интеллектуальная игра "Вопрос на засыпку" по теме "Познай свой край"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Прунчак Галина Николаевна

Материал представлен в виде интеллектуальной игры - викторины, проводимой между двумя командами. Такую игру можно проводить как итоговое мероприятие по теме "Познай свой край" с целью систематизации знаний детей о родном крае - ХМАО-Югре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_svoy_kray.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края и страны – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку»

по теме «Познай свой край»

Цель: Систематизация знаний детей о родном крае - ХМАО-Югра.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                            - обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие:                                                                                                                                          - развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:                                                                                                                                              -  воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям ханты и манси.

Правила игры:                                                                                                                                  Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» состоит из IX раундов, по 4 -6 вопросов в каждом раунде. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку. Родители дошкольников выбирается в жюри. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. 

Ведущий: Россия - это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в викторине под названием «Познай свой край». Оценивать результаты заданий викторины будет уважаемое жюри. В состав жюри входят родители наших воспитанников.

I раунд: «Большая карта»

  1. Про какую страну так говорят:                                                                                                          Если долго-долго-долго
    В самолёте нам лететь,
    Если долго-долго-долго
    На страну эту смотреть,
    То увидим мы тогда
    И леса, и города,
    Океанские просторы,
    Ленты рек, озёра, горы…
    Мы увидим даль без края,
    Тундру, где звенит весна,
    И поймём тогда, какая,
    Наша Родина большая,
    Необъятная страна.                                                                                                                    ( Китай,
    Россию, Америку)

  1. Как называется округ, в котором мы живём?                                                                (Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий).
  2. Назовите город, который является центром нашего округа.                                                  (Челябинск, Ханты-Мансийск, Екатеринбург).
  3. Как называется самый большой город Ханты-Мансийского округа? 

(Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск).

  1. Назовите две главные реки округа (Амур и Волга, Лена и Енисей                                         Обь и Иртыш).

II раунд: «Культпоход»

  1. Как называют правителя государства в России?                                                                         (Король, царь, президент).
  2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины?                                                (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).
  3.  Какие народы являются коренными жителями ХМАО?
    (
    Русские и украинцы, татары и башкиры, ханты и манси).
  4. Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси? (Юрта, чум, хата).
  5. Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?                                                                                                                                           ( Саночки, карета, нарты). 
  6. Назовите национальную одежду ханты и манси.

(кафтан, малица, бурка).

III раунд: «Танцевальная переменка»

IV раунд: «Чудеса природы»

  1. Назовите самое продолжительное время года нашего края?                                               (осень, зима, весна).
  2. Когда на севере ночь похожа на день?                                                                              (весной,  летом, осенью).
  3. Назовите ягоду, которая три раза меняет цвет за свою короткую жизнь? (морошка, брусника, черника).
  4. Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной?                                                                    (голубику, бруснику, клюкву).

V раунд: «Живой мир»

  1. Как называются леса ХМАО?

(Тундра, тайга, пустыня).

  1. Какое животное не меняет шубу 2 раза в год?                              

(Заяц, белка, медведь)

  1. Назовите птицу, которая меняет своё оперенье к зиме.                                            (Ворона, синица, куропатка).
  2. Какое дерево не растёт в ХМАО?                                                                                     (Сосна, берёза, кипарис).
  3. Что теряет лось каждую зиму?                                                                                         (Копыта, рога, шерсть).

VI раунд: «Физкульт - привет! »

Игра «Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти—семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки, побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят  круги - озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.                                                                                                                                      Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

                                 

 VII раунд: «Увлечения»

  1. Назовите главное полезное ископаемое, добываемое в Югре.

(уголь, золото, нефть).

  1. Как называют гриб в красной шапочке, растущий среди осиновых корней?                                (Сыроежка, мухомор, подосиновик).  
  2. У какого гриба шляпка в сырую погоду блестит, будто смазана маслом?                                (Масленка, подосиновика, подберёзовика).
  3. Про какую ягодку говорят: «Красненькая пуговка на болоте уродилась»?                                      (брусника, клюква, смородина).
  4. Что  считается основной пищей  нардов ханты и манси?                                                                                                   (Хлеб, орехи, рыба).
  5. Какое хвойное таёжное дерево угощает орехами?                                                                  (Ель, сосна, кедр).   

VIII раунд: «Волшебный сундучок»                                                                                                                        (игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке)

-  Что за камешки лежат в сундучке, которыми коренные жители ХМАО украшают свою  одежду  и украшения?                                                                                                          (жемчуг, янтарь, бисер)

- Что за ягоду называют «северным  виноградом»?                                                           (морошку, смородину, крыжовник) 

IX раунд: «Собери целое из частей»                                                                                                        

В этом раунде  командам необходимо собрать из частей (пазлов) в единую картину герб России (одной команде) и герб ХМАО (другой команде).

Подведение итогов.                                                                                                                                                                          

Ведущий: Россией зовётся общий наш дом,                                                                                                                                   Пусть будет уютно каждому в нём.                                                                                                                Любые мы трудности вместе осилим                                                                                                                             И только в единстве сила России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю своя края родные, свои родные милые места".

Конспект интегрированной образовательной  деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю  своя края родные, свои родные милые места"....

Интеллектуальная игра для педагогов " Знаешь ли ты свой край"

Интеллектуальная игра для педагогов«Знаешь ли ты свою малую Родину?» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе краеведческой деятельности.  Оборудование: мультимедийн...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Интеллектуальная игра "ХОРОШО ЛИ Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения непосредственно-образовательной деятельности в курсе регионального компонента, для проведения кружковой работы по нравственно &nda...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС» На тему: "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ"

Цель: Цель: воспитание любви и гордости за свою малую Родину....