ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Платонова Валентина Григорьевна

ГОТОВИМСЯ  К  ГМО  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНЫХ  ГРУПП

 

ТЕМА: «Использование тематической прогулки в экологическом воспитании детей»

Планирование прогулки:

 

·        Указание цели прогулки

Возможные варианты:

§        активизация двигательной деятельности детей;

§        осуществление закаливания организма;

§        физическое развитие каждого ребенка;

§        расширение представлений о явлениях и предметах окружающей действительности;

§        формирование у детей трудовых навыков;

§        нравственное воспитание;

§        повышение эмоционального настроя

 

·        Компоненты прогулки, в том числе и тематической:

*    наблюдение

*    игровая деятельность

*    трудовая деятельность

*    двигательная активность, закаливание организма

*    познавательно-речевая деятельность

 

·        Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

v    поручения (индивидуальные, групповые);

v    коллективный труд;

v    хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);

v    труд в природе (в цветнике, газонах, огороде, на участке);

v    ручной труд (в летний период)

 

·        Построение прогулки зависит:

o       от предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятия по математике, развитию речи – подвижную игру);

o       времени года (например, в холодный период года предусматривается проведение игр с большой подвижностью, в теплый период проводятся игры малой подвижности или дидактические);

o       индивидуальных и возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)

o       познавательных интересов детей

КОНСПЕКТ  ТЕМАТИЧЕСКОЙ  ПЕСОЧНОЙ  ПРОГУЛКИ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

 

ТЕМА: «Песок и его свойства»

 

 

Цель: ознакомление дошкольников со свойствами песка.

 

 

ХОД  ПРОГУЛКИ

 

     Перед выходом на прогулку детям сообщается тема прогулки. Ребята, к нам пришло письмо. От кого же оно? «Дорогие ребята! Я пишу вам из страны, где нет ничего, кроме песка и небольшой полусухой, колючей растительности. Вы хотите поближе узнать все о песке? Тогда я вас приглашаю в мою страну на песочную прогулку. Туда вас приведет песчаная дорожка. Жду вас. Ваш знакомый верблюд Васька».

     Дети идут по песчаной дорожке и на участке останавливаются возле песочницы. Дорожка там закачивается. Вот мы и пришли в страну верблюда Васьки. Ребята – это пустыня.  (Показывает на песочницу). Смотрите, сколько здесь песка! Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами песка.

     НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА  СВОЙСТВАМИ  ПЕСКА  С  ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕМ.

С.Маршак  «Желтая страница»

Вы любите, ребята,

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.

Как нитка золотая,
У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

     Как вы думаете, о каком песке говорится в стихотворении? (О сухом). Выясняет у нескольких детей, о каком песке идет речь. Давайте с вами проверим, так ли это. Возьмите ведерки, совочки.

     Попробуйте пересыпать песок в ведерко. Что делает песок? (Он сыплется, бежит струйкой, как бы течет). А почему же он так сыплется? Давайте с вами узнаем, а для этого возьмите лупы и рассмотрите сухой песок. Из чего он состоит? (Из отдельных песчинок). Можно ли из него сделать пирожки? Возьмите формочки и попробуйте. Получаются ли пирожки? (Нет). Почему? (Потому что сухой песок рассыпается). А из какого песка можно лепить пирожки, куличи? (Из сырого).

 

Г.Люшнин «Песчаный дом»

Поутру из черной тучи

Падал дождик целый час.

Отсырел песок сыпучий

Здесь, в песочнице у нас.

Сразу взялся я за дело

И построил дом с окном.

В полдень солнышко пригрело –

И рассыпался мой дом.

     После чего песок становится влажным? (После дождика). А у нас нет дождика, как же сделать песок мокрым? (Полить его из лейки). Давайте польем песок вот в этом месте. (Дети поливают песок). Давайте попробуем сделать пирожки из мокрого песка. (Дети выполняют лепку пирожков, куличей из сырого песка, используя формочки, ведерки). Почему пирожки не рассыпались сразу, как это у нас случилось, когда мы лепили их из сухого песка? (Потому что он мокрый. Песчинки склеились друг с другом). Возьмите снова лупы и посмотрите, как выглядит мокрый песок.

     А теперь проведем такой эксперимент. Посмотрите, у меня в одной банке насыпан сухой песок. Я вставлю в отверстие крышки трубочку и буду в нее дуть. (Проводит эксперимент). Что происходит с песком? (Он легко двигается, сдувается.) А теперь посмотрим, как ли это будет в банке с сырым песком? (Дует в банку с сырым песком. Такого эффекта не происходит). Почему песок не сдувается так легко, как в банке с сухим песком? (Потому что он мокрый и склеивается между собой и еще мокрый песок тяжелее, чем сухой).

     А сейчас я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в мелкие сухие песчинки. «Сим-селабим. Покрутись, покружись и в песчинки превратись». Кто вы теперь? (Песчинки). А я ветер. Когда ветер сильно дует, то песчинки летят, как пушинки.

     ДВИГАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Подвижная игра «Ветер и песчинки».

(Воспитатель дует на детей – «песчинок», а те убегают от него. Ветер утих, песчинки сели - «легли на землю». Игра повторяется 4-5 раз.)

     Посмотрите, а вот еще одна дорожка из песка. Как вы думаете, куда она вас приведет. Давайте сделаем так: по песчаной дорожке на двух ножках прыгали. Куда мы попали? (На веранду). А теперь по деревянной дорожке попрыгаем на одной ножке. И снова по асфальтовой дорожке то одной ножке, то на двух ножках попрыгаем.

  • Игра-упражнение «На одной ножке и на двух ножках»

     Вот мы с вами снова в пустыне. (Подходят к песочнице). Ребята, а вы знаете, откуда берется песок? (Ответы детей. Если дети затрудняются, то воспитатель рассказывает). А вот откуда: из камней. (Воспитатель берет два камня-песчаника, трет один камень  другой и на лист белой бумаги сыплется песок). В природе ветер и вода, жара и мороз разрушают камни, в результате чего появляется песок.

     Послушайте еще стихотворение о песке, а затем вы решите, кто и что будет делать.

 

Г.Ладонщиков «Золотистая гора»

В центре нашего двора –

Золотистая гора.

Там работают, играя,
Ребятишки-мастера.

Петя и Игорем вдвоем

Терпеливо строят дом –

Ваньку-встаньку

И матрешку

Поселить решили в нем.

На дощечке,
Как в печи,
Пирожки и куличи

Для друзей печет Аленка.

Уж, наверно, горячи!

Рядом Коля с ней сидит,
У него серьезный вид.

Он высокую плотину

Сам построить норовит.

От него невдалеке –

Маша с палочкой в руке.

Ничего она не строит,
Просто роется в песке.

 

     ТРУД.

     (Дети выбирают, кто и что будет делать. Выполняются постройки из сырого песка, стройка дома из брусочков, стройка плотины).

     СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА.

Ребята, а у нашего друга Васьки-верблюжонка сегодня день рождения. Давайте ему устроим прекрасный праздник! Что для этого нужно делать? Кто будет печь пирожки, куличи? Он очень любит есть пирожки и куличи. Кто будет накрывать стол? (Когда дети угостят верблюжонка, воспитатель предлагает). Как вы думаете, что можно еще для нашего Васьки сделать. Ведь у него праздник – день рождения? (Дети предлагают поиграть с ним в народную игру «Каравай».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость  использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий,  интегрирова...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников

Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам....

Готовимся к ГМО воспитателей дошкольных групп. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГОТОВИМСЯ  К  ГМО  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНЫХ  ГРУПП  ТЕМА: «Использование тематической прогулки в экологическом воспитании детей»Планирование прогулки: ·...

Консультация для воспитателей:«Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»

Туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в детском саду.На туристических прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. ...

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников...