РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СЕВЕРА
статья на тему

Пинаева Татьяна Александровна

На современном этапе  перед дошкольными образовательными учреждениями определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, краю, городу, бережное отношение к их историческому и культурному наследию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ ЧЕРЕЗ

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

СЕВЕРА

 Пинаева Татьяна Александровна

                                                                                                           воспитатель филиала  

«Детский сад № 2 « Сказка»

МБОУ « Средняя школа № 7»г.Няндома

На современном этапе  перед дошкольными образовательными учреждениями определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, краю, городу, бережное отношение к их историческому и культурному наследию.

Наш детский сад «Сказка» на протяжении многих лет использует в своей работе  национально-региональный компонент.   В работе с детьми мы используем совокупность  природных, экологических, исторических, демографических особенностей нашего региона. Какую  цель мы используем для работы над этой темой? Это  возрождение нравственного патриотизма : (потенциала личности национального самосознания, национальной гордости для дошкольников).Все мы знаем, что патриотическое воспитание начинать надо  с регионального компонента. Это близко, это рядом, это понятно ребенку. Это несет огромный воспитательный пример на материале русского севера.

        Задачи по которым работает наш педагогический коллектив:

 воспитание экологической культуры;        нравственное воспитание; патриотическое воспитание;

Определяя содержание национально-регионального компонента в детском саду мы строим работу по следующим принципам:

1. Природосообразности-( природа человека, учет возрастных особенностей: физических, психических, индивидуальных);

2. Культуросообразности-( ребенок дитя того времени, в котором он живет);

3. Народности-( каждый ребенок принадлежит к определенной нации, он одарен национальными особенностями, обусловленными природой родного края, где нация развивалась);

4. Гуманистический-( нация-это не все человечество, поэтому приобщаем ребенка к общечеловеческим ценностям).

   Я сама как педагог люблю свой край и эту любовь хочу донести до своих  воспитанников.  Понимаю как важно , чтобы дети наши как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием , что оставили своим потомкам прадеды наши , веками отбирая самое лучшее , бережно сохраняя , передавали его из поколения в поколение. Сегодня  мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится  к прошлому нашего края. С уверенностью могу сказать, что большинство,  к сожалению, очень поверхностно  знакомо, например, с нашей народной культурой. Как жили в старину люди, как работали, как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?  Отвечая на эти  и подобные вопросы, я хочу восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

        Я посчитала нужным донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями национальных  традиций с раннего возраста. Какие пути реализации регионального компонента я использую?

Во первых –это  формирование экологической памяти:

  1. Сохранение физического и нравственного здоровья ребенка (любая работа педагога  не должна перегружать ребенка).
  2. Формирование знания о природной среде региона и факторов на него влияющих (я провожу много занятий о знакомстве с природой родного края, с животным миром, а также экскурсии с детьми).
  3. Включение ребенка и его семьи в активную деятельность по сохранению природы нашего региона (совместные туристические походы, экологические праздники, КВН, выпуски семейных газет на экологические темы и многое другое)

Во- вторых: формирование культурной, нравственной, эстетической памяти.

                   

    Изучение северной региональной культуры  на основе декоративно-прикладного искусства  города Каргополя  .В частности каргопольской глиняной  игрушки.

Почему я выбрала это ремесло? Потому, что Каргопольский район ближе к  нам, мне интересна история самих игрушек и ее творцов.  На занятиях с детьми превращаюсь  в бабушку Ульяну , не спеша  веду детей к красоте истоков древнего Каргополя. Знакомлю с тем , что много веков на каргопольской земле живет глиняная сказка Севера. Творчество  бабушки Ульяны я сама изучаю давно ,и с каждой  встречей открываются новые тайны. В  ее руках рождались из глины почти живые существа , с которыми старушка в работе  разговаривала , пересмеивалась, шутила.

                             

 Смотришь на перепачканные руки и лица детей и думаешь, что самый смелый скульптор позавидовал бы тому, с какой теплотой и любовью они творят свои игрушки.

                                     

        Чудо-ремесло Каргопольская глиняная игрушка. У нас в детском саду таких игрушек собрана целая коллекция. Большую радость приносят детям всех возрастов Каргопольские игрушки и игры с ними.

                           

Формы организации работы с детьми разнообразны: специально организаванные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность. Дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом лепят игрушки, слушают истории .

Знакомство детей с Каргопольской игрушкой начинается с младшей группы. Малышам я рассказываю о красоте и особенностях той или иной Каргопольской игрушки. Постепенно ребят подвожу к осмыслению понятия «народная игрушка». С ними мы осваиваем отдельные элементы Каргопольского орнамента- это посильная задача для самых маленьких. В старших группах  дети осваивают технику каргопольской росписи и начальные этапы лепки игрушек.  Чтобы дети почувствовали радость творческого созидания, в первый раз я даю им глину готовую. Это позволяет им ощутить вязкость и податливость глиняного теста. Работа с глиной делает руки сильными, пальцы чувствительными . На следующих занятиях даю детям неподготовленную глину, и мы вместе познаем муки творчества: итак этап за этапом знакомимся с процессом создания каргопольской игрушки. Сначала глину надо подготовить к работе .На этом этапе идет развитие познавательных интересов детей: я рассказываю о свойствах глины. Приобретенные знания закрепляются на практике.

Даю детям поэкспериментировать с глиной. Пусть они попробуют нарисовать на глине узор, обмакнуть глину в воду, скатать жгутик. За каждым приемом лепки я открываю детям маленькое чудо ремесла. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на занятие являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, коллективная работа.

 Регулярно пополняется  работами детей выставка  декоративной лепки. Лучшими работами ребят оформляются  группы.

        Таким образом, знакомство детей с народными промыслами родного края формирует интерес к ним , помогает приобщить их к национальной культуре уже в дошкольном возрасте.

        Решая задачи ознакомления детей с народными промыслами Каргопольского края, я использую в работе   технологию , которая опирается на идеи отечественных ученых (Н.Н.Подъякова, Н.Е. Верекса, Л.А. Венгер) о творческом характере  познания ребенком социальной действительности, об оптимальном соотношении процессов развития и саморазвития, о необходимости включения в сознание элементов проблематизации, детского эксперементирования.

В соответствии с этим ознакомление с окружающим включает пять компонентов, названных мною:

  1. Вступительная часть,
  2. Информационная часть,
  3. Проблематизация,
  4. Стимулирование детей к постановке вопросов,
  5. Символизация.
  • Во вступительной части для меня важно заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта собственной познавательной деятельности, при которой детям самим захотелось что-то узнать. Для этого я провожу знакомства  с истоками: земля и люди, хранителями традиций, образования глиняных игрушек, сказы о жизни Ульяны Бабкиной, путей возрождения и развития промысла.
  • Особое внимание я уделяю информационной части занятия. Чтобы избежать перегрузки я использую рассказы, которые отвечают определенным требованиям: доступностью детям определенного возраста, краткостью и информационной насыщенностью, четко выраженной взаимосвязью прошлого, настоящего и будущего, а также  использованием наглядности. Провожу с детьми цикл познавательно-исследовательских занятий «Путешествие по реке времени», где дети узнают прошлое  и настоящее Каргопольской игрушки.

                 

  • Проблематизация - важнейшее условие поддержания  высокого уровня умственной активности детей, должна осуществляться по основным, существующим линиям и направлениям. Стимулировать умственную активность детей мне помогают проблемные ситуации, экспериментирование, неопределенные проблемные знания с обязательным участием догадок, предложений, вопросов (как слепить, свойства глины).
  • Принципиально важным структурным компонентом является стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности. Именно на это я обращаю особое внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы задает педагог, а дети лишь отвечают.  Для наших занятий разработаны серии дидактических игр и упражнений, где основной задачей  является обучение детей формировать вопросы, причем к вопросам предъявлять определенные требования ( « Найди лишнее», « Что изменилось», « Узнай элементы» и другие. Вопросы выступают в качестве плана, определяющего характер обследования объекта.
  • В заключительной части, условно названной «символизация», я детям предоставляю возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации, проявив себя в различных видах деятельности.

Для организации работы с детьми  в детском саду собран необходимый методический  материал: Книга Г.П.Дурасова «Каргопольская глиняная игрушка»; « Каргополье художественные сокровища»-Г.Дурасов; « Каргополье-онега» Г.П.Гунн; « Бабушкины уроки-Народное искусство Русского Севера». Разработано тематическое планирование и цикл занятий «Северная  сказка из глины »; подобрана коллекция каргополькой глиняной игрушки; оформлена фотовыставка « Город Каргополь».  

Результат работы:

  • Дети овладевают информацией об искусстве Севера;
  • Эмоциональное восприятие глиняной игрушки, способность к сопереживанию;
  • Эстетическое восприятие действительности, деятельностно-ценное отношение к ней;
  • Повышение уровня развития психических качеств: наблюдательности, произвольности внимания, креативности, эмоциональной отзывчивости

Я не  ставлю   самоцелью введение регионального компонента в содержании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ как дань моде, а вижу смысл своей работы через воспитание у ребенка любви к  родному краю, городу, родной земле, научить  уважать свое  историческое прошлое, общечеловеческие ценности и в будущем стать истинным патриотом и гражданином.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента ооп по средства приобщения дошкольников к народному фольклору. Презентация : "Широкая масленица".

        В настоящее время очень остро стоит вопрос приобщения дошкольников к истокам русской культуры. В своей работе мы используем  много народных игр, хороводов. С эт...

Приобщение детей к народно-прикладному искусству Кубани.

Приобщение детей к народно-прикладному искусству Кубани....

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

Проект « Приобщение детей к народно –прикладному искусству» в подготовительной группе для детей 6-7 лет

Проект « Приобщение детей к народно –прикладному искусству» в подготовительной группе для детей  6-7 лет...