словесные  

- интегрированные занятия по ознакомлению детей с святыми защитниками Отечества, беседы с детьми о главных сражениях, сыгравших важнейшую роль в ходе военных операций («День народного единства - подвиг Минина и Пожарского», «Куликовская битва - подвиг Дмитрия Донского», «Герой Невской и Ледовой битв князь Новгородский Александр Ярославич», «Разгром фашистских войск под Москвой»,), о роли женщин «Какие женщины у христиан», со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям; дать детям представления о Пресвятой Богородице, как покровительнице, Заступнице и Представительнице прообраза женщины – матери; 
- заучивание стихотворений, чтение художественных произведений. Для работы подобраны специальную методическую литературу:
 «Родимая страна» А. Прокофьев, М.Волошин «Святой Серафим»,
 М.Ю. Картушина «День Победы», Я. Нересов, В. Волков «Война народная» из серии «История России» и др.), Л.А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества»; дети слушали с большим интересом, обсуждали, рассматривали иллюстрации. При рассматривании иллюстраций обращали внимание на то, какими были в те времена доспехи воинов, рисовали и раскрашивали их. Родители наших детей интересовались и помогали нам в нашей работе. Дети и родители продолжали и дома рисовать на эту тему рисунки, составлять рассказы и истории о жизни защитников России.

- Культурно - досуговая деятельность.
   Проводились  
праздники: 

  • «Малая Родина - любимый Губкин»;
  • «Преподобный Сергий Радонежский – пример для подражания»;
  • «День Народного Единства»;
  • Дню защитников Отечества «Не забудем их подвиг великий!»;
  •  «От матери земной до матери небесной»;  «Победная весна - нам есть, чем гордится»

Развлечения:

  • Викторина «Сергий Радонежский – заступник земли русской»
  • Конкурс знатоков: «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»;
  • Игровой тренинг «Делаем добрые дела «тайно» как Святой Николай».
  • Вечер досуга «Светлый образ Батюшки Серафима»
  • Литературно-музыкальная композиция «Славься, страна, Мы гордимся тобой

театрализованные представления:

  • Инсценировка «Явление иконы Божией матери, Казанской»;
  • Кукольный театр «История святого Николая»
    -
    Спортивные игры;
    Проводились богатырские игры-соревнования
  • «Богатырские состязания»
  • Спортивное развлечение «Папа, дедушка и я защитим страну всегда!»
  •  «Здоровый дошкольник на стадионе Родина» (спортивный досуг)

- сюжетно-ролевые игры. 

  • историческое путешествие в прошлое нашей России
  • Игра «Есть такая профессия – Родину защищать»

      Игра  для дошкольника продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе и нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться  общепринятым правилам. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

      Например, педагоги с детьми составили «Правила дружной игры»: 

  • Всем вместе договариваться о правилах игры;
  • Честно соблюдать правила игры;
  • Нарушивший правила не может считаться выигравшим;
  • Не злиться, и не драться если проиграл

А есть правила, сформированные в виде пословиц и поговорок:

  • Нет большого позора – не выполнить договора.
  • Уговор – дороже денег.
  • Сам себя губит, кто других не любит.
  •  Кто зря сердит, у того голова болит.

       В игре формируется основа будущей общественно полезной деятельности. В этом воспитателям помогают такие игры как игры в профессии, а также различные поручения родителей и воспитателей. Переход от игры к серьёзной деятельности ребёнок осознаёт как важное, одобряемое окружающими дело. Так дети представляют результат деятельности, стараются приложить волевое усилие для доведения дела до конца. Чтобы порадовать других.

      Ведётся работа по закреплению вежливых слов в ходе игр («Похвали соседа», «Назови ласково», «В стране вежливых слов»и т.д). В словарной игре «Добрый» дети подбирают такие словосочетания: добрая душа, добрый человек, доброе дело, добрый поступок, доброе сердце, добрый молодец, добрая  рука, доброе здоровье, доброе утро. На вопрос: «Что такое добрый поступок?», дети отвечают: «Это смелый поступок, когда человек делает какое-то добро. На такой поступок способен человек с добрым сердцем и душой. Такое сердце у моей мамы, у неё добрые руки и добрые глаза, добрая улыбка».

     Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Поэтому в этических беседах: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Лучшее слово о дружбе», «Спешите делать добро» происходит разговор о внимании друг к другу, о сопереживании, сочувствии, терпимости, милосердии, мягкосердечий. И хотя вопросы на первый взгляд простые: «Какими словами ты начал день? Сколько раз ты  сегодня сказал добрые слова? Сделал ли ты сегодня что-то доброе?», ребята значительно расширяют их кругозор и говорят о том, что радостно смотреть маме в глаза, когда тебя хвалит воспитатель и отводишь взгляд, стыдно, когда воспитатель рассказывает о проступках.

- Использование технических средств обучения.
Прослушивали с детьми музыкальные произведения о Родине, армии в грамзаписи
 (Аудиозапись кассета «Доброта, природа, музыка. Христианские сказки для детей» составитель Е.Королева из серии «Золотые зернышки»), былины в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли» (из детской аудиокниге), просматривали мультфильмы - «О батюшке Серафиме», «Князь Владимир», «Лебеди Непряды» и др.,
Приобрели диски для частичного показа детям о Великих князьях русских («Иллюстрированная история государства Российского»).
диски с военными песнями (аудиоэнциклопедия «Великая Отечественная»).

 - с семьей - культурное просвещение родителей, привлечение родителей к сбору краеведческого материала, организация открытых занятий с детьми; подготовка и участие в конкурсах; информационные бюллетени; тематические выставки, лекторий для родителей  «Как воспитать патриота?» (Приложение № 12). Все это входит в жизнь семьи, становится важным содержанием совместной жизни

- с работниками ДОУ - консультации; конкурсы; научно-методическая деятельность; обобщение лучшего опыта работы.

  • художественно-практические (изготовление поделок, наглядных пособий, декораций, атрибутов, вечера и праздники.
  1. - Изготовление сувениров, самоделок, открыток, букетов в подарок папам, дедушкам, ветеранам.
    - Продуктивная деятельность.
    Во время образовательной деятельности рисовали, лепили, делали аппликации и поделки на темы: «Нарисуй портрет  Николая Чудотворца»

 «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др.
- Выставки творческих работ детей и родителей.
Организовывали выставки: «Рождественская сказка», «Пасхальная радость», «День Победы», «От защитников богатырей – до защитников наших дней».

- создание стенгазеты «Моя семья – моя крепость»; «Ими гордиться наша семья».

     Впечатления, которые «пропущенные через детское сердце», играют огромную роль в становлении личности патриотов. Из разговоров с детьми выяснилось, что у детей формируются первые базисные понятия о чести и совести, мужестве и отваге.

      Нас заинтересовало, а как же обстоят дела со знанием данного вопроса у родителей наших воспитанников? Для выявления уровня знаний родителей на родительском собрании была проведена игра «Слабое звено» (Приложение № ,,,, ) .

Проведение «Слабого звена» позволило сделать такие выводы:

1) Определен низкий уровень знаний по данной теме всех участников педагогического процесса.

2) Необходимо разработать и провести дополнительные мероприятия по увеличению объема знаний о святых покровителях русского воинства.

3) Культивировать желание по работе с различными источниками для своего развития духовного, нравственного и патриотического.

Для решения этих задач нами были разработаны следующие мероприятия:

  • Папка-передвижка «Памятники истории и культуры г. Губкина»
  • Тематическая выставка «Святое воинство: образы небесных защитников в русском искусстве»
  • Выпуск брошюры «Святые покровители русского воинства»
  • информационные стенды «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства», «О героях народного ополчения - Д. Пожарском и К. Минине», «Что означает – народное единство?».
  • Папки-раскладушки «Легко ли быть матерью»,
  • Памятка для родителей «Правила родительской гармонии».

Через некоторое время после проведения выставки и выпуска брошюры нами было проведено анкетирование, результаты которого помогли сделать выводы о том, что:

1) У родителей появилось стремление узнать больше из истории России, а именно о святых покровителях русского воинства;

2) Увеличился уровень знаний по теме;

3) Родители изъявили желание участвовать в организации стенда «Русское воинство и его покровители», что поможет нам продолжить работу по данной теме и повысить результативность через совместную работу детей, родителей и работников ДОУ.

     Таким образом, наметилась положительная динамика в освоении темы «Святые покровители русского воинства» среди родителей воспитанников ДОУ и его работников.

    Совместными усилиями собрали библиотеку «Защитники Отечества», подобрали иллюстрации древнерусских воинов, собрали образы защитников России в репродукциях художников. Всякий раз предоставляли детям возможность высказаться, совместно разрешить проблемные ситуации. Познавая русскую историю от святых до героев современной  России, мы видели, как меняются наши дети, меняется их осмысленность в оценке добра и зла.

    Наши дети очень изменились за последний учебный год: получив знания по истории России и её защитниках, пережив много волнующих минут, окунувшись в поисковую деятельность, при активном участии родителей, дети очень повзрослели, их рассуждения и выводы стали очень вдумчивыми и серьезными, у большинства из них сформировались основные положительные качества личности, дети стали более самостоятельны в поиске новых знаний по истории России, у них пробудился определенный интерес к историческому прошлому своего народа. Пережитые положительные эмоции – удивление, гордость, радость успеха, сопричастность с историей своего народа – создали у детей уверенность в своих силах и сформировали первые гражданские и патриотические чувства.

    С целью отслеживания результатов развития детей по социально-нравственному воспитанию нами был проведен самоанализ деятельности по четырем разделам: «Человек среди людей», «Человек в культуре», «Человек в истории» и «Человек в своем крае». Данный анализ деятельности показал, что по всем разделам дети показали хорошую общую познавательную осведомленность, у них выявлен значительный интерес к культурно-историческому наследию русского народа: дети имеют обобщенные представления о традиционной культуре, о своем крае как части России, об истории возникновения родного города и края, проявляют интерес к истории своей семьи, детского сада, города, страны. В разделе «Человек в истории» дети показали себя настоящими знатоками, они владеют обобщенными представлениями о себе как носителе исторических ценностей, об основных исторических событиях страны, осознают нравственную ценность поступков людей, общественную историческую значимость событий. Средний балл по этому разделу составил 2.47, что говорит о сформированности  у детей определенных нравственных установок, чувств и качеств личности.

    Таким образом, знания об историческом прошлом, в частности о святых покровителях русского воинства позволяют приобщать детей к народной культуре, русскому наследию и воспитывать гражданина преданного своей Родине. Выяснили, что к небесным покровителям причислены и святые князья, цари, царевичи, великомученики, пророк, преподобный и даже былинного героя отождествляют с небесным защитником. Все они отличались праведной жизнью, служением Господу в любые времена и самыми главными их заслугами стали любовь к Отчизне, защита Родины и непоколебимая вера в нее. Этими праведными чувствами пропитаны наша жизнь, наши корни, наше прошлое, настоящее и будущее.  

     Продолжая знакомить детей с защитниками нашего Отечества, давала понять им, что готовность к защите своей Родины, гордость за неё – самое лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество, полюбит и родителей, и родной город, и свою улицу, и детский сад, и своих друзей. И не нужно забывать о том, что побеждает тот, кто основывает свои жизненные позиции на основах, заложенных издревле: мужчина должен оставаться мужчиной, женщина – хранительница очага, земля принадлежит нам, так как за ее сохранение проливали кровь наши предки.    

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

     Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни

В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ»

Автором представлена консультация для педагогов с прилагаемым списком художественных произведений, направленных на формирование у дошкольников  общепринятых моральных норм и ценностей....

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...