Статья "Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС".
статья по теме

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей», 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в системе непрерывного образования

как средство реализации ФГОС

(статья на Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей» 19-20.02.2014г.)

Викторова И.В.

г. Юрга, Кемеровская обл.

Необходима ли преемственность детского сада и школы?

Любой человек, утвердительно ответит: «Да!».

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека.

Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и расширение имеющегося объёма знаний. В ситуации дошкольного и начального общего образования это приводит к возникновению перегрузок у детей, чью учебную деятельность непрерывно «расширяют и обогащают» за счет новых знаний. В результате мы зачастую выпускаем в жизнь детей, «напичканных» самой разнообразной информацией, но неспособных применить свои знания в практических, жизненных ситуациях.

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» с 01.09.2013 г. впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, в связи с этим преемственность между дошкольным и начальным образованием приобретает особую роль и становится одним из важнейших приоритетов развития образования в России. В условиях модернизации и инновационного развития важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поэтапного развития.

Сегодня с принятием нового ФЗ «Об образовании в РФ», получив новый статус в системе непрерывного общего образования, дошкольному образованию потребовались такие же ФГОС, как и для трех ступеней школы, то есть с требованиями к структуре ООП, условиям ее реализации и результатам ее освоения с одним принципиальным ограничением - никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций применительно к детям дошкольного возраста.

Принятие и введение ФГОС дошкольного образования и реализация ФГОС начального школьного образования станет важным этапом в преемственности детского сада и школы, а их успешной реализации будут способствовать создаваемые образовательные комплексы, в которых преемственность между дошкольным и школьным образованием рассматривается как один из основных факторов эффективного воспитания и обучения ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания в соответствии с требованиями ФГОС. 

Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»

Вопрос преемственности для нашего педагогического коллектива актуален. Поэтому, мы, решили принять участие в конференции, а именно в обсуждении вопроса «Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС».

За десять лет наш педагогический коллектив накопил огромный опыт по преемственности опорного детского сада в рамках работы центра непрерывного образования «детский сад – школ - ВУЗ».

При создании координационного совета «ЦРР ДС №18 «Теремок» и МАОУ «Гимназии г. Юрги», были учтены различные аспекты преемственности и категории педагогических работников, участвующих в его осуществлении, так как преемственность – это двусторонний процесс.

С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное - сохраняет «радость детства», с другой, гимназия, как преемник, подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Чтобы быть компетентными в организации работы по преемственности, мы определили приоритеты каждой ступени образования и обозначили основные аспекты преемственности:

- согласованность целей дошкольного и начального школьного образования, последовательность содержания процесса обучения (организация, методы, приемы), взаимодействие детей и взрослых. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, проблемно-диалогический метод, метод проектов, технология портфолио, ИКТ.

Наш опыт работы стала центром распространения лучших практик дошкольного образования в городе по проблеме преемственности детского сада и Гимназии.

Для того чтобы, достичь непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования необходимо обеспечить пути согласования своей педагогической деятельности с деятельностью учителей, которые примут ребенка на следующей ступени обучения.

Программа преемственности включает в себя: обучение педагогов на областных, городских семинарах - практикумах.

Заключён договор по сотрудничеству с МАОУ «Гимназии г. Юрги».

Составлен план работы взаимодействия специалистов, воспитателей, учителей Гимназии и родителей, который успешно реализуется ежегодно.

Мы используем, такие формы работы, как:

- круглый стол, консультация для родителей детей подготовительной к школе группы; консультации учителей Гимназии для педагогов МБДОУ; взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности (НОД) и открытых уроков с последующим их обсуждением и рекомендациями учителей для педагогов МБДОУ; разработка индивидуальных рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам; экскурсии в Гимназию г. Юрги; организуются совместные мероприятия: по физическому, художественно-эстетическому воспитанию, День знаний, посвящение в гимназисты; встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях; анкетирование родителей будущих первоклассников; педагогической гостиной для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе; организацию мастер-классов и открытых уроков для родителей будущих первоклассников; организацию дня открытых дверей.

За годы сотрудничества воспитателями и специалистами МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» посещены все виды уроков, а учителями Гимназии г. Юрги НОД по всем образовательным областям, где педагоги отслеживали преемственность технологии обучения и развития детей.

Результаты мониторинга показывают, что:

- у выпускников МБДОУ сформирована мотивация к обучению в школе;

- эмоциональная готовность к обучению;

- умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими;

- развита любознательность, творческая активность и восприимчивость к миру, инициативность.

Педагоги дошкольного образования и учителя Гимназии объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

В заключение хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.

Литература

  1. Сидорова, А. А., Лесина, О. М Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов / Сидорова А. А., Лесина, О. М /
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
  4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, в системе непрерывного образования в условиях ФГОС».

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования -...

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях современного образования вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным....

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Использование ИКТ технологий в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС

Выступление на педсовете. Организация образовательного процесса с детьми дошкольного возраста 6-7 лет в компьютерном классе по программе "Компьютерная азбука"...

Непрерывное профессиональное образование как условие реализации ФГОС

Система непрерывного педагогического образованияНеобходимость непрерывного образования педагогов продиктована требованиями времени. Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного разви...